Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления исследований в области МРР на современном этапе.




Ф. А. Сохин (1929-1992) – руководитель НИИ дошкольного воспитания. Он доказал, что развитие детской речи имеет своё, самостоятельное значение и не должно рассматриваться лишь как аспект ознакомления с окружающим миром.

М. Конина (1913-1991гг)

Ученица Флёриной. Она уточнила задачи по формированию грамматической стороны речи. Работала в области художественного чтения и рассказывания детей.

В. И. Логинова (1932-1992гг)

Уточнила методику уточнения словаря на основе ознакомления детей с предметами их признаками и качествами.

А. Н. Бородич (1926-….)

Обобщила все знания по развитию речи.

Психолого-педагогические исследования развития речи выполнено в 3-х направлениях:

  1. структурная: исследуются разные вопросы, формирование разных структурных уровней (фонетической, грамматической, лексики), системы языка (Гербова, Яшина, Струнина). Усвоению фонетической системы языка (Алексеева, Максакова и т.д.)
  2. функциональное направление. Исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции (общение). Это направление представляет исследование условий формирование связной речи. (Тихеева, Флёрина, Виноградова, Сахин и др.).
  3. когнитивное (познавательное) направление. Исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи. (Эльконин, Дурова, Журова, Невская)

Многие фундаментальные и прикладные задачи ещё не разрешены. Некоторые вопросы требуют дальнейшего рассмотрения.

 

Цель и задачи развития речи.

Основная цель работы по рр – формир-е устной речи и навыков речевого общения с окр на основе овладения литературным языком своего народа.

Ранее выдвигалось требование к речи реб – правильность речи: правильность произношения звуков, прав употреб слов по смыслу, умение прав изменять слова, согласно грамматике русс языка. Со временем треб-я к речи дош-ка расширяются. Сегодня мы предполагаем развитие хорошей речи: правильная речь+богатство, точность и выразительность. Цель – формир-е хорошей устной речи.

Задачи:

  1. развитие словаря (речь состоит из слов). Главное в развитии дет словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соотв-ии с контекстом высказывания, с сит-ей, в которой происходит общение. Словарная работа в д/с проводится на основе ознакомления с окр жизнью.
  2. воспит-е звуковой куль-ры речи – многоаспектная задача, в кот-ю входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и признош, развитием речевого слуха, обучение правил произнош-ю, воспит орфоэпич прав-ти речи, овладение ср-ми звуковой выразит-ти речи, выроботкой четкой дикции, воспит куль-ры речи, общения.
  3. формир-е грамматич строя речи предполагает формир-е морфологич стороны речи, синтаксич стороны и способов словообразования.
  4. развитие связной речи вкл развитие диалогич и монологич речи. Диалогич речь явл-ся основной формой общ-я детей дош в-та. Необходимо учить реб вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную речь, вступать в разговор и его поддерживать, отвечать на вопросы и спрашивать самому, вести себя с учетом ситуации общения. Развитие монологич речи предполагает формир-е умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самост высказывания разных типов речи.
  5. формир-е элементарного осознания явлений языка и речи. Это подготавливает детей к обучению грамоте. Детей учат производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложения, звуковой анализ слова – все это способствует формир-ю нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.
  6. ознакомление с худ лит-рой.

 

Ведущей задачей явл-ся развитие связной речи. В связной речи реализуется осн функция речи – общение. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития.

 

 

8.методические принципы развития речи
Под методическими приницпами понимается общее исходное положение, руководствуясь которым педагог выбирает средства обучения.

Методические принципы: приницип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей: речь опирается на сенсорные представления, составляет основу мышления и развивается в единстве с мышлением. Следования этому принципу обязывают педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, способствующие развитию всех познавательных процессов; принцип коммуникативно-деятельностного подхода: понимание речи как деятельности, заключенной в использовании языка для коммуникации, его реализация предполагает развитие речи как средства общения в процессе общения в разных видах деятельности;

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка: основан на том, что в процессе овладения речью лежит не только подражание, но и не осознанное обобщение явлений языка;

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развитие речи как целостного образования: реализация состоит в таком построении при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи; принцип обогащения мотивации речевой деятельности: от мотива как важнейшего компонента зависит качество речи и мера успешности обучения; принцип обеспечения активной речевой практике: на занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей; эмоционально-положительный фон, субъектно-субъектное общения, игровые приемы.

 

Прогрмма РР в д/с.

В 1962 г. была создана прога воспитания детей в д/с, в кот-ой опр речевые задачи детей от 2х мес до 7 лет. В отличие от издаваемых руководств, программные требования отделены от методич указаний, значительно пересмотрено содерж-е работы по РР.

В 1984 г появл-ся Типовая прога «Воспит и обуч в д/с». Данная прога была построена на основе деятельностного подхода. В ней впервые отделяется друг от друга задача РР от задач по ознакомлению с окруж жизнью. Больше задач по РР в проге ставится во всех возрастных группах, однако, их содержание имеет свою специфику, кот-я опред возрастными особ-ми детей (в млад гр глав задача – накопление словаря и формир-е произносительной стороны речи; ср гр – тоже самое + развитие связной речи; ст гр – связная речь, работа над значением слова; подг гр – задача подготовки к обучению грамоте).

На основе типовой проги созданы проги в странах СНГ. В РФ была разработана «Прга воспит и обуч детей в д/с».

 

 

  1. Программа «Радуга» под редакцией Дороновой. Содержит общепринятые разделы работы по развитию речи. Одним из важнейших средств развития речи они считают создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи по средствам общения воспитателя с детьми и детей друг с другом.

Программа «Развитие» Венгер. Ориентирована на развитие способностей и творчества детей. Овладение разными сторонами речи происходит при ознакомлении с художественными произведениями.

Программа «Истоки» центр «Дошкольное детство» Запорожец. Развиваются идеи многих ученых, введены новые разделы: «Речь и речевое общение».

Программа «Детство» Бабаева и Логинова. Разделы: «развитие речи детей; «ребенок и книга».

Парциальная программа развития детей Ушаковой. Особый акцент делается на формирование у детей представлений о структуре связанного высказывания, о способах связи с отдельными фразами и частями.

 

11. Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная речевая среда; речь воспитателя; обучение родной речи и языку на занятиях; художественная литература; различные виды искусства.

Формы общения Дата в онтогенезе Место общения в системе общей педагогической жизнедеятельности Содержание потребности в общении Ведущий мотив общения Основное средство общения
Ситуативно-личностное От 2 месяцев Обеспечивает выживание ребенка и удовлетворяет важные первичные потребности Потребность в доброжелательном внимании взрослого Личностный мотив проявл в том, что взрослый выступает как доброжелатель, обеспечивает познание и деятельность Экспрессивно- мимические операции
Ситуативно-деловое Нач.6-8 мес., закл. До 3-х лет Общение разворачивается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной д-сти и обслуживает ее потребность в сотрудничестве Деловой: взрослый выступает как партнер по игре, как образец для подражания, как эксперт по оценке целей, знаний реб Предметно-действенные операции
Внеситуативно-познавательное с 3 до 4 лет Общение развив на фоне совместной со взрослым самостоят д-сти ребенка по ознакомление с физическим миром + потребность в уважении Познавательный: взрослый как эрудит, источник познаний. Речевые операции
Внеситуативно-личностное 5-6 лет Возникает на фоне теорет. и практ. познания ребенком соц.мира Ведущая потребность сводится к сопереживанию и взаимодействию Взрослый выступает как цельная личность Речевые операции

 

12. Обучение родной речи…

 

 

Интегративные комплексные: на одном занятии

решаются несколько речевых задач

 

 
 

 


Классификация занятий

 
 

 


фронтальные

применение наглядного материала подгрупп. и индив.


предметы наглядные словеные

реального изображения характеристики

мира

этапы обучения

 

сооб. закр обоб. проведение

новых матер. и проверки

ведущая задача знаний систем.

развитие грам. звук. развитие ознак. знан.

словаря строй культура связной с худ.

речи речи речи лит.-рой

 

 

Занятия по развитию речи должны отвечать требованиям: тщательная подготовка к занятию: определение цели, задач, содержания, место занятия в системе педагогической работы; соответствие материла занятию по возрасту и индивидуальным особенностям умственного и речевого развития детей; воспитательный характер занятия; на занятиях должен решаться комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания, эмоциональный характер занятия; на занятиях должны применяться игры и игровые приемы, наглядный материал и занимательные приемы; структура занятия должна быть четкой, в ней должны выделяться: вводная часть: на которой устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста детей; основная: решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности; заключение: должно быть практичным и эмоциональным, его цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Оптимальное сочетание коллективного характера взаимодействия с индивидуальным подходом, соблюдение гигиенических и эстетических требований.

Особенности занятий в разных возрастных группах:

Младшая группа: основной раздражитель-это речь воспитателя; широкое применение наглядных методов, сюрпризов. Не ставиться задач перед детьми. Занятия носят индивидуальный характер, проводятся подгруппами.

Средняя группа: усложняется содержание занятия, ставиться учебная задача, повышается требования к культуре общения.

Старшая и подготовительная группы: проводятся фронтальные занятия комплексного характера, словесные.

На занятиях по развитию речи в основном выделяется обучение. Обучающие занятия не связано с самостоятельной деятельностью. Отношение воспитателя с детьми строиться на дисциплинарной основе. На занятиях преобладают репродуктивные(подражание) методы обучения.

13. Методы: наглядные методы: метод наблюдения, осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов; словесные методы: чтение, заучивание, пересказ; практические методы: дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная), наглядные игры-занятия.

Приемы можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Словесные: речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая)деятельность воспитателя; повторение -преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента; объяснение-раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия; указания -разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата; словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков; оценка детской речи – развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений; вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.

Наглядные: показ картинки, игрушки, движения или действия(в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков.

 

Также приемы можно разделить по обучающей основе: прямые и косвенные. Прямые приемы: образец, объяснение, вопрос, оценка, указания. Косвенные: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...