Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Уровни реализации норм права




В последние десятилетия при анализе правореализации все чаще используется уровневой подход. Это - не просто дань моде, а настоятельная потребность в более глубоком понимании процессов реализации норм права.

Ведь реализация права - действительно многоуровневое явление; относящиеся к ее структуре процессы расположены не в одной плоскости, а происходят закономерно в разных плоскостях, четкое обозначение и анализ которых имеют немаловажное значение. Есть достаточное основание различать, в первую очередь, уровни правореализации в зависимости от того, правила и веления норм каково - статутного или иного - характера претворяются в жизнь.

Статус (лат. statutum - устав, положение) олицетворяет, прежде всего, постоянные права, обязанности, полномочия каких-либо органов или лиц. Уровень реализации статутных норм является базовым, на нем строится вся система реализации остальных норм права, расположенных на несколько другом уровне. При этом под статутными подразумеваются нормы, раскрывающие общее (исходное) положение субъектов права в юридически значимой жизнедеятельности общества с учетом естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности.

Различают общий и специальный правовые статусы, определяющие единое исходное правовое положение разного круга субъектов права. Общий правовой статус устанавливает единое положение субъектов одного рода (скажем, всех граждан, всех иностранцев, всех юридических лиц), специальный статус - единое положение - одной специфической группы в рамках определенного рода субъектов права (например, всех студентов, всех акционеров, всех хозяйственных товариществ).

Общий правовой статус складывается из следующих компонентов:

а) гражданство как юридически признаваемая принадлежность человека к данному государственно-организованному обществу, которая выражает его принципиальные взаимоотношения с государством, опосредуется взаимными правами, обязанностями и ответственностью;

б) правосубъектность как юридически признаваемая способность лица самостоятельно иметь субъективные права, свободы, полномочия и обязанности (правоспособность), своими действиями осуществлять их (дееспособность) и нести ответственность за отклоняющееся поведение (деликтоспособность);

в) общерегулятивные права, свободы, обязанности и полномочия как определенные виды, меры или сферы возможного, должного и возможно-должного поведения, одинаковые для всех участников регулируемых правом общественных отношений;

г) общеправовые принципы и охраняемые законом интересы деятельности участников упорядочиваемых правом общественных отношений;

д) позитивная юридическая ответственность, определяемая как осознание правовых свойств своих действий (бездействий), соотнесения их с действующими законами и подзаконными актами, готовность отвечать за них перед государством и обществом.

Специальный правовой статус как бы накладывается на систему юридических категорий, образующих общий правовой статус. Субъекты права, наделяемые им, обладают еще некоторыми дополнительными правами, обязанностями и полномочиями, однако опять общими для всей данной группы участников регулируемых отношений (скажем, для всех пенсионеров, для всех служащих МВД).

Реализация статутных норм имеет ряд особенностей. Эти нормы находятся в постоянном рабочем состоянии, регулируемые ими отношения носят длящийся характер. Реализация статутных норм может выражаться в деятельности как регулирующей, так и регулируемой подсистем. Так, они реализуются, прежде всего, в ходе самой правотворческой деятельности, когда те или иные государственные органы в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты, вносят в эти акты необходимые изменения и дополнения, дают поручение подготовить и принять определенные подзаконные нормативные акты, а равно, когда депутаты пользуются законодательной инициативой и участвуют в принятии нормативно-правовых актов. Статутные нормы реализуются также в исполнительно-распорядительной, контрольно-надзорной и других видах деятельности государственных органов и должностных лиц, общественных организаций. Они, кроме того, реализуются гражданами и другими субъектами права, когда ими предпринимаются те или иные действия в соответствии со своими статутными правами, свободами, обязанностями.

Связи между отмеченными уровнями правореализации носят субординационный характер, поскольку существует определенная зависимость использования и применения нестатутных норм от статутных. Реализация первых, так или иначе, связана со статусом субъектов права, принимающих в ней участие.

Далеко не на одном уровне расположены и процессы реализации материально-правовых, собственно управленческих, контрольно-надзорных и процессуальных (процедурных) норм права. Управленческие нормы подключаются в ходе реализации материально-правовых при необходимости, например, в индивидуально-правовом регулировании; процессуальные и процедурные «обслуживают» подобное «регулирование», а контрольно-надзорные сопровождают правореализационные процессы в целом. Для правильного понимания структуры правореализации целесообразно выделение соответствующих ее уровней в данном плане, т.е. уровня реализации материально-правовых, уровня реализации собственно управленческих, уровня реализации процессуальных (процедурных) и уровня реализации контрольно-надзорных норм.

Это помогает не только выявить координационные и субординационные взаимосвязи между этими уровнями, но и проанализировать их сильные и слабые стороны, наметить меры по совершенствованию соответствующих звеньев правореализационной деятельности.

Представляются нелинейными также процессы реализации тех правовых норм, которые нуждаются в дальнейшей правотворческой конкретизации в последующих нормативно-правовых актах. Эти нормы в юридической литературе нередко обособляются от остальных, так называемых норм «прямого действия». Они рассчитаны на конкретизацию в последующих нормативно-правовых актах. Например, по ст. 7 ГК РФ международные договоры России в гражданском обороте применяются «непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта». Пункт 3 ст. 87 ГК РФ указывает, что правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются подробнее в специальном законе об этих обществах. В подобных случаях реализация одних норм как бы «привязана» к другим нормам права.

Кроме того, есть необходимость различать уровни:

1) реализации диспозиции и санкции той или иной нормы;

2) саморегуляции и индивидуально-правового регулирования в процессе реализации тех или иных норм права.

На уровне диспозиции правовые нормы осуществляются через усвоение их содержания, следование которому позволяет идти по правомерному пути. На уровне санкции применяются намеченные в нормах права средства обеспечения того, что предусматривается в их диспозициях. В юридической науке реализацию на уровне диспозиции называют порой «нормальной реализацией», а на уровне санкции - «обеспечительной реализацией».

На уровне саморегуляции непосредственные участники жизненного отношения, регулируемого правовой нормой, сообразуют собственное фактическое волеизъявление с его юридической формой (правами, свободами, обязанностями и т.п.), действуя строго в рамках правовых требований, и тем самым способствуют утверждению законности в обществе. При простых формах саморегуляции вопросы, возникающие в рамках данного жизненного отношения, решаются его участниками самостоятельно, без помощи «извне», как это происходит, скажем, при многих договорных отношениях. Сложные формы саморегуляции сопряжены с привлечением в решение таких вопросов каких-либо государственных органов, должностных лиц (нотариуса, местной администрации и др.), однако не для принятия окончательного решения по существу, а лишь для оформления решения самих непосредственных участников регулируемого реализуемой нормой отношения (например, для удостоверения купли продажи жилого дома).

Индивидуально-правовое же регулирование, напротив, является властной деятельностью уполномоченных на то органов и лиц, заключающейся в решении тех или иных юридических вопросов (дел) по существу как бы «со стороны», для организации правореализационных вопросов. Оно имеет ряд особенностей, позволяющих отличать его от саморегуляции.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.