Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние музыкознания.




Музыкознание – совокупность науч. дисциплин, в кот. объектом изучения явл-ся муз. ис-во в его различ. проявлениях (=музыковедение).

- Философия музыки: муз. эстетика, психология музыки, муз. семиотика.

- Теория музыки: элементар. теория музыки + муз. акустика, гармония, полифония, инструментоведение, анализ муз. произв-ий.

- История музыки: Древ. мира, европ. традиции (рус. и зарубеж.), стран Азии и Африки.

- Этномузыкознание: эстетика и теория муз. фольклора, славян. муз. фольклор, муз. фольклор иных стран и народов.

- Социология музыки.

- Муз. критика.

- Муз. текстология.

Палеография музыкальная - область истор. музыкознания, спец. муз.-истор. дисциплина, изуч. древние системы записи музыки. Занимается собиранием и описанием старин. памятников муз. письменности, опр-ем времени и места их появления, авторства, их расшифровкой и переводом на современ. нотацию (линейную), а также публикацией в расшифрованном виде, обычно с науч. комментариями. В сферу П. м. входит изучение водяных знаков бумаги (филиграней), материала и формата муз. рукописей. В совр. исследовательской практике П. м. выполняет также источнико-ведч. функции: выявление, описание и систематизация рукопис. муз. памятников, опр-е их жанр. принадлежности, изучение эволюции самих жанров и т.п. П. м. изучает различные системы муз. записи: буквенные, цифровые, нотолинейные, использующие специальные условные знаки (экфонетические, невматические, знаменные и пр.).

Исследование муз. рукопис. мат-ла проходит следующие технологич. стадии:

1) источниковедческую (выявление памятника, его описание и классификация);

2) общепалеографическую (палеографич. исследование рукописи: внешние особенности, датировка, авторство, сохранность, характер письма словесного и муз. текстов, пагинация и т.д.);

3) муз.-палеографическую (особенности соотношения словесного и муз. текстов, классификация системы муз. записи, сравнительный анализ и систематизация графич. комплексов и элементов муз. записи и т.п.).

Проблемы пересмотра периодизации:

В историографии на сегодняшний день различают 5 периодов:

первобытный (30 тыс. лет до н.э. – 5 в. до н.э.)

древняя история (5 в. до н.э. – 5 в. н.э.)

средневековье (5 в. н.э. – сер. 17 в.)

новое время (сер. 17 в. (англ. революция 1640)/1789 (векик. франц. революция) – 1918)

новейшая история (1918 -)

Феномен «схлопывания» истории.

Осн. аспекты муз. истории:

- Несовпадение истор. рамок, соц. и культур. эпох в разных регионах.

- Зарождение нов. периода в муз. ис-ве начинается в предыдущем. Количественные накопления переходят в качественные. В одно время могут существовать различ. стили и мировоззрения.

По Фишеру 1828 г. – завершение эпохи вен. классицизма (смерть Шуберта).

- Роль общественно-эконом. отношений в муз. ис-ве.

- Музыка иногда предвещает то, что будет происходить в гос-ве.

- Взаимосвязь искусств и неравномерность их развития. Принцип маятника.

- Принцип спирали – повторение канонов, мировоззренч. установок на нов. витке развития.

- Феномены интерпретации и реинтерпретации играют огром. роль в развитии ис-ва. Постоян. возрождение и перерождение на нов. витке развития.

- Магистрал. тенденции муз. ис-ва имеют свои регионал. отличия, особ-ти.

На рубеже 19-20 вв. возникла нов. универсал. история от большого взрыва (начало истории планеты Земля). Соответственно и муз. ис-во необходимо рассм-ть с этого периода.

В связи с этим возник интерес к происхождению муз. ис-ва (со стороны ученых др. специальностей).

- Спенсер: музыка явл-ся подражанием эмоц-но возбужден. речи.

- Дарвин: подражание пению птиц, любов. зову животных.

- Германия, Бюхер: результат подражания ритмам работ первобытных людей.

- К. Штумпф: из звук. сигналов.

Комбари (фр.): из обрядов и магич. заклинаний.

Потребность к эстетич. деят-ти закодирована в человеке. Мистич. толкование происхождения музыки – порождение высших сил.

Платон:мир-число-космос-музыка-человек

Средневековье:Бог-природа-музыка-ис-во-человек

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ

Философия (от греч. philosophia – любовь к мудрости).

Основные проблемы философии: что есть мое «Я», что есть мир, какова природа взаимодействия моего «Я» и мира.

Филосо́фия му́зыки (англ. Philosophy of music) — раздел эстетики, в широких дисциплинарных рамках которого исследуются различные философские, мировоззренческие и наиболее фундаментальные культурологические аспекты музыкального искусства в его самых разнообразных проявлениях.

К основным проблемам философии музыки, в частности, относятся вопросы исторического бытования музыки, ее происхождения, отношения с родственными видами искусства, функции в обществе и др. Философия музыки касается также наиболее общих проблем музыковедения: общих закономерностей композиторского и исполнительского творчества, особенностей восприятия музыкальных произведений.

Научная специфика

Философия музыки является наукой междисциплинарной, относящейся одновременно к области музыкознания, философии, социологии, психологии, культурологии и педагогики. Ну а помимо этого, предмет философии музыки может атрибутивно включать в себя также некоторые математические и другие компетенции, непосредственным образом связанные с формированием той или иной музыкально-эстетической парадигмы.

Философию музыки следует отличать от музыкальной эстетики, которая по своей общей исследовательской направленности хотя и близка предметной атрибутике философии музыки, но отличается от неё своей методологической спецификой: если философия музыки является одним из разделов эстетики и занимается преимущественно решением проблем онтологического, гносеологического и аксиологического характера, то музыкальная эстетика в гораздо большей степени призвана решать задачи сугубо музыковедческие, и поэтому она должна свободно и компетентно оперировать специфическими (в том числе и наиболее сложными) научными понятиями из области теории музыки. А уже по причине такой её методологической ориентированности музыкальную эстетику, как специализированную научную дисциплину, следует относить именно к области музыкознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...