Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное управление и самоуправление




Известно, что в человеческом обществе целеполагание и целеосуществление свойственны не только управляющим, но и управляемым подсистемам. Лица, выступающие в качестве социального объекта воздействия, наделены волей и сознанием, добиваются достижения определенных целей, подчиняют им свою деятельность, тем самым активно участвуя в целенаправленной организации жизнедеятельности любой управляемой подсистемы.

Сознательная саморегуляция в обществе характеризуется как целеполаганием, так и целеосуществлением. Тем не менее, она вряд ли может расцениваться в качестве социального управления в точном его значении. Это, скорее, область самоуправления, поскольку речь идет об упорядочении собственного поведения, о сообразовании его с определенными установками и масштабами поведения.

Самоуправление в точном смысле не имеет своим прямым назначением оказание внешнего воздействия на другие социальные организмы, а выражается в выработке линии своего поведения, в принятии и осуществлении тех или иных решений в отношении себя. Во внутренней его структуре не содержатся управляющая и управляемая подсистемы, связанные с объектно-субъектными отношениями. Соответственно, все самоуправленческие процессы происходят в рамках сознательной саморегуляции, взятой в специфическом срезе. П.2,3 ст. 3 Конституции РФ гласят, что «народ осуществляет свою власть непосредственно … Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». В соответствии с п. 1 ст. 30 Конституции РФ «каждый имеет право на объединение … Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что «1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления …».

Реальное соотношение социального управления и самоуправления всегда исторически конкретно; зависит от типа и некоторых других качеств соответствующей общественно-экономической формации и особенностей тех социальных процессов, которые упорядочиваются. В одних исторических условиях и в отношении одних общественных явлений управление и саморегуляция дополняют (пример: правовое государство – гражданское общество), а в других - исключают друг друга (тоталитарная система на разных стадиях своей эволюции).

Достаточно сказать, что советская форма правления, по сути, исключала местное самоуправление, поскольку Советы снизу доверху, т.е. начиная с поселков (сел, деревень), являлись органами государственной власти, частью управляющей подсистемы и фактически поглощали всякое местное самоуправление. Ныне в России конституционно признано местное самоуправление, не входящее в систему органов власти и, следовательно, дополняющее управляющую подсистему.[89]

Курс российской государственной политики на правовое государство и гражданское общество неотделим от становления самоуправления, которому на нынешнем этапе развития страны необходимо уделять особое внимание. При этом местное самоуправление рассматривается как цементирующее начало в сохранении государственной целостности России, как «жизнеспособный уровень власти» и в то же время как наиболее перспективная форма самоорганизации людей.

В Конституции Республики Татарстан также содержатся аналогичные правоположения, нацеленные на введение местного самоуправления в районах, городах и других поселениях республики.[90]

Важнейшим направлением взаимодействия между государственными органами и местным самоуправлением является государственный контроль, осуществляемый федеральными и региональными органами государственной власти. Специалисты выделяют два вида подобного контроля: контроль соблюдения законов и законности в деятельности органов МСУ и контроль за осуществлением органами МСУ отдельных государственных полномочий. В последнем случае административные органы государства вправе отменять акты органов МСУ, что вызывает сомнения у части юристов в конституционности подобных правоположений.

В общем виде государственный контроль в отношении местного самоуправления осуществляется в таких формах, как:

ü судебный контроль, осуществляемый посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства (на предмет правомерности деятельности и решений местных органов и их должностных лиц);

ü прокурорский надзор, осуществляемый на основе ФЗ «О прокуратуре» в отношении исполнения местными органами и должностными лицами действующего законодательства;

ü административный контроль и надзор.[91]

Местное самоуправление, будучи самостоятельным институтом публичной власти гражданского общества, в правовом государстве имеет многообразные инструменты оказания обратного воздействия на последнее:

ü исполнение решений органов МСУ всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм;

ü создание согласительных комиссий с органами государственной власти для разрешения спорных вопросов;

ü обращение в суд за защитой своих законных полномочий, в том числе и в отношении неправомерных (оспариваемых) действий и решений органов государственной власти;

ü участие в региональном законотворчестве посредством реализации права законодательной инициативы в региональном парламенте;

ü посредством участия в деятельности различных объединений муниципальных образований (Конгресс МО, Союз российских городов и др.);

ü участие в проведении федеральных и региональных выборов и референдумов;

ü осуществление переданных ими отдельных государственных полномочий.

Выступая гарантом местного самоуправления, Российская Федерация в соответствии со ст. 133 Конституции РФ обеспечивает судебную защиту местного самоуправления, компенсирует дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти, устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Вопросы для самоконтроля

1) Какую роль в обществе играют хаос и порядок?

2) Какие элементы в своей совокупности образуют механизм социальной регуляции?

3) Приведите примеры стихийной регуляции.

4) Как соотносятся стихийная и сознательная социальная регуляция?

5) Какие разновидности сознательной регуляции выделяют в науке; что их объединяет и в чем их принципиальное отличие?

6) Что (свойства) присуще социально-функциональному управлению?

7) Как строятся взаимоотношения между гражданским обществом и правовым государством с позиции действия механизмов социальной регуляции?

8) Какой институт гражданского общества Конституция РФ утверждает как выражение власти народа?

9) Какие формы взаимодействия государства и органов местного самоуправления предусматривает отечественное законодательство?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...