Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высшая Нервная Деятельность.




Предмет и задачи науки.

Высшая нервная деятельность это та нервная деятельность, которая обеспечивается кОрковыми и ближайшими подкорковыми структурами мозга.

К ней относятся такая деятельность, как мышление, внимание, речь, эмоции, память.

Сенсорные системы – это органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Есть еще интуция, но за нее отвечает просто мозг, это не орган чувства.

К предмету физиологии ВНД так же относятся физиологические состояния мозга - это сон и бодрствование (состояние сознания).

Второй предмет: Физиология поведения:

1. Безусловно-рефлекторное поведение;

2. условно-рефлекторное.

Общая задача – изучение механизма работы мозга по обеспечению ВНД, а так же чувствительности и поведения.

История. Основные открытия и имена.

Иван Петрович Павлов – считается основоположником данной науки, отечественный ученый, работал в 1910-20 гг., материалист, директор института физиологии в питере, получил Нобелевскую премию за «Механизм образования условных рефлексов». Павлов так же изучал типы ВНД у людей. За основу исследования взял классических 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Он описал их с точки зрения нервной системы – сила, подвижность, баланс (процесс возбуждения не преобладает над торможением, и наоборот).

 

Сетчинов Иван Михайлович – учитель Павлова, он был медик, читал лекции в мед инситуте, открытие – фраза «мысль Материальна». (продукт, результат деятельности нервных клеток мозга, мысль не может возникнуть из ниоткуда).

 

Анохин Петр Кузьмич – является автором учения о функциональных системах. Под функц. Системами он подразумевает изменения, происходящие в организме человека и изменение его внешнего поведения при возникновении какой-либо потребности. Считает, что любая потребность (еде, общении, творчестве) которая не удовлетворяется, вызывает изменения внутренних параметров и внутренних характеристик нашего организма.

 

Бехтерев

 

№3. Рефлекс _ это ответная реакция организма на какой-либо внешний или внутренний раздражитель.

1.Безусловные

2. условные

Отличия:

1. Безусловные рефлексы являются врожденными, условные- приобретаются в течение жизни.

2. Безусловные – сохраняются в течение всей жизни, условные – могут образовываться и могут затухать

3. количество безусловных рефлексов ограничено, их немного. Условных – безгранично.

4. Безусловные рефлексы у всех людей одинаковые. Условные – индивидуальные.

5. Безусловные рефлексы строятся на уровне спинного мозга (спинно-мозговые рефлексы) или на уровне нижних отделов головного мозга. (на уровне продолговатого например). Условные строятся на уровне верхних отделов головного мозга (уровень коры и подкорки).

№4

Классификация безусловных рефлексов.

Всего выделяют три группы безусл. Рефлексов:

1.Индвидуальные физиологические рефлексы (пищевые(сосательный, глотательный)) и защитные рефлексы (моргательный, чихательный, кашельный, рвотный)

2. Физиологические групповые рефлексы (в осуществлении рефлекса учавствуют не один человек, а несколько. (Родительский и половой рефлекс).

3. Высшие безусловные рефлексы (идеальные). (рефлекс саморазвития, ориентировочно-исследовательский, рефлекс свободы).

 

 

№5

Механизм условного рефлекса.

1. Для того чтобы выработать условный рефлекс необходимо как минимум 2 стимула (раздражителя) - первый стимул должен быть биологически значимым (благо, наказание (зарплата, штраф, вкусности, подарок). Второй – биологически нейтральным. (не имеет явного отношения к благополучии и жизнедеятельности человека (муз.композиции, запах).

 

2. Для тог чтобы условный рефлекс сложился, необходимо предъявлять эти стимулы одновременно или с небольшой отсрочкой значимого стимула.

(человек работает для зарплаты, студенты готовятся к экзамену. Ходить на лекции, работать – нейтрально, получить экзамен или зарплату – значимый стимул)

 

 

3.Стимулы должны предъявляться не один, а много раз, зависит от индивидуальных особенностей. Чем больше раз они будут предъявляться, тем более стойкий будет выработан условный рефлекс. Учитываются индивидуальные особенности человека.

Когда формируется связь между одним стимулом и другим стимулом в мозге человек вырастают аксо - аксональные синопсы. (между нервными клетками вырастает материальная связь.).

 

4.Для того чтобы связь между нейронами (ассоциативная связь) была прочной, быстрее вырабатывалась, необходимо исключить отвлекающие стимулы. Основу условного рефлекса представляет ассоциативная связь между очагами возбуждения в мозге, на нейтральный и биологический значимый стимул.

 

№6

Типы ВНД по Павлову.

 

Первое свойство которое Павлов использовал для характеристики типа ВНД – это сила. (Сильная нервная система это работоспособная, долго работает и не устает). Сильной является система которая способна работать 8 часов, если не выдерживает – то это слабая НС. Определить силу нервной системы можно с помощью различных приборов, а так же бланковыми методами. К бланковым методам, которые используют психологи, относятся

1.теппинг- тест. Он определяет силу НС по мышечному утомлению.

2. интеллектуальный тест. Определяет силу НС по утомлению при выполнении интеллектуальных заданий, когда делает много ошибок.

 

Второй показатель – инертность (подвижность) НС. Определяется визуально (путем наблюдений) или с помощью различных тестов.

Третий показатель – баланс. Преобладание возбуждения или торможения. Определяется визуально (путем наблюдений) или с помощью тестов.

 

Исходя из этих характеристик Павлов создает четыре типа нервной системы:

1. Нервная система сильная, неуравновешенная, с преобладанем возбуждения над торможением, подвижная – холерик.

2. Нервная система сильная, уравновешенная, подвижная. Сангвиник

3. Нервная система сильная, уравновешенная, инертная (неподвижная). Флегматик

4. Нервная система слабая, неуравновешенная с преобладанием торможения над возбуждением, по подвижности – заторможенная (инертная).

 

Современные психологи критикуют эту классификацию Павлова, поскольку:

1. Павлов считал, что у холерика нервная система сильная, а многие современные ученые считают её слабой, именно поэтому человек и не может её контролировать.

2. Павлов в своей системе использовал разное количество характеристик для каждого типа темперамента.

 

Темперамент дается человеку при рождении, зависит от свойств нервной системы, сохраняется в течение всей жизни и не может поменяться. Но его можно камуфлировать за счет воспитания.

 

№7

Высшая Нервная Деятельность.

Внимание.

Внимание это избирательное восприятие информации наиболее значимой для человека. Внимание – это свойство мозга локализовать и формировать очаг возбуждения адекватно действию раздражителя. Внимание – в процессе развития ребенка проявляется очень рано, самое первое внимание – непроизвольное внимание. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочно – исследовательский рефлекс. Павлов называл этот рефлекс «что такое?».

У маленького ребенка этот рефлекс выражается в повороте глаз в сторону раздражителя.

Внимание обусловлено генетически (на 50% зависит от генетики, остальные 50% результат тренировки). Функция внимания зависит (связана) от качества работы коры головного мозга.

 

№8

Мышление.

Мышление – это избирательная деятельность мозга, которая с помощью различных сигналов обеспечивает связь организма со средой, при этом мозг оперирует конкретными или абстрактными понятиями.

Существует очень много разновидностей мышления: предметное, логическое, парадоксальное (люди делают неожиданные необычные выводы, 2+2=5,) эвристическое (озарение), гибкое, рациональное, художественное и т.д.

Процесс мышления связан с речевыми функциями мозга. Развивая функцию речи – развивается функция мышления.

№9

Речь.

Вид Высшей нервной деятельности характерная только для человека. Речь возникла в процессе эволюции не сразу. Люди не умели говорить. Для того чтобы возникла речь, необходимы некоторые условия:

1. сложный сформированный головной мозг

2. особое строение голосового аппарата, связки.

3. в формировании звуков речи учувствуют: язык, гортань, черепная коробка, диафрагма, дыхательные органы и т.д.

 

Речь делает человека универсальным биосоциальным организмом. (социальность – общественный образ жизни). Человек живущий в изоляции – человек деградирующий.

Речь – смысловое построение слов, нацеленное на самовыражение и понимание другого. Речь формулируется как безусловный рефлекс, на основе движений, звуков и нервных импульсов. Такая простая речь проявляется только в раннем детстве – гуление, потом добавляется разговор слогами лепет (он бессмысленный). Потом более сложная речь, она базируется на условных рефлексах. Звуки начинают приобретать смысл, ребенок начинает использовать абстракции или слова–обобщения. Существуют разные виды речи: устная (звуковая), письменная (зрительная), осязательная (для слепых), внутренняя (мысленная), жестовая, условная (сигнальная: морзе). Кодирование информации в двоичной системе, как в компе так и в мозгах.

 

Особенности речи.

У речи есть индивидуальные особенности, зависящие даже от национальности.

Татарский язык – чувственный язык, русский – описательный, англо-американский – рациональный; немецко-еврейский – мобилизующий, бодрящий; французско-итальянский – коммуникативный, раскрепощающий; китай-япония – ёмкий, выразительный, объемный,

 

Оценить речевые возожности человека можно по след. Критериям:

- словарный запас,

-структура речи

-грамотность интонационная

- использование фразиологических оборотов

-кругозор.

 

 

№10

Память.

Память – усвоение, хранение, воспроизведение информации.

Она с древних времен интересовала, считалось что память локализуется в одном из 3 желудочков мозга (скорее сзади, в затыл.области), древние так считали.

Память бывает генетическая – записывается на молекулярном уровне в генах. Эта память передается из поколения в поколение – генотипическая память. Позволяет человеку использовать знания предков. (инстинкты, безусловные рефлексы)

Фенотипическая память – приобретается человеком в результате индивидуального опыта (жизнедеятельности).

Нервная память – обеспечивается нервными клетками, которые в процессе приобретения знаний образуют друг с другом синоптические контакты, эти контакты могут сохраняться очень долго, а могу работать короткое время. У пожилых людей плохо работает кратковременная память, но лучше долговременная.

Сенсорная память – мгновенная. Образуется в виде следа. (когда телик отключаешь в темноте)

 

Основная теория памяти – нейрональная теория. Объясняет запоминание за счет миграции ионов через мембраны нервных структур. Эти ионы вызывают процесс возбуждения и генерацию электрического импульса. Этот эл. Импульс соединяет две клетки между собой. Из множества нервных клеток собирается цепочка и получается что эл.импульс передается от нейрона к нейрону, обеспечивает между нейронами связь. (ревербирация – механизм запоминания).

 

1.Гипотеза реверберации (циркуляции).

Лоренто де Но первым показал, что в мозге много замкнутых нейронных цепей. Теория критикуется. Электрошок или фарм.препараты разрушают синоптические контакты и память не должна восстанавливаться, но это не так, память восстанавливается.

 

2.Гипотеза энграмм (следы)

Шнейдер, Шерман, 1968г.

Память происходит за счет структурных биохимических изменений на клеточном или молекулярном уровне (биохимиечская теория памяти).

 

3.Молекулярная теория

Анорский, Экклс,Хорн.

Серотонин (СТ) – способствует запоминанию.

цАМФ – аденазин-моно-фосфорная кислота. цАМФ – продукт выделения нервных клеток, синопсы, влияет на проводимость эл.импульсов.

 

4.Мембранная теория

Процесс запоминания на клеточном уровне. Рнк, белки памяти. Теориязаключается в том, что клеточная мембрана проницаема, через нее проходят ионы и разные вещества, например белки, ………… усиливается генетический аппарат запоминания.

 

№11. Эмоции

Эмоции – это особая форма психологического отражения, которая в виде переживаний отражает явления и субъективные к ним отношения.

3 вида:

1. обычные – предметные чувства

2. аффекты (краткие сильные переживания, не контролируются)

3.настоящие (обычные) – длительные состояния, внешне не сильно выражены, отражают отношение человека к ситуации.

Предметные чувства – чувства к конкретному предмету (объекту).

Любая эмоция – выражается в разной степени.

Положительные – удивление, радость, восторг, восхищение.

Отрицательные – страх, злость, ярость, ужас, грусть.

 

Фукнции:

1, Биологическая – человек оценивает свое самочувствие

2. Коммуникативная или отражательная – обобщенная оценка событий

3. Оценочная – на индивидуальном опыте, переживания и т.д.

 

что-там в лимбической системе в промежуточном мозге, круг Пейпеца

 

Миндалина – расположена в коре, в основании височной доли. Её стимуляция вызывает страх, гнев, ярость, и редко удовольствие. Удаление миндалины снижает агрессивность. Мендалина определяет выбор поведения. Поражение лобной доли может привести к эмоциональной тупости.

За положительные эмоции отвечает правое полушарие, за отрицательные – левое.

Адреналин и серотонин за положительные эмоции. Их недостаток приводит к депрессии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...