Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос: Факторы социализации. Микрофакторы социализации

Социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

Социализация имеет многофакторный характер.

По А.Мудрику:

Микрофакторы социализации: семья, соседство, микросоциум, группы сверстников и субкультура, институты воспитания, другие организации;

Мезофакторы социализации: (мезо - средний, промежуточный) СМК, тип поселения, регион;

Макрофакторы социализации: (макро - большой) страна, этнос, общество, государство;

Мегафакторы: (мега - очень большой, всеобщий) космос, планета, мир.

Есть разные подходы к выделению условий социализации и их классификации.

Некоторые теории игнорируют многофакторность, абсолютизируя один какой - нибудь показатель.

Рассмотрим подробнее отдельные факторы социализации.

Микрофакоры социализации - семья, соседство, микросоциум, группы сверстников, институты воспитания, религиозные и общественные организации.

Семья -ячейка общества и фактор социализации человека. Семья-это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Современная семья очень отличается от той, которая была типичной в начале ХХ века. В большинстве случаев она стала нуклеарной (состоящей из детей и родителей).

Семья-важнейший фактор социализации, ибо она являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

- Социально - культурный - зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества.

- Социально - экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе.

- Технико - гигиенический - зависит от условий проживания.

- Демографический - определяется структурой семьи (большая или нуклеарная, полная или неполная, бездетная, мало - или многодетная).

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых лет коренным изменением ее эмоционально - психологических функций. Эмоциональная привязанность супругов, родителей и детей друг к другу-сравнительно недавнее приобретение человечества. Вот как описывал русский историк Н. Костомаров атмосферу семьи в XVI-XVII столетиях: "Между родителями и детьми господствовал дух рабства... Покорность детей была более рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм. Чем благочестивее был родитель, тем суровее обращался он с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже. Слова почитались недостаточными, как бы убедительны они не были... Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком".

Современные супруги подсознательно или осознанно, как правило, надеются, что в семейной жизни они найдут эмоционально - теплые отношения, взаимное уважение и принятие.

Особое внимание обращается на такое понятие как интимность.

Интимность семейной жизни, по мнению исследователей, в идеале представляет собой сочетание интимности:

- эмоциональной (сходство переживаемых чувств);

- социальной (общие друзья и социальные связи);

- сексуальной, интеллектуальной (диапазон допустимых тем для обсуждения);

- рекреативной (схожие хобби, интересы, как минимум -неотвержение интересов партнера);

- конвенциональной (взаимопонимания).

Трудности в реализации и достижении ожидаемого от семейной жизни ведут к конфликтам, разочарованиям, разводам. В любом случае эти трудности осложняют жизнь семьи, мешают ей стать фактором позитивной социализации супругов, а затем и их детей.

Проблема взаимоотношений родителей с детьми также крайне сложна в связи с теми изменениями, которые претерпела семья за последние десятилетия.

Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает-на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот долгий и трудный, в первую очередь, для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, чем родители; они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. В ряде семей дети уже с подросткового возраста зарабатывают деньги. Их заработки не только дают им экономическую независимость, но, порой, и превышают доходы родителей.

Родительские запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми, а разрешать родителине всегда умеют и не всегда различают то, что следует разрешать, а что нет.

Социализация человека в семье осуществляется благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье.

Стиль семейной социализации тесно связан с национальными традициями, культурой общества.

Психологические механизмы социализации ребенка в семье:

1. Подкрепление - (поощрение - наказание), т.е. внедрение в сознание ребенка определенной системы норм.

2. Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно или неосознанно) на их пример.

Современные семьи разнообразны с точки зрения того, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняются в них названные механизмы социализации.

По некоторым данным до 25% семей вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15% - формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации.

В целом можно определить следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека.

Во - первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во - вторых, семья влияет на формирование психологического пола человека. В первые три года жизни ребенка это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола, которые содержат личностные характеристики, особенности эмоциональных реакций, а также различные установки и вкусы, связанные с мужественностью или женственностью. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, поэтому отсутствие в семье отца или его формальное наличие (что весьма типично), делает эффективность половой социализации проблематичной.

В - третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Б.Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

В - четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В - пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления и планы, и способы их достижения.

(Однако на вопрос: "Хотели бы Вы в общих чертах повторить жизнь своих родителей?" - 68% опрошенных В. Т. Лисовским в 1994 г. петербургских студентов ответили "нет").

В - шестых, семье присуща функция социально - психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценки, уровень его самоуважения, мера самопринятия, эффективность самореализации.

Это характерно для любого общества. Опрос, проведенный в России в том же 1994 г., показал, что более 90% респондентов-представителей различных половозрастных и социальных слоев населения - считают, что семья играет в их жизни основную роль.

Эффективность реализации названных выше функций семьи в процессе социализации человека, зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом и им вместе с детьми создать домашний очаг, т.е., когда семейное жилище становится для человека своеобразной "экологической нишей", в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его безусловно признают и любят.

Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств. Исследования эстонского ученого М. Хейдметса показали, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою "персональную"территорию в жилище, т. е. место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи.

Станет ли жилище домашним очагом, зависит и от организации быта и досуга семьи.

Наконец, жилище становится домашним очагом и воспринимается таковым тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи-"закрытая система", которую не обсуждают с посторонними, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотношений. А с другой, -именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать различные праздники с приглашением гостей.

Соседство и микросоциум

Семью, домашний очаг, условно говоря, можно рассматривать как первичную территорию социализации человека. Чисто "географически" следующей за ними территорией социализации можно рассматривать ближайшее соседское окружение и микросоциум.

Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих домах в сельских поселениях), которую характеризуют межличностные связи различной степени интенсивности, определенное отношение к месту своего проживания (как к "своей" или "ничьей" территории), порой некоторые общие цели и совместная деятельность (забота о порядке, взаимопомощь и т. п.).

В сельских поселениях соседство и микросоциум практически совпадают. В городах они довольно существенно различаются территориально, по количеству жителей и по ряду других параметров. В связи с этим соседство как микрофактор социализации будет рассматриваться в условиях города.

В первую очередь, отметим, что соседство играет совершенно различные роли в жизни и социализации человека в зависимости от его возраста. Для детей до определенного возраста оно-не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации. Затем, c возрастом, для большой части людей соседство все более и более утрачивает социализирующую роль, оставаясь лишь местом жительства.

Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями - сверстниками. Для них это общение-выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму. В отношении с соседями - сверстниками они узнают и усваивают новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейными, нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они получают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, отличных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль поло - ролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями - сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором, усваивая новые виды позитивных и негативных социальных санкций, познавая в социальной практике, за какие личностные и поведенческие проявления эти санкции применяются обществом сверстников.

Для детей соседское общение имеет большой объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к обществу сверстников, ощущение своей принятости социумом (который для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие сверстников - соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социализации человека в этом возрасте и дать отсроченный отрицательный эффект.

Для основной массы взрослых горожан соседские связи не являются объективно значимыми.

Важнейшей характеристикой микросоциума, с точки зрения направленностиего влияния на социализацию, является сложившийся в нем социально - психологический климат, которыйво многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума. Микроклимат определяется соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур.

Мера благоприятности того или иного микросоциума для социализации человека от младенчества до старости определяется рядом обстоятельств:

Во - первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами.

Во - вторых, от эстетического уровня импульсов, которые способствуют или нет удовлетворению человеком его потребностей и создают или нет у него чувство удовлетворенности.

В - третьих, от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения возрастных задач социального, интеллектуального, культурного, физического развития жителей.

В - четвертых, от того, как жители воспринимают решения о развитии своей среды обитания и в какой степени они активно участвуют в принятии таких решений.

Группы сверстников

Группы сверстников - это объединение не обязательно одногодков, в них могут входить люди, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, обладающие определенными общими ценностями и отделенные от других определенным принципом обособления.

Значение группы сверстников в процессе социализации стабильно растет от раннего детства к юности, когда оно достигает своего максимума, а затем, с возрастом, снижается, но не исчезает даже в старости (наоборот, в старости роль группы сверстников может вновь стать довольно важной).

Характеристика состава групп включает такие признаки, как возраст (школьный класс-одновозрастной, стихийные группы-часто разновозрастные), пол (группы младших подростков чаще однополые, а юношей и взрослых-смешанные), социальный состав (только школьники, только инженеры или кто - то еще).

Группы сверстников можно классифицироватьпо нескольким автономным параметрам.

1. По юридическому статусу и месту в социальной системе группы сверстников делятся на официальные, т. е. признанные обществом, связанные с какими - либо государственными или общественными организациями, имеющие некоторую организационную структуру и членство, и неофициальные, существующие как бы сами по себе.

2. По социально - психологическому статусу они делятся на группы принадлежности, в которых человек состоит реально (школьный класс, спортивная секция, клуб или дружеская компания), и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

3. По степени стабильности, длительности своего существования группы могут быть постоянными, временными, ситуативными.

4. По пространственной локализации они могут быть дворовыми, квартальными или рассеянными (то есть объединять людей, живущих далеко друг от друга), функционировать в рамках какого - либо учреждения (школа, клуб, предприятие, бар).

5. По типу лидерства и/или руководства они могут быть демократическими или авторитарными.

6. По ценностной направленности они могут быть просоциальными (социально положительными), асоциальными (социально нейтральными) и антисоциальными.

В формализованных группах бывает явное расслоение по разным основаниям. Иногда-по интересам. Если они содержательны, то взаимодействие дает пищу для ума. А если они примитивны, то ситуация принципиально иная. Встречаются группы, где компании складываются "по одежке" в прямом смысле слова. Те, кто одет "фирменно", презирают тех, кого они называют "серыми", "плебсом", "лохами" и пр. Между ними нет никаких контактов.

Может быть и так: взаимодействие в группе в целом позитивно, но не для всех. Группа может оказаться выше отдельных своих членов по уровню развития, интересам, социальной активности. А бывает наоборот: тот или иной подросток или юноша значительно опережает сверстников в развитии-интеллектуальном, психическом, социальном, физическом. И в том, и в другом случаях возникают трудности в общении с группой.

Подростки и юноши, не удовлетворенные своей позицией в формализованной группе, стремятся минимизировать свои контакты с ее членами, ищут компенсации в неформальных группах.

В неформальные приятельские или дружеские группы входят практически все подростки и юноши. В этих группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми в формализованных группах, и в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это совсем не так: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, очень часто довольно жестких.

В межличностных отношениях в группах происходит распределение ролей. Это, во - первых, лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуальный.

Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов.

Функции группы сверстников в процессе социализации, имея определенную возрастную специфику, в общем виде могут быть определены следующим образом:

- приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам;

- научение половозрастному ролевому поведению;

- научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы;

- помощь членам в достижении автономии от общества, от возрастных и социальных страт;

- создание условий своим членам для развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Эти функции реализуются по - разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; профессионального состава группы; от направленности группы и других ее характеристик, о которых шла речь выше; от этнических, региональных и социокультурных условий, в которых существует группа.

Основные механизмы социализации в формализованных группах - институциональный и межличностный, а в неформальных - стилизованный и межличностный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...