Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности постклассической этики




В основе этических направлений 19—20 вв. лежали тенденции, оппозиционные классической этике. Основоположниками этих на­правлений были младшие современники Фихте, Шеллинга, Гегеля, которые создавали свои учения на материале избирательной критики или односторонней интерпретации немецкой философской классики.

Нельзя не оценить значения происходящей в начале 19 в. мировоз­зренческой трансформации. Основным предметом философии является

91

 

бытие — источник всего существующего, в том числе и нравственности. Традиционно в философии, включая и философию Нового времени, бы­тие определяли как некую духовную (идеализм), имеющую общую с чело­веческим разумом природу и поэтому познаваемую (рационализм), еди­ную (монизм) сущность. |

Начиная с 19 в. эти качества бытия (как и само бытие в качестве предмета философии) последовательно ставятся мыслителями под сомнение. Таким образом, в возникающих философских учениях подвергаются ревизии те или иные фундаментальные для классиче­ской философии принципы — идеализм, рационализм, монизм и онтологизм. Трансформация предмета философии оказывает силь­нейшее влияние на этическую составляющую постклассических уче­ний, главными из которых в 19—20 вв. являются следующие:

1) философия жизни;

2) исторический материализм (марксизм);

3) позитивизм;

4) философия существования (экзистенциализм).

Этика философии жизни

(А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд, А. Швейцер)

Предметом философии жизни является некая активная духовная сущность. Постулируя эту сущность, мыслители остаются на монистиче­ских и частично на идеалистических позициях, однако резко расходятся с традиционным рационализмом. В отличие, например, от гегелевского Духа природа этой сущности иррациональна. Она принципиально не по­знается разумом: он имеет дело лишь с продуктами ее деятельности. Такая сущность познается человеком интуитивно, путем непосредственного внутреннего переживания. Представителей данного направления можно условно разделить на две группы. Одна из них видит в этой сущности чис­тую иррациональную волю (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.), другая -жизнь в натуралистическом (биологическом или психобиологическом) смысле, зачастую распространяя его и на нравственность (А. Бергсон, 3. Фрейд, А. Швейцер и др.).

А. Шопенгауэр

Иррационалистический монизм основоположника философии жизни Артура Шопенгауэра (1788—1860) последовательно раскрывается в его этических произведениях «О свободе воли» и «Об основе морали».

В основе нравственности, по мнению мыслителя, лежит сострада­ние другому, т.е. чистый неэгоистический мотив. Эгоизм, уверен Шо-

пенгауэр, разъединяет людей, так как человек дан себе непосредственно, а остальные люди — опосредованно. Поэтому в существовании необъ­яснимого чувства сострадания, интегрирующего живых существ в одно целое, заключена тайна, указывающая на единую сущность объектив­ного мира. Мыслитель называет эту сущность «волей к жизни».

Шопенгауэр — пессимист. По его мнению, создающая мир воля бессмысленна и бесцельна. Порождаемые ею существа не удовлетво­рены, в мире царит страдание. Оно реально в отличие, например, от наслаждения (наслаждение есть отсутствие страдания). Отсюда и ре­альность сострадания, как основы нравственности. Из сострадания мыслитель выводит два основных нравственных принципа:

1) справедливость, т.е. непричинение страдания при реализации ка­кого-либо эгоистичного интереса (этот принцип сформулирован в Вет­хом Завете);

2) человеколюбие, бескорыстная помощь в преодолении страда­ния (этот принцип сформулирован в Новом Завете).

Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, ха­рактеризующим всех живых существ, не только людей, но и, напри­мер, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воз­даяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псев­доморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности — «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базиру­ется на эгоистичном принципе взаимности — «ты мне, я тебе».

Признавая абсолютную свободу мировой воли, Шопенгауэр отка­зывает в ней отдельному человеку. Такой подход типичен для эссенци-альной философии, т.е. монистической философии сущности (част­ным случаем которой является пантеизм). В то же время философ не снимает нравственной ответственности с человека.

Считая высшей нравственной целью прекращение страдания, Шо­пенгауэр рекомендует человеку освобождение от эгоистичных желаний, незаинтересованную бескорыстную деятельность (подобную деятельно­сти художника или ученого).

Ф. Ницше

Творчество Фридриха Ницше (1844—1900) находится в русле фило­софии жизни. Ницше видит природу мира в некоей иррациональной жизненной энергии — «воле к власти». Благодаря ее давлению всякое существо инстинктивно стремится к непрерывной экспансии. Подоб­ное освоение жизненного пространства обычно происходит за счет других, отсюда неизбежность конфликтов, войн, и как следствие —

страданий. Считая, как и Шопенгауэр, такие явления естественными, Ницше в отличие от своего старшего современника преисполнен исто­рического оптимизма. По его мнению, в таких условиях формируется истинная нравственность, идеалом которой является сверхчеловек.

В произведениях «Так говорил Заратустра», «Антихрист», «По ту сторону добра и зла» и др. немецкий мыслитель резко критикует тради­ционные представления о морали как продукты сознания слабого чело­века, привыкшего к подчиненному состоянию внутри группы. Такой человек биологически предназначен подчиняться более сильной лично­сти, поэтому он предрасположен к -коллективистским ценностям -взаимовыручке, самопожертвованию, состраданию и т.д. Коллективист­ской нравственности рабов Ницше противопоставляет аристократиче­скую нравственность господ — от природы сильных личностей. Мораль сверхчеловека основана на властном инстинкте: абсолютной ценностью признается собственная жизнь, добром — гордость, энергичность, воле­вые качества и т.д. С точки зрения такой нравственности «обычное» ми­лосердие к слабым будет пустой тратой жизненной энергии на вырож­денцев (а следовательно, злом). «Падающего подтолкни!» — таково, по мнению Ницше, истинное милосердие.

Недовольство мыслителя вызывает то обстоятельство, что в процессе развития общества нравственность рабов стала господ­ствующей, подчинив себе и лидеров. Распространение и абсолюти­зация рабской морали привели к возникновению христианской ре­лигии, а в наше время — к демократическим и социалистическим теориям, требующим всеобщего равенства. Такое положение дел, считает Ницше, противно самой природе, наносит ущерб естествен­ным потенциям сильных личностей, а через них и самой жизни. От­сюда становится понятен смысл борьбы Ницше против традицион­ных ценностей, призыв к их переоценке.

Антропологический метод, используемый Ницше в исследовании нравственности, а также критика современных ему концепций морали стали стимулами для дальнейшего развития этической теории.

3. Фрейд

Психоанализ является популярным психологическим учением, осно­ванным на интерпретации бессознательных процессов и мотиваций чело­века. Представители этого направления видят в фундаментальных прин­ципах учения этико-философский смысл, близкий к философии жизни.

Основателем психоанализа стал Зигмунд Фрейд (1856—1939). По его мнению, динамические изменения в психике каждого человека -результат действия «либидо», т.е. влечения, сексуально окрашенной

94

жизненной энергии. Эта энергия составляет наиболее архаичную часть психики — безличную, бессознательную, стремящуюся к сексу­альной разрядке. Мыслитель называет эту часть «Оно».

Надстройкой над архаичным «Оно» является индивидуальное сознание, разум, здравый смысл — «Я». Его задача трансформиро­вать сексуальную энергию в социально приемлемые формы — труд, творчество и т.д. Такой процесс получил в психоанализе название сублимации (лат. — возносить).

Деятельность индивидуального «Я» не является свободной, так как над ней стоит еще одна психическая инстанция — «Сверх-Я», которая формируется с детства в результате восприятия извне соци­альных установок (норм, запретов и поощрений), ее задача контро­лировать деятельность «Я», задавать ей стереотипы поведения.

Таким образом, Фрейд предлагает трехступенчатую структуру психики человека — «Оно», «Я» и «Сверх-Я». В последней очевиден источник традиционных нравственных требований, неслучайно по­этому мыслитель отождествлял «Сверх-Я» с совестью.

Следует отметить декларируемый Фрейдом антагонизм между сознанием «Сверх-Я» и бессознательным «Оно». Так как «Оно» первично, то и его принцип удовольствия является весьма значи­мым. Противостоящие этому гедонистическому принципу нормы традиционной морали приобретают в психоанализе противоестест­венный характер. Задача нравственных ограничений заключается в создании жестких рамок для бесконтрольных сексуальных влече­ний с целью использования энергии последних в социальных нуж­дах. Ярким свидетельством этому, по мнению Фрейда, служат наи­более древние нравственные запреты — табу (например, на ин­цест). Жестокость их соблюдения являлась адекватным способом обуздания инстинктов.

Конфликт «Оно» и «Сверх-Я» в индивидуальном сознании при­водит к процессу сублимации. Не решаясь реализовывать свою сек­суальную энергию непосредственно, человек реализует ее косвенно, в заданных обществом рамках. Поэтому любой продукт трудовой или творческой деятельности, внешне совершенно не связанный с поло­вой сферой, тем не менее настойчиво на нее намекает. Из такой концепции следует и характерный в среде психоаналитиков взгляд на культуру как на форму психопатологии.

Последователями Фрейда, реализовавшими несколько иные ва­рианты его учения, стали А. Адлер (перенес внимание с сексуального на властный инстинкт), К. Юнг (учение о коллективном бессознатель­ном), Э. Фромм (концепция гуманистического психоанализа) и др.

95

А. Швейцер

* г

Альберт Швейцер (1875—1965), исходя из принципов философии жизни, пытался выработать нормы универсальной космической эти­ки. Этой задаче посвящен его труд «Культура и этика».

По Мнению мыслителя, фундаментом универсальной этики должно стать особое душевное-состояние — «благоговение перед жиз­нью». Первоначалом человеческого бытия, считает Швейцер, являет­ся не мышление, а абсолютное желание жить. Оно же выступает в ' качестве критерия различения добра и зла: все, что сохраняет жизнь, есть добро; все, что наносит ей ущерб, — зло.

Преклонение перед жизнью и провозглашение человека высшей ценностью позволяет, по мнению Швейцера, отбросить все, что разъе­диняет людей. Нравственный подход, видящий в человеке представите­ля человечества (а не конкретного народа, страны и т.д.), жизни как та­ковой, способен обеспечить его единство с другими людьми, с приро­дой, со всеми явлениями жизни. Он направлен на усиление чувства от­ветственности и должен быть подтвержден личным действием, имею­щим чистую мотивацию и осуществляемым ненасильственными средст­вами. Такая переориентация сознания стимулирует подвижничество, индивидуальное нравственное миссионерство (врач по профессии, Швейцер сам был примером такой деятельности).

В работе «Учение о благоговении перед жизнью» Швейцер фор­мулирует главные этические принципы: социальный («человек чело­веку») и экологический («человек природе»).

Первый соединяет индивидуальное нравственное совершенствова­ние с активной социальной деятельностью, второй утверждает нравствен­ную ценность природы и необходимость этического к ней отношения.

Гуманистически и экологически ориентированная этика личности, по мнению мыслителя, является единственным средством возможного преодоления духовного кризиса в условиях техногенной цивилизации.

2.8.3. Этическая теория исторического материализма

Предметом диалектического материализма является материя в ее бесконечных формах и проявлениях. Диалектический материализм придерживается монистического и рационалистического принципов (признавая тем самым единство и познаваемость объективного мира), однако отрицает идеалистическое восприятие бытия.

Фундаментальные принципы диалектического материализма (в форме исторического материализма) распространяются и на область общественных явлений. Первичность материи и вторичность созна-

96

ния конкретизируются в социальных явлениях как первичность об­щественного бытия и вторичность общественного сознания (т.е. ду­ховной стороны исторического процесса). Общественное сознание отражает в той или иной форме общественное бытие. Одна из таких форм общественного сознания — нравственность.

Основателями исторического материализма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Философскими источниками их учения стал диалектический метод, развитый немецкой классической философией (главным образом Г. Гегелем), и метафизический материализм (особенно философское учение Л. Фейербаха).

Л. Фейербах

В центре учения Людвига Фейербаха (1804—72) — человек как «един­ственный, универсальный и высший предмет философии». Материали­стическая точка зрения Фейербаха в обосновании нравственности опира­ется на принцип эгоизма. Он понимает эгоизм как соответствие поведе­ния человека его природе и разуму, из чего следуют эвдемонизм и утили­таризм его нравственной теории. Фейербах трактует добро как удовлетво­рение индивидуальных, обусловленных природой (т.е. в первую очередь биологических, а не социальных) потребностей человека. Стремясь избе­жать крайнего индивидуализма, мыслитель утверждает, что личное счастье невозможно без счастья других людей. Таким образом, добродетелью ста­новится стремление к своему и чужому счастью.

Фейербах критикует религиозные представления о нравственно­сти. Он видит в религии форму отчуждения человека от его собст­венной природы. Таким образом, требования Бога есть требования человечества к самому себе. В критике религии проявляется харак­терный для мыслителя материалистический антропологизм.

Фейербах уделяет внимание роли общественных институтов в стимулировании нравственности. По его мнению, для нравствен­ного развития необходимы развитие социальное, повышение каче­ства жизни. В этом плане Фейербаху присущ исторический опти­мизм, вера в социальный и нравственный прогресс.

Марксистская этика

Материалистическое учение Фейербаха оказало влияние на фи­лософское творчество основоположников диалектического материа­лизма К. Маркса (1818-83) и Ф. Энгельса (1820-95).

В своих произведениях «Экономическо-философские рукописи», «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» и др. эти филосо-

97

фы, активно применяя диалектический метод, преодолели созерцатель­ность прежнего материализма, его, метафизичность. Марксизм — фило­софия действия, преобразований, неслучайно это учение стало про­граммой революционных движений. Маркс отмечал, что «философы прошлого лишь различным образом объясняли мир, но главное заключа­ется в том, чтобы изменить егд» (или, как интерпретировали этот лозунг оппоненты Маркса, разрушить). В соответствии с этим вся этическая проблематика переводилась в практическую плоскость.

По мнению Маркса и Энгельса, нравственность есть специфи­ческое отражение общественных отношений людей в процессе жиз­недеятельности. Таким образом, источник нравственности находит­ся в социальной сфере и детерминирован ей. Абсолютных нравст­венных норм и представлений не существует,-гаждому конкретному уровню развития общества соответствует определенный уровень раз­вития морали, ее регулятивных функций.

Мыслители выделяют несколько таких уровней (общественно-экономических формаций) в истории человечества: первобытнообщин­ный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммуни­стический. Каждому из них соответствует и свой тип нравственности. Так, например, особенности производства материальных благ в рабо­владельческой формации (использование рабского труда) обусловили специфику рабовладельческой мор*али.

Теория научного коммунизма

Для марксизма важно установление и изучение объективных законо­мерностей исторического (в первую очередь экономического) развития общества. В этом смысле марксизм продолжает рационалистические тра­диции Нового времени. По мнению мыслителей, формирование научной теории позволит оптимизировать общественные, а следовательно, и нрав­ственные отношения. Этой задаче был посвящен фундаментальный труд Маркса «Капитал». В целях создания более эффективной экономики, а значит, и более справедливого общества был систематизирован и осмыс­лен большой фактический материал. На основе проведенного анализа Маркс пришел к выводу, что объективные тенденции исторического раз­вития ведут к возникновению коммунистической формации, где средства производства будут принадлежать всему обществу. Коммунизм стал идеа­лом социального устройства и одновременно средством нравственного развития. Ведь, по мнению Маркса, человек есть продукт общественных отношений, и, чтобы изменить человека в лучшую сторону, необходимо сначала изменить в лучшую сторону общество. Коммунистическое обще­ство, реализуя лозунги «от каждого по способностям, каждому по потреб-

ностям» и «условием развития всех является развитие каждого», способно воспитать нравственно совершенного человека.

При этом Маркс пришел к выводу, что естественный, но про­должительный период смены форм собственности (с частной на об­щественную) можно радикально ускорить с помощью революции. Классовая мораль

Коммунистическая революция для Маркса не была самоцелью. Она служила средством для скорейшего создания достойной жизни для каж­дого человека. В середине 19 в. качество жизни трудящихся было на низ­ком уровне. Положение усугубляло крайне циничное отношение к экс­плуатируемым массам со стороны буржуазии, стремящейся к макси­мальным прибылям. В разделении общества по экономическим показа­телям Маркс увидел его нравственное расслоение. По его мнению, вре­мя, когда уровень развития буржуазии соответствовал историческому прогрессу (период буржуазных революций), прошло. Теперь капита­лист, а еще шире — частный собственник, заинтересован в сохранении существующего положения. Поэтому и его нравственные установки санкционируют эксплуатацию, нищету и т.д., т.е., по сути, безнравст­венны. Трудящиеся же, лишенные собственности и потому свободные, наоборот, заинтересованы в переменах. Таким образом, интересы тру­дящихся объективно совпадают с тенденциями исторического развития. Отсюда истинность их нравственной позиции, нацеленной на скорей­шее преобразование общества.

Характерные черты марксистской этики

Выявленная марксизмом зависимость нравственности от условий и характера социального бытия дала возможность сделать этику науч­ной, т.е. предоставить ей объективный материал для анализа. В каче­стве исходных посылок выступали не произвольные (и поэтому не­предсказуемые) требования Бога или субъективный (и поэтому непо­знаваемый) мир человека, а конкретные социально-исторические ус­ловия. Немалое значение в марксистской этике придается и принципу историзма, т.е. рассмотрению нравственности как (прогрессивно) раз­вивающегося явления.

Кроме того, следует отметить практико-ориентированный ха­рактер марксистской этики. С ним связано и участие многих мар­ксистов в политике. Истинная мораль, по мнению Маркса и Энгель­са, должна быть нацелена не на пассивное осуждение несовершен­ного состояния действительности, а на активное участие в ее рево­люционном преобразовании. Поэтому предлагаемая марксизмом цель — коммунизм обосновывается как реальная задача, для осуще-

ствления которой разрабатывается соответствующая стратегия поли­тической борьбы, революции и ведущей роли пролетариата. А устра­нение моральных противоречий связывается с решением в первую очередь социальных проблем и нравственное совершенствование человека зависит от справедливого общественного устройства и эко­номического процветания. „,

Критика марксистской этики

Критики марксизма отмечают следующие, на их взгляд, сущест­венные недостатки учения.

Во-первых, признание вторичности общественного (нравственного в том числе) сознания по отношению к определяющему его обществен­ному бытию. По мнению критиков, такое положение делает сознание ведомым, ограничивает его творческий потенциал.

Во-вторых, стремление к объективности, анализу способов по­ведения больших групп населения -(классов) ведет к игнорированию субъективного универсума личности.

Марксизм оказал решающее воздействие на судьбу 20 в. Он стал идеологией социалистических революций и национально-освобо­дительных движений. Среди знаменитых философов-марксистов, исследовавших проблемы нравственности, можно назвать К. Каутс­кого, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, А. Грамши, Д. Лукача и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...