Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение часов по темам программы и видам занятий

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Томский государственный университет»

Филиал Томского государственного университета в г. Прокопьевске

УТВЕРЖДАЮ

Директор ПФ ТГУ

_____________Д.В. Воронин

«_____» «___________»2010г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине ЭТИКА

Для специальности ФИЗИКА

Форма обучения очная

 

Курс 1

Семестр 1

Лекции (часы) 36

Экзамен (семестр)

Практические занятия (часы)

Зачет (семестр) 1

Самостоятельная работа (часы) 34

Всего часов 70

 

Прокопьевск 2010


РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению учебно-методическим советом

Протокол № _____ от «_____» 2010 г.

Председатель совета, к.фил.н. Беляков А.А.

СОГЛАСОВАНО

зав. кафедрой общественных наук, к.и.н. Воронин Д.В.

 

 

Рабочая программа составлена на основании ГОСа по специальности «ФИЗИКА», утвержденного 17.03. 2000г.; Учебного плана, утвержденного

 

Составитель

Воронина Надежда Викторовна – преподаватель

 


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Изучение основ этики, предлагаемое студентам в 1 семестре, способствует углублению фундаментальных знаний. Этика рассматривается как философская наука, предметом которой является мораль. В то же время этика имеет практическую направленность, ибо нравственность – это особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира, деятельность, обусловленная мировоззрением, формирование норм поведения.

Курс связан с другими дисциплинами: философией, культурологией, социологией, психологией. Знания, умения и компетенции, полученные при освоении этики, будут полезными как предшествующие изучению вышеназванных дисциплин, а также для профессиональной деятельности после окончания вуза.

Рабочая программа дисциплины имеет трудоемкость, равную 2 зачетным единицам.

Целью курса является знакомство с философскими знаниями в области этики, приобщение к этическим ценностям и практике этического поведения.

Задачи курса:

- обеспечить изучение фундаментальных достижений мировой этической мысли;

- способствовать тому, чтобы этика стала гуманистической основой формирования личности и фактором гражданского образования личности;

- способствовать тому, чтобы этика выступала в качестве одного из факторов формирования специалиста, которого отличает не только высокая профессиональная подготовка, но и интеллигентность (общая культура, гражданственная ориентация, приверженность высоким гуманистическим принципам и т.д.)

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: основные этические категории, владеть элементарными знаниями по истории этики; иметь представление о сущности, назначениях и смысле жизни человека; о духовных ценностях, их значении; сущности и роли морали.

уметь: воспринимать и анализировать информацию, высказывать собственное мнение по мировоззренческим проблемам.

владеть культурой дискуссий, правилами внутренней и внешней культуры общения и этикета.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1 Предмет этики и история этических учений

Тема 1.1 Предмет, специфика, задачи, структура этики

Происхождение терминов «этика», «мораль». Предмет и задачи этики. Этика гуманистическая и авторитарная. Структура этики: история этики и морали, теория морали, нормативная этика, прикладная этика.

Тема 1.2 Этические учения Древнего Востока

Этапы историко-этического процесса. Этические учения Древнего Востока. Этика Древней Индии: влияние на этику особенностей истории, социально-экономического уклада, философия и этика ведического и послеведического периода. Этика Древнего Китая: буддизм, конфуцианство, даосизм, джайнизм, моизм.

Тема 1.3 Этика античности, эпохи Средневековья и Возрождения

Эвдемонистическая ориентация этики Античности. Этические учения Сократа, Платона, Аристотеля, Диогена, Эпикура. Христианская этическая концепция Средневековья.

Тема 1.4 Этические искания в русской философии. Этическая мысль Нового времени. Этика XX в.

Этика Нового времени. И.Кант: теоретический анализ нравственности, категорический императив. Марксистская этика, этические учения А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, экзистенциалистов. Этика благовения перед жизнью А. Швейцера. Этические воззрения русских революционеров-демократов. Этика XX века.

Раздел 2 Историческое развитие нравственности

Тема 2.1 Генезис морали. Простейшие виды нравственных отношений

Биологические предпосылки нравственности. Обычаи, традиции, их отличие от морали. Основные черты простейших нравственных отношений: стабильность, сочетание личного и коллективного, равенство в управлении. Народная нравственность: почитание родителей, женщины-матери, культ мертвых, уважение семьи, трудолюбие, патриотизм и т.д.

Тема 2.2 Развитые формы нравственной регуляции. Закономерности в развитии морали

Нравы эпохи феодализма. Влияние христианства. Мораль периода Средневековья. Оформление буржуазной морали.

Раздел 3 Теоретические проблемы этики

Тема 3.1 Сущность, специфика и содержание морали

Разные подходы к пониманию морали. Эвдемонизм. Гедонизм. Утилитаризм.

Тема 3.2 Свойства морали, противоречия морали

Свойства морали: императивность, всепроникновение, противоречивость, обобщенность. Противоречия между моралью общества и личности, между моралью разных времен и народов, между общественным и индивидуальным.

Тема 3.3 Структура морали

Основные элементы морали: сознание, деятельность, отношения. Моральное сознание: долг, совесть, честь и достоинство. Структура поступка.

Тема 3.4 Функции морали

Функции морали: гуманизирующая, регулятивная, воспитательная, познавательная, коммуникативная и др.

Раздел 4 Высшие нравственные ценности

Моральные ценности человека в основных категориях этики. Свобода и ответственность. Добро и зло. Страдание и сострадание. Долг и Совесть. Честь и Достоинство. Смысл жизни и Счастье. Любовь как высшая ценность.

Раздел 5 Прикладная этика

Тема 5.1 Экологическая этика

Человек и природа: эволюция отношений. Экологическая этика: сущность, предмет, основные задачи и проблемы. От антропоцентризма к биоцентризму. Свобода и морально-экологическая ответственность.

Тема 5.2 Биомедицинская этика

Право человека на жизнь и право человека на смерть. Проблемы критерия смерти. Нравственные проблемы эвтаназии. Биоэтика и современные биотехнологии. Этические проблемы воспроизводства человеческого потомства.

Тема 5.3 Ситуативная этика. Этика и культура общения

Этика отношений в отдельных ситуациях; дружба как высшая форма общения; любовь как отношение и влечение; семейные отношения. Этические проблемы виртуальной реальности. Культура и антикультура в общении.

Тема 5.4 Этика и этикет

Понятие и сущность этикета. Основные принципы этикета: гуманизм, коллективизм, демократизм. История этикета: зарождение и развитие европейского этикета; из истории российского этикета; современный этикет. Основные принципы и нормы этикетной культуры. Правила этикета в конкретных ситуациях. Этикет ведения беседы. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Невербальный язык общения.

 

 

Распределение часов по темам программы и видам занятий

Тема Всего часов аудиторные сам. работа
лекции семинары
Раздел 1 Предмет этики и история этических учений        
Тема 1.1 Предмет, специфика, задачи, структура этики     -  
Тема 1.2 Этические учения Древнего Востока     -  
Тема 1.3 Этика античности, эпохи Средневековья и Возрождения     -  
Тема 1.4 Этические искания в русской философии. Этическая мысль Нового времени. Этика XX в.     -  
Раздел 2 Историческое развитие нравственности        
Тема 2.1 Генезис морали. Простейшие виды нравственных отношений     -  
Тема 2.2 Развитые формы нравственной регуляции. Закономерности в развитии морали     -  
Раздел 3 Теоретические проблемы этики        
Тема 3.1 Сущность, специфика и содержание морали     -  
Тема 3.2 Свойства морали. Противоречия морали     -  
Тема 3.3 Структура морали: моральное сознание, моральные отношения, моральное поведение     -  
Тема 3.4 Функции морали     -  
Раздел 4 Высшие нравственные ценности        
Тема 4.1 Моральные ценности человека в основных категориях этики (добро, смысл жизни, свобода, счастье)     -  
Раздел 5 Прикладная этика        
Тема 5.1 Экологическая этика     -  
Тема 5.2 Биомедицинская этика     -  
Тема 5.3 Ситуативная этика. Этика и культура общения     -  
Тема 5.4 Этика и этикет     -  
Итого     -  

 

Форма контроля: проверка конспектов самостоятельных работ, тестирование, решение ситуационных задач, интерпретация фрагментов текстов, доклады, зачет в конце 1 семестра.


Вопросы к зачету по этике для студентов физического факультета 1 курса

1. Понятие этики. Предмет этики

2. Гуманистическая этика. Авторитарная этика. Эвдемонистическая и гедонистическая этики

3. Структура этики

4. Этические воззрения Древнего Востока

5. Этические воззрения буддизма, джайнизма

6. Этика Конфуция и Лао-цзы

7. Этика моизма и легизма

8. Античная этика (общие положения, этика Сократа, Диогена)

9. Этические воззрения Эпикура и Аристотеля

10. Этика нового времени. И. Кант

11. Этические в русской философской мысли в преддверии XX века. Марксистская этика

12. Этические воззрения Артура Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Швейцера

13. Свойства морали и ее противоречия

14. Структура морали

15. Нравственная деятельность. Структура поступка

16. Функции морали

17. Историческое развитие нравственности: отношения людей при родовом строе, обычаи, нормы морали, переход к нравственной регуляции

18. Простейшие виды нравственных отношений, народная нравственность

19. Развитие форм нравственной регуляции в период феодализма. Оформление буржуазной морали

20. Высшие нравственные ценности: любовь как высшая ценность, смысл жизни и счастье, долг и совесть

21. Моральные ценности человека в основных категориях этики: свобода и ответственность, добро и зло, страдание и сострадание

22. Экологическая этика

23. Биомедицинская этика

24. Ситуативная этика. Этика и культура общения

25. История и основные принципы этикета

26. История русского делового этикета

27. Основные правила и нормы этикетной культуры

28. Речевой этикет. Язык невербального общения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...