Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 7. Формы административно-территориальных устройств.

Вопрос 2: Авторитарный режим. Сущность и разновидности.

 

Авторитарный режим (АР) – власть одного лица или группы.

Как правило, возникает при переходе от традиционного общества к индустриальному. От тоталитарного режима отличается тем, что государство не пытается контролировать все сферы общественной жизни, а контролирует только политику. В остальных сферах, а особенно в экономике, допускается значительная свобода.

АР делится на:

1) Монархический АР – прошли многие государства с большой историей.

2) Военно-бюрократический АР – захват власти военными

3) Партийный АР (Например, в арабских странах).

АР имеет 2 разновидности:

I. Жестко-авторитарный режим.

II. Умеренно-авторитарный режим.

В I случае АР некоторыми чертами приближается к тоталитарному режиму (массовые репрессии, запрет оппозиций и т.д.).

Во II случае у АР появляются черты демократии (альтернативные выборы, в определенных пределах возможность критики и т.п.). Однако если легальная оппозиция собирается серьезно претендовать на власть АР прибегает к силовым методам борьбы.

АР может создать предпосылки для перехода к демократии, обеспечивая политическую стабильность необходимую для экономического роста и роста благосостояния масс.


 

Вопрос 3. Тоталитарный режим. Сущность. Характерные черты. Типология.

 

Тоталитарный режим (ТР) заключается в установлении полного (тотального) контроля государства над жизнью общества в целом и каждого человека в отдельности.

ТР делится на 2 разновидности:

1. Праворадикальную (режимы Гитлера и Муссолини – фашизм).

2. Левоэкстремистскую (Сталин – Мао Дзедун).

ТР в СССР возник в итоге исторического забегания – форсированное строительство ТР, но народ не успевал привыкнуть.

Характерные черты:

1) В идеологической сфере этот режим отличается установлением идеологии, которая считается единственно правильной и поэтому общеобязательной. Эта идеология считается высшей формой осуществления блага народа, даже против его воли.

2) В политической области – понополизация власти одной партией и её вождем. В результате такой монополизации партия сращивается с властью.

3) Полный контроль над СМИ.

4) Установление монопольного контроля над экономикой. Различия режимов:

· Правые режимы – ликвидация частного сектора.

· Левые режимы – частный сектор существует, но ценовая политика идет от государства.

5) Для подавления недовольных и инакомыслящих применяются массовые репрессии, как правило.

6) Милитаризация общества в целом. Различие в целях милитаризации:

· Правые – готовность к боевым действиям.

· Левые – защитные или освободительные действия.


 

Вопрос 4. Политическая власть. Сущность, субъект, объект, носитель, ресурсы, природа подчинения.

 

Политическая власть (ПВ) – если А имеет власть над Б - определяет поведение Б, т.е. это способность и возможность оказывать определенное воздействие с помощью каких-либо средств:

· Воли

· Авторитета

· Права

· Насилия

ПВ – субъектно-объектные отношения.

· Субъект власти – сторона, подчиняющая своей воли.

· Объект власти – сторона, подчиняющаяся чужой воле.

Субъект власти в демократическом режиме – население.

Носитель власти – институты высшей государственной власти.

Причиной для подчинения одних людей другим является неравномерный доступ власти.

Природа подчинения:

· На страхе

· По привычке

· На интересе

· На авторитете

Ресурсы ПВ:

1. Экономический ресурс – производственные площади, мощности, производительные силы, полезные ископаемые плодородные земли, водные ресурсы, финансы.

2. Социальный ресурс – возможность поднимать и опускать по социальной лестнице.

3. Культурно-информационный ресурс – культурные ценности, полученные знания.

4. Силовой ресурс – армия, специальные службы, полиция, оружие.


 

Вопрос 5. Понятие государства, его функции. Теории возникновения

 

Государство – общность людей, проживающих на одной территории с четко выраженными границами, внутри которых распространяется верховенство высших органов власти, т.е. в узком смысле под государством понимается совокупность высших органов власти, власть которых распространяется на общность людей, проживающих на определенной территории с четко выраженными границами.

Признаки:

1) Население – пингвины

2) Территория

3) Верховенство власти

Функции:

· Внутренние

· Внешние

Внутренние функции:

1) Безопасность

2) Поддержание высокого уровня жизни населения

3) Создание условий для роста экономического развития государства

4) Предотвращение и уменьшение последствий стихийных бедствий

Внешние функции:

1) Обеспечение внешней безопасности, как в связи с агрессией других государств, так и в связи с глобальными проблемами планеты

2) Поддержание дружественных или нейтральных отношений с как можно большим количеством государств

3) Развитие экономических связей

Теории происхождения государства:

1) Теологическая. Можно разделить на две:

· О божественном происхождении до Н.Э.

· После Н.Э. – православная, католическая. Возникают объединения больших сообществ.

2) Патриархальная. Государство – естественный продукт, произошедший от образца семьи, произошел от человека.

3) Договорная. Государство – продукт общественного договора

4) Теория захвата (покорения). Государство возникло в результате завоевания сильными и хорошо организованными племенами более слабых, и представляет собой оружие господства победителей над побежденными.

5) Демографическая. В некоторый период потребовалось создать более устойчивый институт правления в общине.

6) Классовая (марксисткая). Государство – политическая организационная форма общества, возникшая в результате разделение общества на классы. Имеет общее с захватнической теорией в плане господства одним над другими.


 

Вопрос 6. Формы правления

 

Формы правления:

1) Монархия

2) Республика

Монархия

Можно разделить на

· Абсолютная монархия

· Конституционная

o Дуалистическая

o Парламентская (европейский вариант)

При абсолютной монархии монарх имеет абсолютную власть.

В конституционной М. власть монарха ограничена:

· При дуалистической правит, в основном парламент, монарх остается главой исполнительной власти.

· При парламентской монарх особых полномочий не имеет и не влияет на политический процесс.

Республика

Переводится как «общее дело».

Виды:

1) Парламентские республики – Италия, Германия.

2) Полупрезидентская, смешанная – права президента ограниченны, он избирается на заседании парламента.

3) Президентская – президент избирается всенародно – США, Мексика, Бразилия)


 

Вопрос 7. Формы административно-территориальных устройств.

 

Есть 3 вида:

1) Унитарные государства

2) Федерации

3) Конфедерации – плотные союзы государств

Унитарные Федерации Конфедерации

 

Унитарные государства:

Большинство государств – унитарные. Государство объединяет единое законодательство и единую систему налогообложения, вне зависимости от места проживания (город/деревня).

Существую децентрализованные государства. В них:

· Единое законодательство

· Единая система налогообложения

· Власти в провинциях принимают законы для улучшения своих провинций

· Государственный центр предоставляет достаточно широкие полномочия провинциям.

Федерации:

Федераций значительно меньше, но в них проживает 40% населения Земли и они занимают большую часть суши.

Федерация состоит из субъектов.

Субъекты федерации представляют собой полугосударственные образования. При этом в федерации единое гражданство, территория, конституция. Полномочия федерации и её субъектов разграничены. В полномочия центра обычно входят: оборона, охрана границ, денежное обращение. В полномочия субъектов: культура, образование, охрана порядка, охрана окружающей среды. Основная часть иностранных дел находится в ведении федерации, однако, субъекты обычно имеют право поддерживать экономические и культурные связи с зарубежными субъектами.

Конфедерации:

Конфедерация – непрочный союз, который со временем ведет либо к полному распаду, либо к объединению.

Конфедерация – союз независимых государств на основе договора, созданный для решения совместных проблем, чаще всего политических или военных и, в последнее время, экономических (например – ЕС). Совместные органы создаются для координации деятельности государств, входящих в конфедерацию. Их решения не имеют обязательной силы для отдельных государств, входящих в конфедерацию. Конфедерации имеют единую форму паспортов и валюту.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...