Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура, виды, сегментация рынков




Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономи­ки. Экономическая структура определяется:

- формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

- структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

- особенностями сферы товарного обращения;

- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

- видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систе­му, которая приобретает специфические черты.

Достаточно отметить, что в 2000 году в стране действовало более 40 тыс. госу­дарственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместных предприя­тий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строительных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой дея­тельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. пред­приятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн наименований средств производства, при этом продукция сводилась в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условиях такого многообразия предприя­тий (фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путем централизованного регулирования ус­ложняется. Обеспечение спроса и предложения, налаживание равновесия, активи­зация производства могут осуществляться лишь через рыночные методы хозяй­ствования.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынки благ и услуг;

- рынки средств производства;

- рынки научно-технических разработок;

- рынки ценных бумаг;

- рынки рабочей силы.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаи­модействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммер­ческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

2.Рынки можно классифицировать по товарным группам:

- рынки товаров производственного назначения;

- товаров народного потребления; продовольственных товаров;

- рынки сырья и материалов и т. д.

Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродук­тов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворе­ния производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их произ­водства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

3.Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

- внутрирегиональные;

- межрегиональные;

- республиканские;

- межреспубликанские;

- международные (мировые).

Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республика­ми государственного суверенитета.

4.По степени ограничения конкуренции различают:

- монопольный;

- олигопольный;

- межотраслевые рынки.

5.По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

- рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

- рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

- рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

Оптовая торговля существует в двух видах.

Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формиро­вания рынка.

Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид приме­няется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими по­требителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые по­требляются сотнями и тысячами предприятий и организаций.

Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

- обоснованной системе цен, учитывающей соотношение спроса и предложе­ния;

- создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

- легальные, официальные;

- нелегальные «теневые», «черные» и т. д.

 

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

- товаров потребительского назначения — продовольственные и непродо­вольственные товары;

- рынки услуг — бытовые, транспортные, коммунальные;

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

- рынки недвижимости;

- орудий труда;

- сырья и материалов;

- энергетических ресурсов;

- полезных ископаемых.

Финансовые рынки. Это:

- рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;

- кредитные рынки;

- рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами,
варрантами, фьючерсными контрактами и др.;

- валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информаци­онные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движе­ния трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.

Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные суб­рынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару нео­динаковые требования.

Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребите­лей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с исполь­зованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

1. Географические.

- по регионам — Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;

- по административному делению — республика, край, область, район, город;

- по плотности населения — город, пригород, сельская местность;

- по климатическим условиям — умеренно-континентальный, континенталь­ный, субтропический, морской.

2. Демографические:

- группировка населения по возрасту;

- по полу;

- размеру семьи;

- по уровню дохода;

- по профессиональному составу — научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служа­щие, пенсионеры, безработные;

- по уровню образования; по религиозной принадлежности;

- по национальному составу.

3. Психографические:

группировка населения по социальному составу — с низким, средним, высо­
ким, очень высоким достатком;

по стилю жизни — богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

по личным качествам — амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие:

- приобретение товаров носит случайный характер;

- поиск выгод при покупке товаров — изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;

- статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте — нужен по­стоянно, нужен время от времени;

- эмоциональное отношение к продукции — положительное, безразличное, негативное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...