Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Организационно-правовые аспекты функционирования предпринимательства




1. Законодательные основы регулирования предпринимательской деятельности.

2. Формы предпринимательской деятельности.

3. Организационные аспекты предпринимательской деятельности.

 

1. Предпринимательский сектор в Беларуси составляет низкий процент в общем объеме производства товаров и оказания услуг - в 2002 г. 6,5-7 % ВВП, 2009 г. - 18,8 %, в 2013 - 22,3 %. Для сравнения, в Германии на долю предпринимателей приходится 70 % ВВП.

Правительством поставлена цель — увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30 % и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 г. Для этого предполагалось принять ряд мер, включая корректировку законодательства в целях устранения административных барьеров, обеспечение недискриминационного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим и земельным ресурсам, формирование механизмов государственно-частного партнерства, усиление гарантий защиты прав собственности, создание условий для повышения инновационной активности и т.п.

За последние 5 лет в Беларуси принято более 35 нормативных актов прямого действия, направленных на совершенствование законодательства. Законодательную основу развития предпринимательства в Республике Беларусь составляют Законы «О собственности», «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О хозяйственных обществах», Гражданский кодекс, Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»,

Закон Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства»,

Декрет Президента Республики Беларусь № 6 от 7 мая 2012 г. «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»,

Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы (постановление Совета Министров от 29 декабря 2012 г. № 1242) - основными целями являются стимулирование развития деловой активности, устранение административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса, повышение эффективности функционирования и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства,

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (Декрет Президента Республики Беларусь № 2 от 24 января 2013 г.),

Постановления Совета Министров «О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь» от 30 марта 2013 г., «Об изменении состава межведомственнойкомиссии по поддержке и развитию малого предпринимательства»: от 21 марта 2014 г. № 248., «О мерах по обеспечению доступности кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства»: Постановление

Правления Нацбанка Республики Беларусь от 28 февраля 2014 г. № 116,

Указ Президента Республики Беларусь № 126 от 17 марта 2014, которым внесены дополнения и изменения в Указ от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (запланировано направить 3885,1 млн. руб.),

Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2014 г. № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами»,

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2014 г. № 506 «О бизнес-планах инвестиционных проектов» и др.

 

2. Предпринимательство может осуществляться в индивидуальной и коллективной форме. Субъекты предпринимательской деятельности:

• физические лица не ограниченные в правах (граждане Беларуси, иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством).

Право предпринимательской деятельности наступает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Источником имущества, для начала работы, могут быть собственные накопления, помощь друзей или полученные в банке кредиты. Он отвечает по обязательствам всем своим имуществом. Преимущества ИП: упрощенный порядок регистрации и бухгалтерского учета; упрощенный порядок налогообложения. Недостатки - полная имущественная ответственность ИП и невысокий экономический имидж среди кредиторов и крупных компаний;

• юридические лица - организации, т.е. определенным образом организованное объединение лиц, которое имеет обособленное имущество; отвечает лишь только этим имуществом по своим обязательствам; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; быть истцом и ответчиком на суде; иметь самостоятельный баланс и смету.

Государственные предприятия - их работой руководит собственник имущества или управляющий на условиях договора (контракта).

Частные предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие. Частные коммерческие предприятия созданы для извлечения экономических выгод (прибыли) и в своей деятельности преследуют эту цель. К ним относятся: хозяйственные товарищества (полное и коммандитное) и общества (АО, ООО, ОДО); производственные кооперативы; унитарные предприятия.

Частные некоммерческие предприятия созданы для удовлетворенияобщественных нужд и не могут распределять полученную прибыль или излишки денег, финансируются за счет пожертвований, дотаций и членских взносов. Это потребительские кооперативы, фонды, союзы, ассоциации.

3. Создание малых и средних организаций предусматривает:

• возникновение идеи о создании новой организации, необходимой для производства конкретных товаров или оказания конкретных услуг;

• изучение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

• изучение рынка (сегмента) покупателей;

• выбор поставщиков, партнеров;

• формирование финансовых источников, составляющих уставный

фонд;

• разработка договора, устава и бизнес-плана;

• государственная регистрация организации, открытие счета в банке;

• изготовление печатей, штампов;

• постановка на учет в налоговых и др. органах.

Государственная регистрация организаций в зависимости от вида их деятельности, местонахождения осуществляется следующими органами: Национальным банком, Министерством финансов, администрацией Китайско-Белорусского индустриального парка, облисполкомами и Минским горисполкомом (коммерческих организаций с иностранными инвестициями), горисполкомами.

До подачи в регистрирующий орган документов для регистрации собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

согласовать с регистрирующим органом наименование организации;

определить предполагаемое местонахождение (для частного унитарного предприятия им может являться жилое помещение его собственника, в котором он постоянно проживает, если оно принадлежит ему на праве собственности; но не допускается осуществление производственной деятельности);

принять решение о создании организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

сформировать уставный фонд, открыть временный счет для внесения денежного вклада или провести оценку неденежного вклада.

Документы для государственной регистрации могут подаваться как путем личного обращения заявителя, так и в электронном виде через веб­порталhttp://egr.gov.by Единого государственного регистра юридических лици индивидуальных предпринимателей, созданном при Министерстве юстиции Республики Беларусь.

К документам, необходимым для регистрации, относятся: заявление о государственной регистрации;

устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);

для регистрации иностранных организаций: легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное доказательство юридического статуса организации либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами: копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (в размере пяти базовых величин, только в случае личного обращения заявителя).

для регистрации садоводческого товарищества или крестьянского (фермерского) хозяйства: копия документа местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения товарищества (хозяйства) и предполагаемом месте такого размещения.

Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной: 100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ; 400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ, 50 тыс. евро - для лизинговой организации. Другие коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов. 'Уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (учредительным договором).

Организация считается зарегистрированной с даты проставления штампа на ее уставе (учредительном договоре) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для открытия счета в банке необходимы: заявление, копиясвидетельства о регистрации, приказ о назначении главного бухгалтера, копия свидетельства о постановке на учет в налоговую инспекцию, нотариально заверенная карточка с образцом подписи и оттиском печати.

Для осуществления розничной торговли товарами необходимо согласовать режим работы и ассортиментный перечень в местном исполнительном комитете, подать заявление для включения организации в Торговый реестр Республики Беларусь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...