Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины

Выполнение письменных заданий к каждому практическому занятию

Типовые задания/примерный вариант:

1. Краткий конспект по каждому вопросу практического занятия.

2. Эссе на одну из предложенных тем в соответствии с темой занятия.

3. Таблица возрастной периодизации.

4. Письменная характеристика ребенка или подростка определенного возраста.

Тема 1. Теории психического развития. Возрастная периодизация. (16.03.17)

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и его школа

Вопросы: 1. Принцип знакового опосредования.

2. Высшие психические функции.

3. Зоны «актуального и ближайшего развития»

4. Понятие интеоризации и экстериоризации.

Возрастная периодизация

Вопросы: 1. Подходы к возрастной периодизации.

2. Понятие возрастного кризиса.

3. Особенности формирования новообразования.

4. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Психическое развитие и формирование личности в онтогенезе: младенчество, раннее детство.

Психическое развитие в онтогенезе

Вопросы: 1. Особенности пренатального развития.

2. Кризис новорожденности.

3. Кризис одного года.

4. Особенности общения со взрослым (по М.И. Лисиной).

5. Доклады и эссе по данной теме.

Раннее и дошкольное детство

Психическое развитие и формирование личности в онтогенезе: дошкольник, младший школьник.

Дошкольное детство

Вопросы: 1. Особенности новообразования.

2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность.

3. Подготовка к школе.

4. Практическое упражнение тренингового характера «Погружение в детство».

Младший школьный возраст

Вопросы: 1. Система «Учитель-ученик».

2. Роль оценки в формировании самооценки.

3. Чувство компетентности – центральное новообразование по Э. Эриксону.

Доклады и эссе

5Психическое развитие и формирование личности в онтогенезе: отрочество, ранняя юность.

Психология подростка

Вопросы: 1. Сущность кризиса подросткового возраста.

2. Особенности общения со сверстниками.

3. Подростничество как пубертатный период.

4. Упражнение: ретроспективные воспоминания о периоде подростничества.

Девиантное поведение подростков

Вопросы: 1. Психологические предпосылки девиантного поведения.

2. Акцентуации как возможная причина девиантного поведения.

3. Пути коррекции.

Психология юности

Вопросы: 1. Социальная ситуация развития.

2. Эмоциональная сфера личности.

3. Личностное самоопределение.

Доклады

Педагогическая психология: становление, современное состояние

Текущий контроль: конспектирование, выступления на семинарских занятиях, выполнение тестовых заданий.

Вопросы:

1. Образование в современном мире. Образование и культура.

2. Программированное обучение, проблемное обучение, алгоритмизированное обучение.

3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

4. Знаково-контекстное обучение.

5. Компетентностный подход в современном образовании.

6. Развитие и обучение в отечественной образовательной системе. Концепции развивающего обучения.

Краткие доклады, всем подготовиться к обсуждению, использовать конспекты

7 Психология учения

Психологические теории учения.

Вопросы:

1. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

2. Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

3. Основные принципы обучения Л.В.Занкова.

4. Теория системогенеза учебной деятельности В.Н.Шадрикова.

 

Задания:

· Проведите сравнение и представьте результаты в таблице общую теорию деятельности и теорию системогенеза учебной деятельности В.Д. Шадрикова.

· Проведите сравнительную характеристику теорий развивающего обучения Л.В.Занкова и В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

· Выделите и обоснуйте основные критерии оценки эффективности учения в разных теориях учения.

· Разработайте схему анализа урока при организации учебной деятельности школьников в методологии разных теорий учения.

 

Психология воспитания

Вопросы:

1. Психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей.

2. Педагогическая оценка и отметка. Виды педагогических оценок.

3. Условия эффективности педагогической оценки.

4. Возрастные особенности педагогической оценки.

Психология педагогического общения

Задания

1. Как связаны образ Я и образ профессии и какую они играют роль в построении образа «Я - профессионал»?

2. Составьте портрет «идеального педагога» и «реального педагога» - объясните причины расхождения.

3. Разработайте систему критериев диагностики педагогических способностей.

4. Разработайте и обоснуйте систему психолого-педагогического сопровождения психологического здоровья учителя.

5. Разработайте рекомендации по предупреждению профессиональных деформаций учителя.

РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Обязательная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. – М., 1984.

3. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.

5. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.

6. Крайт Г. Психология развития. – СПб, 2000.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.

8. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 2000.

9. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.

11. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.

12. Ткачёва М.С. Педагогическая психология: курс лекций. – М., Высшее образование, 2006

13. Эльконин Б.Д. Психология развития. – М., 2001.

 

Дополнительная литература

1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1991.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. М., 2002.

3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

4. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание: Пер. с англ. - М., 1980.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр.психол.труды. М., 2007.

6. Бодалёв А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком. – СПб, 2005.

7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990.

8. Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. - М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.-http://tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt

9. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2007 - 367 с.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл. 2. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже. (любое изд.).

11. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1983

12. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М.,1983. С. 641.

13. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М., 1993.

14. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.

16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

17. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.

18. Запорожец. А.В. Избр.психол.труды. В 2-х т. М., 1986.

19. Кле М. Психология подростка. М., 1991

20. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

22. Ладгеймер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

24. Личко А.И. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.

25. Миллер С. Психология игры. СПб., 1999.

26. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

27. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1988.

28. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997

29. Природа ребёнка в зеркале автобиографий. – М., 1998.

30. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.

31. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1987

32. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2001

33. Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. – М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.- 384 с.

34. Сенников С.А., Костоеич Л. Школы укрепления здоровья // Школа здоровья. — 2001, № 1.

35. Слободчиков В.И., Исаева Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.

36. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М., 2002.

37. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. - Пермь: Уральский ГУ,2005.

38. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1989

39. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

40. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М., 1996

41. Эльконин Д.Б. Избр.психол.труды. М., 1989.

42. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

43. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

44. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

 

Электронные ресурсы

1. http://www.univertu.ru/psihologiya_razvitiya

2. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met104/met104.htm

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...