Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поиск и отображение прикрепленных документов 2 глава




Таким образом, 72% населения района проживает в административных центрах поселений. По сельскому населению этот показатель составляет 51%.

Из рассчитанного показателя индекса динамики людности по каждому поселению за период 1989—2006 гг. видно, что рост (изменение более 1%) или стабилизация населения (+ или − 1%) характерны для 21 сельского населенного пункта из 38, в них проживает 67% населения.

 

Таблица 1.2.5.

Динамика населения муниципальных образований Краснокутского района по поселениям

Краснокутский р-н              
               
все население              
городское              
сельское              
МО г. Красный Кут в том числе              
г. Красный Кут              
п. Зооветтехникум              
п. Загородный              
МО Дьяковское              
с. Дьяковка              
МО Верхнеерусланское              
с. Верх. Еруслан              
с. Норки              
п. Семенной              
раз. Хлебный              
МО Ждановское              
с. Ждановка              
с. Репное              
МО Журавлевское              
с. Журавлевка              
с. Владимирова              
с. Ямское              
с. Балтика              
МО Комсомольское              
с. Комсомольское              
с. Солянка              
ст. Тимофеево              
МО Краснооктябрьское              
с. Интернациональное              
с. Ворошилово              
с. Калинино              
с. Шишки              
с. Рекорд              
с. Ильинка              
с. Коммунист              
МО Лавровское              
с. Лавровка              
с. Горецкое              
с. Пшеничное              
МО Лебедевское              

окончание таблицы 1.2.5.

               
с. Лебедевка              
с. Розовка              
с. Карпенка              
МО Логиновское              
с. Логиновка              
с. Дьяконовка              
с. Константиновка              
с. Рудня              
МО Первомайское              
с. Первомайское              
с. Ахмат              
МО Чкаловское              
с. Чкалово              
с. Дегтяревка              
с. Лепехинка              
МО Усатовское              
с. Усатово              
с. Кирово              
раз. Усатовский              

 

По функциональному значению 35 сельских населенных пунктов — сельскохозяйственные, с. Лепехинка — смешанный (население, проживающее в нем, занято как в сельском хозяйстве, так и на железнодорожном транспорте) и 2 населенных пункта — относятся к железной дороге.

На основе совокупности элементов планировочного каркаса района и его заполнения в районе выделяются 13 систем расселения местного уровня. Характеристики систем приведены в табл. 1.2.6.

В основу выделения систем расселения местного уровня положено обобщение населённых пунктов по наличию в них ряда элементов системы коммунально-бытового обслуживания, характеру трудовых и культурно-бытовых связей.


Таблица 1.2.6.

Местные системы расселения, сформировавшиеся на территории Краснокутского муниципального района

 

 

№ п/п Наименование Уровень местной системы Наименование опорного центра Перечень населённых пунктов, входящих в состав системы Численность населения, чел. Основные направления хозяйственной деятельности Наличие объектов социальной сферы в населённых пунктах системы Наименование опорного центра системы расселения более высокого порядка, к которому тяготеет данная система
больница амбулатория или ФАП средняя школа нач. шк., дет. сад
                       
I Краснокутская центральная первый г. Красный Кут Красный Кут, Загородный, Зооветтехникум, Верхний Еруслан, Семенной, Норки, Хлебный, Ахмат, Лавровка, Пшеничное, Горецкое   Промышленность различных отраслей, непроизводственная сфера, обслуживание, транспорт Саратов
II Логиновская второй с. Логиновка Логиновка, Константиновка, Рудня, Дьяконовка   Сельское хозяйство, обслуживание   Красный Кут
III Лебедевская второй с. Лебедевка Лебедевка, Розовка, Ждановка   Сельское хозяйство, обслуживание   Красный Кут
IV Карпенская третий с. Карпенка Карпенка, Репное   Сельское хозяйство, обслуживание   Лебедевка
V Ямская третий с. Ямское Ямское, Балтика   Сельское хозяйство, обслуживание   Лебедевка
VI Комсомольская второй с. Комсомоль-ское Комсомольское, Тимофеево, Солянка   Сельское хозяйство, обслуживание   Красный Кут

 

 

окончание таблицы 1.2.6.

                       
VII Журавлевская третий с. Журавлевка Журавлевка, Владимировка   Сельское хозяйство, обслуживание   Комсомольское
VIII Чкаловская третий с. Чкалово Чкалово, Дегтяревка   Сельское хозяйство, обслуживание   Комсомольское
IX Усатовская второй с. Усатово Усатово, Кирово   Сельское хозяйство, обслуживание   Красный Кут
X Дьяковская второй с. Дьяковка Дьяковка, Лепехинка   Сельское хозяйство, рекреация, транспорт Красный Кут
XI Первомайская второй с. Первомайское Первомайское,   Сельское хозяйство, обслуживание   Красный Кут
XII Рекордовская третий с. Рекорд Рекорд, Ильинка, Коммунист   Сельское хозяйство, обслуживание   Первомайское
XIII Краснооктябрьская второй с. Интер-национальное Интернациональное, Шишки, Ворошилово, Калинино   Сельское хозяйство, обслуживание   Красный Кут

Краснокутская, центральная местная система расселения на территории района. Сформировалась вокруг г. Красного Кута. Доминирует в районе. На её территории расположена большая часть промышленных предприятий, предприятий непроизводственной сферы, учебных заведений, в т.ч. высших. Групповая система включает в себя: три населённых пункта — сам г. Красный Кут, поселки Загородный и Зооветтехникум, входящие в городское поселение, а также ряд сел, расположенных в непосредственной близости от города и имеющих с ним тесные многосторонние ежедневные связи (Лавровка, Пшеничное, Горецкое, Ахмат, Норки, Хлебный, Верхний Еруслан, Семенной). Общая численность населения системы — 20709 чел.(58.5% населения района).

Город Красный Кут — главный элемент каркаса и локомотив развития территории региона, является административным центром крупного сельскохозяйственного района Саратовской области, имеет выгодное транспортно-географическое положение.

Он выступает активным организатором всего пространства района, образуя вместе с транспортными и информационными коммуникациями своеобразный опорный узел, обеспечивающий взаимосвязь всех населенных пунктов. При этом город одновременно выполняет функции "местного" центра, оказывающего всестороннюю помощь и влияние на тяготеющие к нему территории, являясь лидером позитивных изменений в основных сферах жизни общества.

Численность населения города Красный Кут на 1 ноября 2005 года составляет 15.1 тыс. чел. (муниципальное образование г. Красный Кут — 16.3 тыс. чел.). Земельная площадь города 1713 га.

Основная часть работающего населения города занята в промышленности — 708 чел., торговле — 120 чел., жилищно-коммунальном хозяйстве — 428 чел., здравоохранении — 539 чел.

В городе расположены несколько промышленных предприятий, лидером является ООО «КЭМЗ», на долю которого приходится более 85% объема выпускаемой продукции.

Строительство и ремонт осуществляют 3 строительные организации, объем выполняемых работ составляет более 30 млн. руб.

В городе расположены РКЦ, Сберегательный банк, филиал «Россельхозбанка», Федеральное казначейство.

Краснокутское летное училище гражданской авиации является государственным средним специальным учебным заведением. С момента основания училищем было подготовлено для гражданской авиации более 17 тысяч пилотов и более 3000 штурманов.

Краснокутский ветеринарный техникум, готовит специалистов для сельского хозяйства: юристов, экономистов, бухгалтеров, зоотехников, ветеринарных врачей.

Краснокутское профессиональное училище №64, готовит механизаторов, поваров, электромонтеров для сельхозпредприятий.

Открыты представительства на базе средней школы №3 — Саратовского Госуниверситета, а также Московского экономического института.

На территории города функционирует 4 общеобразовательных школы и 5 дошкольных учреждений, районная больница на 230 коек и поликлиника на 280 посещений в смену.

Для занятий спортом имеются два стадиона с трибунами площадью 2.3 и 1.3 га, где функционируют детские спортивные школы и проводятся спортивные мероприятия. Работает физкультурно-оздоровительный комплекс с площадью зала 980 м², с бассейном площадью зеркала воды 20 м² и спортивный зал площадью 288 м².

Сеть учреждений торговли и общественного питания представлена в городе двенадцатью продовольственными и промышленными магазинами муниципального, коммерческо-кооперативного или ведомственного подчинения. Общее количество торговой площади по городу — 2353 м². Также в городе имеются три столовые, пять кафе и несколько закусочных, общим количеством 300 посадочных мест. Крытый рынок 600 м², торговая площадь и торговые ряды.

В городе функционирует гостиница на 15 мест. Имеется также баня на 40 мест и пожарное депо на 6 машин.

В городе имеются районный Дом культуры, центральная библиотека Народный краеведческий музей, детская школа искусств, детская художественная школа, Дом кино.

Общая протяженность улиц города 56 км. Проезжие части большинства улиц имеют твердое покрытие.

В ряде научных публикаций и на практике города стали рассматриваться, как объекты и субъекты рыночных отношений, с позиций их привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов. Этому способствует и новый статус городов, как муниципальных образований со своими особыми муниципальными интересами и обособленным самоуправлением.

Важно отметить, что город должен иметь устойчивый каркас развития, которым может быть не только предприятие, но и культурная инфраструктура.

Роль градообразующих предприятий могут играть техникумы, школы, институты, которые часто являются организаторами предприятий среднего бизнеса. При определении целей развития города, как важнейшего компонента стратегии и развития, необходимо исходить из рассмотрения его в качестве триады «природа — население — хозяйство». В этой триаде природа (материально — пространственная среда обитания) и население при повышении их качества должно выступать как цель, повышение эффективности хозяйства (экономики) — как важнейшее средство достижения этой цели. Определение в качестве внутренних целей развития города — повышения качества среды обитания и населения, положительно скажется на всей территориальной организации района. Должен быть усилен потенциал развития города с тем, чтобы он смог расширить свои функции центра обслуживания и всего хозяйственного комплекса примыкающих территорий. Приоритетным развитием города может быть развитие хозяйственно-сервисных и рыночных инфраструктур.

В новых социально-экономических условиях в городе должно быть обеспечено взаимосвязанное выполнение его трех основных функций:

- благоприятной среды проживания населения;

- благоприятной среды для размещения предприятий, привлечения инвестиций и в целом — для функционирования хозяйственных субъектов;

- «фокусной точки», лидера тяготеющих к городу территорий, взаимодействие с которыми (оказание услуг, совместная деятельность и др.) осуществляется на взаимовыгодной основе.

Поселки Загородный и Зооветтехникум, несмотря на то, что законом Саратовской области включёны в состав населённых пунктов, входящих в городское поселение «город Красный Кут», фактически уже сегодня является частью селитебной территории города.

Пос. Загородный был основан как центральная усадьба ГППЗ «Красный Кут», являющегося главным градообразующим предприятием в посёлке.

Образование и развитие пос. Зоветтехникум также обусловлено строительством и функционированием одноименного градообразующего учреждения.

Села Верхний Еруслан, Норки, Лавровка, Ахмат примыкают непосредственно к городской черте Красного Кута, и находятся в пределах его пешеходной доступности. Это дает возможность их населению получать значительную часть социальных услуг в городских учреждениях обслуживания, часть которых (например, школы) проектировалось с учетом обеспечения обслуживания этих сел.


2. АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГРАНИЦАХ КРАСНОКУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Важнейшей задачей Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является установление качественно новой системы муниципальных образований на территориях субъектов Российской Федерации, предполагающей существенное изменение административно-территориального устройства. Территория субъекта РФ, в соответствии с Законом, разграничивается между поселениями, которые должны стать низовыми элементами административно-территориального устройства.

Документы территориального планирования, к которым относится «Схема территориального планирования муниципального района», направлены на определение назначения территорий в целях обеспечения их устойчивого развития.

2.1. Роль и влияние административно-территориального устройства
на развитие муниципальных образований

Необходимость исторического обзора диктуется не только и не столько познавательным аспектом, сколько возможностью проследить устойчивость отдельных административно-территориальных образований и определяющих их факторов, которые целесообразно учитывать при разграничении территории субъекта Российской Федерации между поселениями.

Административно-территориальное устройство (АТУ) по своей природе является формой организации системы публичной власти. АТУ как форма не имеет самостоятельного значения без своего содержания — системы публичной власти.

Диалектическая связь между системой публичной власти и её территориальной организацией нередко недооценивались в процессе государственного строительства.

У публичной власти в отношении территориального развития есть основная функция — это управление.

На основании исторического опыта государства Российского можно утверждать, что административно-территориальное устройство может либо способствовать процветанию государства и его различных частей, вплоть до низовых территориальных единиц, либо стать тормозом в их развитии.

Вся история России может быть представлена как история изменения её АТУ.

Современное административно-территориальное устройство сформировалось под влиянием крупных реформ, проведённых в этой сфере: Петром I, Екатериной II, Александром II и осуществлённых в советский период:

Пётр I установил в России административно-территориальное деление, образовав на территории России: губернии, провинции и уезды, создав трёхчленную систему управления государством, которая просуществовала до Екатерининских реформ 1775 года. С именем Пётра I связана и реформа местного самоуправления.

Целью реформ, осуществлённых Екатериной II, была организация управления на началах децентрализации и самоуправления. В 1785 году было введено новое административно-территориальное деление. Страна делилась на губернии с численностью населения в 300—400 тыс. чел. Губернии на уезды с населением 20—30 тыс. чел. Провинции ликвидировались. После правления Екатерины II некоторые позиции её реформ были утрачены.

В период правления Александра II (эпоха реформ) внесены новые элементы в АТУ России:

- освобождение крестьян от крепостного права (1861 г.) привело к созданию низовой единицы территориального деления России — «волость» (несколько смежных сельских сообществ составляли волость);

Введение новой территориальной единицы (волость) и волостного правления (Закон о Земском самоуправлении от 1 января 1864 года) стало ближайшей целью на пути к правовому государству.

Оно утверждалось для руководства хозяйственными делами: строительством местных дорог, школ, больниц, богаделен, сбора статистических данных. Земское самоуправление организовывалось в границах «уезда», как территориальной единицы.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

В 1870 году была проведена реформа городского самоуправления, решавшая те же вопросы, что и земская на селе, а именно: заведование школьным, медицинским и благотворительным делом.

Реформы 60—70 гг. (крупное явление в истории России) создали современные органы самоуправления и суда, способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения и улучшению качества жизни. Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Появление земской медицины резко сократило детскую смертность. Выросла рождаемость (за 40 лет крестьянское население в европейской части России почти удвоилось).

После октября 1917 года административно-территориальное устройство стало коренным образом меняться.

Новыми органами управления повсеместно становились Советы. Процесс реорганизации АТУ был завершён лишь к 1929 году, когда основными элементами административно-территориального деления стали края и области, а также округа, районы и советы. В последующий период в это деление вносились неоднократные изменения.

Функции советов, продолжавших быть элементами административно-территориального устройства, были сведены к управлению лишь частью объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

Известное значение для развития АТУ страны имело принятие в 1977 году Конституции СССР. Административно-территориальными единицами стали являться: области, края, районы, городские районы, посёлки городского типа, города, сельские советы.

Итоги советского периода впечатляющи. Количество городов на территории России возросло более чем в два раза. По темпам урбанизации РСФСР отставала только от Японии.

История АТУ Саратовской области является неотъемлемой частью истории АТУ России.

Самостоятельной административно-территориальной единицей Саратовская Губерния была учреждена Указом от 11.01.1780 года и состояла из 10 уездов.

До 1837 года «уезды» оставались низовой административно-территориальной единицей на территории Губернии.

В 1861 году в Саратовской губернии были образованы «волости», для крестьян вышедших из крепостной зависимости, а в конце 60-х годов были преобразованы в территориальные единицы.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года в Саратовской губернии числилось 10 уездов и 296 волостей.

После установления советской власти в каждом селе и деревне были образованы Советы крестьянских депутатов (сельсовет).

Увеличение количества и дробления «волостей» привело к разрастанию волостного и сельского административного аппарата, что вызвало необходимость сокращения их количества.

В соответствии с Декретом ВЦИК от 12.11.1923 года Саратовская губерния была разделена на 9 уездов и 107 волостей.

По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года в Саратовской губернии насчитывалось 1480 сельсоветов, а к 1956 году их стало 588.

С упразднением в начале 90-х годов исполнительных Комитетов Советов народных депутатов сельские административно-территориальные единицы (сельсоветы) получили названия «сельских округов».

Анализ показывает, что в те периоды, когда административно-территориальное устройство отвечало интересам и целям развития России, государство делало рывок в своём развитии, когда не отвечало — государство ослабевало и даже распадалось. Именно период ослабления государства переживала Россия в конце 90-х годов.

Опыт последнего десятилетия прошлого века достаточно убедительно свидетельствует: новые экономические отношения без должного реформирования системы власти, без целенаправленного государственного и муниципального управления не только не обеспечили подъёма уровня и качества жизни, но во многом способствовали резкому падению благосостояния большинства граждан России.

Недостаточное внимание государства к вопросам совершенствования систем государственного и муниципального управления (с целью адаптации их к новым условиям) в целом обернулись ослаблением государства, вплоть до неспособности систем публичного управления обеспечить необходимые условия для жизнедеятельности населения.

Миф о неограниченных возможностях свободной конкуренции в экономических отношениях, абсолютизация рыночных механизмов привели к резкому отказу государства и муниципалитетов от управления территориальным развитием (частный капитал может эффективно работать лишь по созданию и поддержанию отдельных элементов инфраструктуры территориального развития).

Поэтому задача повышения эффективности государственного и муниципального управления по развитию инфраструктуры территориального развития является на сегодня наиболее актуальной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...