Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансы и бюджет: проблемы и решения

12. Обеспечение эффективной системы раскрытия
информации на финансовом рынке.
Предполагается
установить требования к раскрытию информации
о лицах, являющихся реальными собственниками
(конечными бенефициарами) российских компа­
ний, тем более что опыт осуществленных российс­
кими эмитентами первоначальных публичных пред­
ложений показывает готовность многих эмитентов
раскрывать информацию об указанных лицах в це­
лях обеспечения спроса на эмитируемые финансо­
вые инструменты и снижения стоимости привлече­
ния капитала.

13. Развитие и совершенствование корпоративного
управления.
Стратегией предусматривается установ­
ление требований к корпоративному управлению
профессиональных участников рынка ценных бу­
маг, управляющих компаний инвестиционны?
фондов и негосударственных пенсионных фондов
путем формулирования соответствующих рекомен­
даций и их закрепления в нормативных правовых
актах, усовершенствование порядка приобретения
крупных пакетов акций открытых акционерных
обществ путем установления предварительного го­
сударственного контроля за публичным предложе­
нием ценных бумаг открытых акционерных об­
ществ, повышение роли независимых директоров
в публичных компаниях, введение медиации (по-
средничества) в поиске внесудебного выхода из
критических ситуаций, связанных с корпоратив­
ными конфликтами.

14. Принятие действенных мер по предупреждению
и пресечению недобросовестной деятельности на финан­
совом рынке.
Предусмотрено скорейшее принята'
федерального законодательства о противодействии
неправомерному использованию инсайдерской ин­
формации и манипулированию рынком, а также
внесение изменений в Кодекс об административ­
ных правонарушениях, касающихся введения слу­
чаев снижения штрафов в отношении участников
финансового рынка, когда ими самостоятельно вы­
являются нарушения законодательства РФ в сфере
их деятельности, информируется ФСФР России и
добровольно представляется информация о приня­
тых мерах по устранению выявленного нарушения.

Задача по формированию благоприятного нало­гового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях

ФИНАНСЫ № 2, 2009 17


 


Стратегия развития финансового рынка до 2020 года, на наш взгляд, будет отвечать цели создания мирового финансового центра в России при условии наличия нескольких факторов, которых пока на рос­сийском финансовом рынке нет. Речь идет о:

—формировании базы внутренних розничных
инвесторов и эмитентов внутри России;

—реформе пенсионной системы и изменении
условий для выхода на финансовый рынок длинных
пенсионных денег;

—необходимости развития рынка государствен­
ных ценных бумаг;

—совершенствовании деятельности банковс­
ких и страховых институтов, также относящихся к
финансовому рынку. /


 


облигации-^

Важную организующую роль в развитии регионального рынка ценных бумаг играют фондовые биржи. Однако, как показывает опыт зарубежных стран, при всей важности фондовых бирж как центра обращения ценных бумаг их должно быть не так уж много — одна центральная фондовая биржа в финансовом центре государства (столице) и несколько фондовых бирж в наиболее крупных регионах страны, обслуживающих крупные экономические районы.


^Региональный рынок недвижимости.

Региональный рынок недвижимости представляет собой обособившуюся часть сферы регионального обращения, где происходит купля-продажа специфических товаров на основе товарно-денежных отношений с обязательной сменой собственника. '

Объектами регионального рынка недвижимости являются земельные участки, производственные здания и сооружения, объекты незавершенного строительства и все то, что так или иначе обладает:

физической недвижимостью и физической связью с землей; экономическими свойствами основных производственных фондов по характеру оборота и переносу стоимости на готовый продукт.

Субъектами регионального рынка недвижимости являются продавцы, покупатели и посредники (риэлторы), выступающие в качестве юридических и физических лиц.

Функции регионального рынка недвижимости можно определить как обеспечение хозяйственного оборота определенных элементов производственных фондов предприятий и организаций, с одной стороны, и создание материальных экономических условий жизнедеятельности населения - другой.

Структура регионального рынка недвижимости включает:

1) рынок земли;

2) рынок жилья;

3) рынок нежилых помещений.

Регулирование рынка недвижимости в основном осуществляют следующие государственные органы:

1) Минимущество России;

2) Органы градостроительства и архитектуры, проектные бюро,
топографические организации, а также иные субъекты, имеющие
государственные лицензии на проведение соответствующих работ;

12 А.-Р. Костсрип. Практика сегментирования рышшд^1_СПб.: Питер, 2002. -2_88 с.^ил. -(
б?|жяЛМаркетаыг4Щял1рофеееж?Нсиювм). - стр. 209

13 Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. Маркетинг: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во
ТРТУ, 1999.-стр. 61


3) Службы регистрации права на недвижимость, к которым относятся региональные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, бюро технической инвентаризации, управления государственного земельного кадастра и др.

Задачи, которые призваны решать государственные региональные органы управления по совершенствованию территориального рынка недвижимости, сводятся к следующему:

учет объектов и регулирования отношений собственности на недвижимость;

обеспечение эффективного использования объектов недвижимости на основе гибкой системы налогообложения, сочетающей интересы владельцев '• недвижимости, ее арендаторов и субъекта Федерации;

разработка и реализация региональных программ по недвижимости, определяющих основные направления развития рынка недвижимости через процессы приватизации, жилищные программы, развитие производственной базы строительной индустрии и т.п.

создание института ипотеки, способного привлечь финансово-кредитную систему региона к активному включению объектов недвижимости в хозяйственный оборот.

Л<! ^.«^Региональный информационный рынок.

'Региональный информационный рынок - новый и пока находящийся в стадии своего формирования сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством актов-купли продажи информационных ресурсов.14

Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации, способные оперативно ее предоставить заказчикам-пользователям в удобной для них товарной форме (маркетинговые центры, рекламные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России и др.).

Спрос на региональном информационном рынке зависит не столько от числа покупателей нужной информации, сколько от их специализации, объема, структуры и качества запрашиваемого информационного продукта, периодичность его предоставления, обновления и покупательной способности заказчика.

!4 Ьир://\УШ\у.еН1апит.ги/2005/03/30/зе§тету_гуп]<а_о1_а1<:и1_с1о_р1гапщ.11{т1 - статья Барри Пирсон «Сегменты рынка: от акул до пираний», 29.11. о8.


Предложение на региональном информационном рынке определяется рядом обстоятельств:

во-первых, количеством производителей информации;

во-вторых, технической оснащенностью их организаций;

в- третьих, качеством производимого информационного продукта;

в-четвертых, оперативностью предоставления покупателям необходимой информации;

в-пятых, высокой эффективностью использования предоставляемой информации.

Функции регионального информационного рынка состоят в своевременном предоставлении его покупателям рыночной информации,.... которая должна обеспечить им возможность:

разрабатывать стратегию и тактику рыночного поведения;

принимать научно обоснованные управленческие решения;

прогнозировать изменения рыночной конъюнктуры;

знать запросы потребителей и тенденции их изменений;

своевременно получать информацию об изменениях в организационно-правовых, налогово-преференциальных и организационно-административных механизмах функционирования предприятий в рыночной среде региона. '

Структура регионального информационного рынка еще не сложилась, потому что этап «бесплатной информации» в России и ее регионах еще не преодолен. Платная же информация для большинства потребителей в лице средних и малых предприятий остается пока непосильной из-за финансовых затруднений.

Однако контуры регионального информационного рынка и его отдельных элементов уже просматриваются.

Важным сегментом регионального информационного рынка является рынок общей статистической информации, разрабатываемой и предоставляемой в товарной форме таким ее потребителям, как органы государственной власти региона, и всем администрациям органов местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам в соответствии с их запросами.

Значительную роль в функционировании регионального рынка информации имеет такой его агент, как рынок рекламной продукции, включающий информацию о товарах в различных формах, поставляемую через радио, печать, телевидение. Рекламные агентства при подготовке своей информационной продукции исходят из потребностей различных групп покупателей в конкретной информации, их платежеспособности, а также понимании того, для каких целей предоставляется рекламная информация - то ли для доведения товара до потребителя, то ли для

15 В. Е. Хруцкий. «Критерии выделения сегментов рынка» (статья) -п«р://\ууАУлррпои.ги/атс1е.рЬр?1с1а111с1е=004671, 28.11.08.


формирования новых потребностей покупателей, которое дает новый импульс развития производства.16

Третий сегмент регионального рынка информационных ресурсов представлен консалтинговыми и маркетинговыми фирмами, а также оптовыми ярмарками и выставками, которые по специфике своей работы имеют дело с информацией и на ее основе производят новый продукт, характеризующий состояние товарных рынков, промышленных и торговых партнеров, прогнозные оценки регионального спроса и предложения.

Все вышеперечисленные региональные рынки функционируют в едином территориальном информационном пространстве, тесно взаимосвязаны между собой общими целями, экономическими ресурсами и эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфический характер

16 Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. Маркетинг: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.-стр. 65




: Анализ поведения предприятий на региональных рынках

 


~7 По мере того, как рынки становятся все более динамичными, а изменения неожиданными, системы управления предприятиями становятся открытыми, подвижными и гибкими. На первый план выходит такой наиболее общий критерий оценки их деятельности, как способность адаптироваться к изменениял и влиять на них.

Выбор системы показателей эффективности управления предприятиями ''зависит от ]) особенностей объекта управления и динамики его развития; 2) потребностей и интересов различных субъектов рынка, обусловливающих критерии, на основе которых они оценивают свою деятельность и деятельность других участников рынка; 3) возможности измерить соотношение затрат и результатов в тех или иных видах деятельности; 4) позиции исследователя и специфики исследовательской ситуации.

Управление поведением предприятий на рынках должно привести к созданию эффективных региональных рынков, адекватно отвечающих потребностям и условиям развития общества на данном этапе и способных в дальнейшем трансформироваться. Эффективными мы называем рынки, на которых наблюдается устойчивый и долгосрочный экономический рост.

В начале 90-х годов прошлого столетия необходимо было определить, что в действительности происходит, прежде чем выбрать основное направление развития, выбор стратегии становился весьма сложной задачей. Методы школы обучения органически стали врастать в технологии управления предприятиями. Испытав шок. предприятия пытались сопротивляться стратегическим переменам, оказывающим на них негативное влияние, в результате их трансформация часто принимала вид, который адекватно описывает квантовая теория перемен.

В процессе приватизации наблюдался практически непрерывный передел собственности, часто сопровождающийся конфликтами. К середине 90-х гг. XX в


политические методы управления стали органической частью российского менеджмента, а способы согласования интересов различных общественных груш постепенно становятся все более цивилизованными и эффективными по своим конечным экономическим результатам. По мере того, как ситуация на рынках стабилизируется, появляются основания считать, что экономический рост будет устойчивым, предприятия осваивают методы школ дизайна и позиционирования (стратегического маркетинга), которые сегодня становятся для них базовыми.

Когда появляется сильная стратегическая перспектива и предприятие активно ее реализует, фундаментальная стратегическая перестройка блокируется инертностью корпоративной культуры. Сейчас это происходит в агропромышленном комплексе, где новые технологии и организация производства вступили в противоречие с существующими ценностями и убеждениями работников. Тогда менеджмент предприятий осваивает методы школы культуры, вкладывая средства в развитие не только тех, кто работает и способен работать в новых условиях, но и в систему образования, где формируются будущие работники.

Усиление неопределенности на рынке сопровождается обострением конкуренции. Стратегия, призванная обеспечить будущее благополучие предприятия и региона, должна быть направлена на достижение долгосрочного конкурентного преимущества на рынках.

Меняется представление о целях развития предприятия. Если раньше считалось, что предприятие должно сосредоточить свои усилия на достижении одной или нескольких основных целей, к примеру, на максимизации полезности потребителей (в традиционной экономической теории) или создании наивысшей ценности для потребителя (в маркетинге), то сегодня целесообразно говорить о необходимости разработки сбалансированной системы целей. Не следует ориентировать систему управления предприятием и региональными рынками на сосредоточение на одном направлении, т.е. па выполнении обязательств перед



одной заинтересованной группой. Главная за/дача менеджмента - согласовать противоречивые интересы различных заинтересованных групп, оказывающих наибольшее влияние на развитие предприятия и рынка.

На этапе выявления целей предприятия выясняются интересы и критерии оценки всех заинтересованных групп, от поведения которых зависят результаты деятельности предприятия. Стратегический анализ дает ясное представление о вероятном будущем внешнего окружения (рынка) и предприятия, уменьшает

г

' неопределенность относительно доступных альтернатив.

Каждая теоретическая модель маркетинга отражает потребности предприяти во взаимодействии с конкретной общественной группой, чье поведение оказывается при данном состоянии рынка решающим для предприятия: потребители (коммерческий маркетинг), конкуренты (конкурентный маркетинг), население (социально-этический маркетинг). Наконец, формируется концепция стратегического маркетинга, где маркетинг определяется как постоянный и систематический анализ потребностей рынка для обеспечения устойчивого конкурентного преимущества или как средство воздействия предприятий на потребителей, призванное обеспечить упреждающие действия.

Те же самые изменения на рынках, которые вызывали постепенную эволюцию теоретических моделей маркетинга, в России, как мы уже видели, сжаты во времени и происходят с разной скоростью на различных рынках. В контексте стратегического управления рынками в России маркетинг целесообразно определить как механизм воздействия одного из субъектов рынка на поведение других с целью реализации своей стратегии развития. Стратегический маркетинг предприятий должен быть ориентирован на взаимодействие со всеми общественными группами (принцип "согласования интересов"), которые оказывают сильное влияние на развитие регионального рынка в долгосрочной перспективе (инвесторы, конкуренты, законодательные и исполнительные органы власти, потреби гели, население, менеджеры и работники


предприятий, лидеры общественного мнения). Именно в маркетинге и маркетинговых исследованиях создаются инструменты изучения потребностей и интересов различных субъектов рынка.


-


Методы сбора информации для стратегического анализа разделяем на количественные (подлежащие количественному анализу) и качественные. Количественные методы, в свою очередь, разделяются на опросные и неопросньк (наблюдение, анализ статистических данных, контент-анализ, эксперимент).

Эксперимент и опрос относятся к методам прямого измерения экономического поведения. Эксперимент следует использовать тогда, когда необходим контроль исследователя за ситуацией и его вмешательство. Опрос применяется тогда, когда необходимую информацию исследователь может получить, только задавая вопросы.

Опросный метод находит все более широкое применение в стратегических исследованиях. Преимущества опросов перед альтернативными методами сбора информации, как нам представляется, состоят в следующем: 1) вопросы задаются так, что позволяют суммировать и сопоставить ответы тысяч людей; 2) результаты опроса нескольких тысяч людей могут быть перенесены на все население с подсчитываемой степенью достоверности; 3) техника проведения опроса жестко контролируется, и поэтому такой опрос может быть повторен в любое время для сравнения результатов; 4) большой опрос может быть разделен на части (с репрезентативной выборкой) для анализа и сравнения позиций разных социальных групп населения.

Качественные исследования отличаются от количественных рядом важных аспектов, которые делают их эффективными в стратегическом анализе.

Здесь ставится задача уточнить или тщательно изучить высказанную позицию, чтобы сделать более ясной точку зрения участников рынка. Это дает возможность более глубоко попять их мотивацию; факторы, определяющие


поведение людей; спрогнозировать их поведение в различных ситуациях в будущем и выбрать эффективные способы достижения поставленных целей.

Роль исследователя здесь сводится к минимуму, ему нужно сделать так, чтобы интервью или дискуссия охватили все важные /для исследования темы, и более глубоко изучить моменты, представляющие особый интерес.

Качественное исследование обладает гибкостью, что означает возможность, формулировать вопросы в соответствии с ситуацией, более детально •анализировать позиции и поведение, а это, как правило, невозможно в количественном исследовании. Более того, существуют методики позволяющие выделить и проанализировать убеждения и представления, существующие в подсознании респондентов.

Качественное исследование может затронуть новые темы, возникающие в процессе интервью и определить их значение для исследуемого предмета. Оно может выделить специфические позиции и поведение, определить причины, их обусловливающие, изучить взаимосвязь между различными позициями и типами поведения, объяснить видимые несообразности и противоречия. Оно дает возможность изучить тонкости человеческого восприятия, нюансы языка и взаимосвязь идей (представлений), что часто теряется в количественном исследовании.

Различные методики, используемые в качественных исследованиях, не подходят для получения ответов на такие вопросы как "сколько людей думают так", но очень хороши для выяснения спектра мнений, мотиваций и убеждений, которые лежат в основе специфических типов поведения или позиций, что имеет принципиально важное значение для стратегического управления.

Приходим к выводу, что наиболее актуальными сегодня являются следующие направления развития методологии исследования поведения предприятий на рынках


:


 

• согласование концептуально-методического аппарата различных
научных дисциплин таким образом, чтобы было возможно эффективное
совместное использование их инструментов в стратегических исследованиях;

• более широкое использование опросного метода, помогающего
проанализировать развитие событий до того, как они произошли, понять мотивы
поведения людей и оценить эффективность различных способов воздействия на
поведение людей;

• анализ фундаментальных ценностей (норм, установок) населения,
•их устойчивости и факторов, определяющих их динамику; мы плохо их знаем и
явно недооцениваем влияния этих институтов на поведение участников рынка;

• развитие качественных исследований, которые позволяют быстро и
достаточно точно уловить начинающиеся изменения ("слабые сигналы"),
своевременно принять упреждающие меры;

• совершенствование инструментов анализа, позволяющих оценить
возможные направления изменения ситуации на рынках, варианты поведения
участников рынка в различных ситуациях и их последствия;

• методологическая рефлексия в стратегических исследованиях
(оценка качества полученных результатов и адекватности используемых
инструментов анализа).

Развертывание маркетинговых исследований означает создание рынка стратегических исследований. Рынок стратегических исследований определяется как механизм взаимодействия производителей и покупателей информации, необходимой и достаточной для разработки и реализации стратегий развития предприятий. Предложены критерии оценки стратегических маркетинговых центров и создаваемых ими исследовачельских проектов, принципы управления опросами на промышленных предприятиях, рассмотрены возможные варианты взаимоотношений заказчика исследования и исследовательского центра.



г Методы регулирования процессов формирования и развития региональных рынков

Административные методы регулирования региональных рынков и рыночной инфраструктуры базируются на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения. Региональные органы, наделенные властью, осуществляют административную деятельность; их функция заключается в координации.направлений деятельности хозяйствующих субъектов региона. Административны ' 'методы позволяют реализовать общерегиональные интересы; обеспечивают преобладание этих интересов над интересами отдельных субъектов региональной экономики. Административные методы регулирования осуществляются в следующих формах:-прямые административные распоряжения, постановления; ок имеют обязательный характер и адресуются субъектам региональной экономики, значит, воздействуют на конкретную, сложившуюся ситуацию;-нормативное регулирование; установление правил, регулирующих деятельность имеющихся в регионе предприятий и организаций различных форм собственности;-разработка рекомендаций, а также воздействие, осуществляемое посредством контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, за соблюдением государственных стандартов). В основе административных методов лежит обязательность выполнения предписаний, а также возможность применения мер принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. Региональные органы управления наделены нравом использования широкого набора административных методов регулирования, влияющих как на деятельность отдельных предприятий и организаций, так и на систему региональных рынков в целом. К числу административных методов регулировани относятся следующие:

• определение условий приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности;

'


• утверждение перечня объектов муниципальной собственности,
приобретение, создание и преобразование которых требует согласия местной
администрации;

• определение условий и порядка разгосударствления и приватизации
муниципальных предприятий;

• установление порядка и условий создания или преобразования объектов
инфраструктуры, размещения их на территории;

• определение порядка государственной регистрации коммерческих
организаций;

• установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности;

• определение правил пользования природными ресурсами, приостановка
деятельности предприятий в случае нарушения экологических, санитарных,
строительных норм;

• определение порядка предоставления и изъятия земельных участков;

• размещение предприятий различных форм собственности на территории

С помощью административных методов региональные органы управления мог регулировать процессы приватизации, формирование и развитие муниципальных предприятий и организаций, размещение новых предприятий на территории региона, привлечение иностранного капитала, использование региональных природных ресурсов, а также социальные процессы. Административные методы должны использоваться в комплексе с экономическими методами, так как их оптимальное сочетание в единой системе может обеспечить нормальное функционирование региональных рынков. Основная отличительная особенность административных и экономических методов регулирования рыночных процессе заключается в том, что административные методы, как правило, оказывают прям* воздействие на субъектов рыночных отношений, а экономические - косвенное. Экономические методы предполагают полную самостоятельность субъектов региональных рынков при высокой ответственности за принимаемые действия и последствия, побуждают субъекты региональных рынков к подготовке


альтернативных решений и выбору оптимального с точки зрения интересов каждого субъекта и с учетом допустимого экономического риска. Необходимость экономических методах регулирования вызвана тем, что на основе только административных методов невозможно решить всю совокупность проблем, возникающих в процессе регулирования региональных рынков.

Сущность экономических методов состоит в воздействии на экономические интересы субъектов региональных рынков с помощью таких инструментов, как налоги, кредиты, субвенции, позволяющих ориентировать региональную экономику на эффективный режим функционирования по возможности без прямого вмешательства органов управления, по в установленных этими органами рамках. Экономические методы регулирования основаны на использовании стимулов, предусматривающих экономическую заинтересованность и ответственность предприятий и организаций региона за последствия принимаемы; решений и побуждающих предприятия участвовать в комплексном социально-экономическом развитии региона. Использование экономических методов регулирования повышает эффект действия обратных связей в экономике и обеспечивает сочетание экономических интересов предприятий и организаций, расположенных в регионе. Для этого требуется комплексный подход к разработке использованию системы экономических методов регулирования, учитывающий всю сложность системы региональных рынков как объекта регулирования. В задачи региональных органов управления входит экономическое регулирование функционирования хозяйствующих субъектов: предприятий и организаций производства и сферы услуг различных форм собственности, населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, организаций рыночной инфраструктуры. В новых условиях взаимоотношения региональных органов управления с субъектами региональных рынков строятся на принципах экономической самостоятельности, самоуправления и эквивалентности отношений, исключительно на налоговой и договорной основе. Основу взаимоотношений региональных органов управления с предприятиями и организациями различных форм собственности и хозяйствования составляет система налогообложения. Это-

 



главный экономический рычаг, при помощи которого могут быть отрегулирован: условия взаимодействия администрации с производителями, расположенными нг территории региона. Система налогов строится на единых для всех субъектов хозяйствования принципах; при этом главным требованием является недопущеш двойного налогообложения. Налоги должны служить инструментом регулирован финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг на осно: единых требований к эффективности производства. Кроме того, налоги по отношению к хозяйствующим субъектам должны стимулировать '•пропорциональное развитие отдельных подсистем и элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих необходимые для экономики региона услуги, новых условиях региональные органы управления располагают широким наборов экономических методов налогового регулирования деятельности субъектов региональных рынков. Региональные органы управления устанавливают ставки налога на прибыль для предприятий и организаций, находящихся в муниципальш собственности; определяют льготы по налогу на прибыль в пределах своей налоговой квоты, устанавливают ставки местных налогов, сборов и пошлин. Региональный орган управления при помощи налоговой системы может сдерживать экономически необоснованный рост прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг. При этом основу налоговой политики должно составлять стимулирование роста производства, а не фискальное изъятие средств у производителей. Не менее важна и обратная связь - когда региональные органы управления могут активно влиять на экономическое положение производителей. Через систему льгот и санкций региональные власти в состоянии обеспечить:

• развитие всей системы рыночной инфраструктуры и ее отдельных
элементов;

• производство товаров и услуг в соответствии с меняющейся конъюнктуре]
региональных рынков;


 


услуг;


ускорение научно-технического прогресса и повышение качества товаров


 


 

• развитие малых и средних предприятий, особенно на начальной стадии и>
становления;

• активизацию предпринимательской деятельности населения;

• снижение платы за природные ресурсы, аренду земли отдельным
предприятиям и организациям рыночной инфраструктуры региона.

Таким образом, региональные органы управления при помощи системы л экономических методов регулирования могут способствовать сбалансированност 'спроса и предложения па региональных рынках, развитию межрегионального обмена и международных экономических связей. В то же время не следует упрощенно подходить к оценке явлений и процессов, порожденных рыночной экономикой. Очевидно, что полностью предвидеть, как будут складываться действия всех субъектов региональных рыночных отношений, невозможно. Вмес' с тем при осуществлении эффективного экономического регулирования можно свести к минимуму конфликтные ситуации и их отрицательные последствия и обеспечить социальную защищенность наиболее уязвимых низкооплачиваемых слоев населения региона. В этих условиях возрастает влияние региональных органов управления на те процессы, которые не могут регулироваться одним рынком. Взаимодействие предприятий и региональных органов управления в эти) условиях может строиться на применении органами управления инструментов бюджетного и кредитного регулирования, налогов, субсидий и субвенций. При этом в сферу деятельности региональных органов управления входят как задачи регулирования региональных рынков, так и те задачи, которые стоят в стороне от интересов рынка - - развитие здравоохранения, просвещения, охрана окружающее среды и пр. Говоря об использовании административных и экономических методе регулирования развития региональных рынков, следует упомянуть и вопросы правовой регламентации этого воздействия. Административные и экономические методы регулирования региональных рынков применяются в виде правовых норм Правовая основа регулирования предполагает, что методы регулирования на уровне региона должны соответствовать законам России. Так, при издании


 


постановлений, распоряжений, инструкций региональные администрации должн) руководствоваться действующим законодательством РФ, регулирующим данные отношения. Правовая основа административных и экономических методов регулирования представлена различными формами правовых актов: законами РФ указами Президента, постановлениями Государственной Думы, Совета Федераци Правительства РФ, а также постановлениями и распоряжениями органов управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовое. регламентирование осуществляется как в форме обязательных предписаний, так I: форме рекомендаций. Применение различных форм правовой регламентации в комплексе придает регулированию региональных рынков стабильность и устойчивость. В последнее время все чаще используются не запрещающие, а альтернативные правовые нормы. Правовые нормы определяют положение различных субъектов региональных рынков в воспроизводственном процессе, возможные методы административного и экономического регулирования, права и обязанности субъектов, характер и содержание экономических отношений, в которые они вступают с другими предприятиями и организациями.


12


л>. /&• Управление региональными рынками

Особое значение в России сегодня приобретает стратегическое управление региональными рынками. Низкий уровень взаимодействия предприятий в региональных экономических системах, характерный для России, при низкой централизации управления, стал одним из факторов, деформирующих региональные рынки и снижающих конкурентоспособность российских предприятий. Отсутствие стратегического управления •, региональными экономическими системами сдерживает экономический рост регионов, повышение качества жизни населения и вызывает центробежные тенденции «обособления» региональных рынков.

Все это приводит нас к выводу о необходимости дальнейшего развития методологии управления региональными рынками в России. Эта методология должна, с одной стороны, отражать специфические условия трансформации российской экономики, с другой — позволять адекватно реагировать на быстрые и неожиданные изменения. Чтобы определить направления развития методологии управления региональными рынками, необходимо: 1) выявить тенденции эволюции теоретических представлений о рынках и на этой основе идентифицировать особенности современного этапа экономического развития страны; 2) разработать концепцию стратегического управления региональными рынками, адекватную российским экономическим условиям и ориентированную на экономический рост.

Если исходить из то

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...