Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правоприменение при пробелах или коллизии в праве




Возможно, что правоприменитель в своей работе сталкивается с пробелом в действующем нормативно-правовом массиве. В такой ситуации правоприменение, более глубоко вторгаясь в регулирование жизненных отношений, расширяет свободу усмотрения правоприменителя и имеет некоторые особенности.

Пробел означает «брешь» в нормативной системе, отсутствие в ней нормативных установлений в отношении тех или иных жизненных обстоятельств, которые, по существу, находятся в сфере правового регулирования. Причины пробела могут быть различными: неполное или неточное изложение нормативно-правовых предписаний, недостатки законодательной техники, динамичность самих отношений, нуждающихся в правовом регулировании и др.

Конечно, пробел должен восполняться правотворческим органом путем издания нового нормативно-правового акта. Он может восполняться обычаями делового (банковского) оборота, поскольку это допускается гражданским или иным законодательством. Однако надлежащим образом не восполненный пробел не освобождает правоприменителя от необходимости разрешить возникший юридический вопрос, принимая по нему индивидуально - правовое решение. Отсюда - неизбежность правоприменения даже при пробелах в праве, преодоления его каким-либо образом.

Своеобразие правоприменения при пробеле в праве выражается в том, что здесь требуется:

а) определить, входит ли данное фактическое обстоятельство, о котором идет речь, в сферу правового регулирования, нуждается ли оно в юридическом опосредовании и разрешении по существу;

б) установить, допускается ли в данной отрасли права использование каких-либо индивидуально-правовых средств преодоления пробелов, имея в виду допустимость последних повсюду, где на этот счет нет специального запрещения законодателя;

в) найти именно то индивидуально-правовое средство, которое в данном конкретном случае является наиболее оптимальным для юридического обеспечения изменяющихся потребностей социальной жизни, усиления защиты прав, свобод и законных интересов участников общественных отношений.

Средства преодоления пробела заложены в самом праве. Они независимо от частоты их использования находятся как бы в рабочем состоянии. Ими являются: аналогия закона, аналогия права и субсидиарное применение правовых норм.

Аналогия [481] закона выражается в использовании для преодоления пробела нормы той же отрасли права, которая регулирует сходное жизненное отношение и потому способна временно «замещать» недостающее нормативно-правовое предписание. В случае отсутствия подобной нормы, когда исчерпаны все возможности механизма данной отрасли права для решения рассматриваемого юридического вопроса, допустимо субсидиарное применение законоположений смежной или, по крайней мере, родственной отрасли права. Если же и это невозможно, то прибегают к аналогии права, при которой пробел преодолевается путем решения возникшего юридического вопроса на основе общих начал (принципов) и целей законодательства, позволяющих по вполне объективным критериям принять законное и обоснованное решение.

Гражданский кодекс РФ (общая часть) в ст. 6 прямо указывает на возможность правоприменения по аналогии закона и аналогии права.

Правоприменительные акты

Правоприменение находит свое выражение вовне в правоприменительном акте, который являет собой единство действий, решений и их документальной формы.

Правоприменительный акт не сводится лишь к волеизъявлению, имеет одновременно свойства и акта-действия, и акта-решения, и акта- документа.

В качестве решения правоприменительный акт служит ответом на возникший юридический вопрос, в качестве документа - официальной формой его закрепления, в качестве действия - средством его формирования и документального удостоверения. Причем именно документальная форма позволяет точно и обстоятельно сформулировать и зафиксировать принятое решение и его основания, проверять их законность, обоснованность и справедливость, организовать исполнение правоприменительного решения.

Только простейшие акты правоприменения возможны в устной форме, как, скажем, при предупреждении автоинспектором водителя или пешехода, допустившего незначительное нарушение правил уличного движения без вредных последствий. Однако и они не могут низводиться до конклюдентных действий, т.е. молчаливого поведения, свидетельствующего о каком-либо намерении правоприменителя, а должны быть четко сформулированы в виде конкретного и однозначно выраженного индивидуально-правового решения.

В структуре правоприменительного акта-документа различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части. В первой из них (вводной части) указываются наименования акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело, перечень его участников (истец, ответчик и др.), во второй (описательно-мотивировочной) - излагаются констатации относительно обстоятельств дела и имеющихся средств их доказывания; в последней (результативной) - формулируется само принятое по делу решение, а также обозначаются порядок и сроки его обжалования и опротестования. Во многих случаях закон прямо предусматривает мотивировку правоприменительного акта (например, ст. 103 АПК РФ). Мотивировка предполагает изложение лежащих в основе правоприменительного акта фактов, доказательств и закона, приведение юридической, фактической и логической аргументации выраженных в нем выводов по делу. Она способствует повышению убедительности принятого решения, дает его адресатам ясное представление о тех основаниях и мотивах, из которых исходит правоприменитель, являясь тем самым одной из гарантий сознательного отношения всех и каждого к правоприменителю.

Любой правоприменительный акт должен быт законным, обоснованным и справедливым. Этим принципиальной важности требованиям удовлетворяет правоприменительный акт, который принимается уполномоченным на то органом (должностным лицом) с соблюдением процессуального (процедурного) порядка, соответствует достоверным фактам и действительному существу применяемой правовой нормы, содержит верное решение, исторически меняющееся представление о должном.

По своим видовым особенностям правоприменительные акты весьма разнообразны. Особое значение придается делению правоприменительных актов на исполнительные и правообеспечительные. Первые из них принимаются в ходе исполнительно-распорядительной деятельности, вторые - в обеспечении санкций правовых норм. И те, и другие могут быть основными и вспомогательными. Если основные правоприменительные акты содержат завершающее решение по юридическому делу, то вспомогательные - подготавливают это решение (например, истребование судом дополнительных документов, назначение им судебной экспертизы), подтверждают его законность и обоснованность (скажем, определение федерального окружного арбитражного суда об оставлении в силе решения арбитражного суда РТ) или корректируют процессы его исполнения, что, к примеру, происходит при условно-досрочном освобождении от наказания по ст. 79 УК РФ.

В любом правоприменительном акте должен быть четко решен вопрос о виновности лица, в отношении которого он предпринимается. В гражданско-правовых и хозяйственных спорах доказывание своей невиновности в нарушении обязательств или причинении иного вреда лежит на самом должнике, являющемся ответчиком по делу. В уголовном, административном, дисциплинарном и финансовом правонарушениях на лице, которому вменяется подобное правонарушение, не лежит обязанность доказывания своей невиновности. Применительно к уголовным делам в Конституции РФ 1993 года подчеркивается, что «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке», что «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность», а всякие неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49). Такой же подход должен быть к делам, где речь идет о применении административных, дисциплинарных, финансовых санкций. Пока правоприменительный орган надлежащим образом не докажет виновность того или иного лица в нарушении норм административного, трудового или финансового права, он не вправе применять к нему санкции правовых норм.

Вопросы для самоконтроля

1) Что понимают под правоприменением?

2) Как соотносятся индивидуальное правовое регулирование и правоприменение?

3) Что означает пробел в праве?

4) Каковы причины, порождающие пробелы в праве?

5) Каковы правила преодоления пробела в праве?

6) Какие существуют средства преодоления пробела в праве?

7) Что собой являют коллизии в праве?

8) Каковы причины коллизий в праве?

9) Каковы пути преодоления коллизий в праве?

10)Что собой являет правоприменительный акт?

11)Какие виды и по каким основаниям правоприменительных актов выделяют в теории и практике?



Раздел IV. ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.
ЗАКОННОСТЬ. ПРАВОПОРЯДОК. ДИСЦИПЛИНА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...