Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолог-профконсультант в школе




Психолог в системе образования

В последние десятилетия психологи принимают все более ак­тивное участие в образовании детей, подростков и взрослых. Во многих школах и детских садах психологи уже стали важными чле­нами педагогического коллектива. В некоторых образовательных учреждениях созданы психологические службы, объединяющие психологов, логопедов, дефектологов и медиков для организации условий успешного обучения и воспитания.

В общем виде целью деятельности психолога в образовании является организация условий, способствующих повышению ка­чества обучения и воспитания детей, формированию их готовности к успешной социальной самореализации. Делается это на основе учета их индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития личности.

Обычно психологу приходится осуществлять профессиональ­ную деятельность по следующим направлениям: психодиагно­стическому, психокоррекционному, психопрофилактическому, методическому. Он выявляет индивидуальные особенности уча­щихся и условия образовательной среды в целом, предупреждает и устраняет факторы риска, отрицательно влияющие на обучение и воспитание, содействует повышению уровня психологической культуры участников образовательного процесса.

Задачи, стратегии и направления работы психолога конкрети­зируются с учетом специфики образовательного учреждения, на­учных и практических интересов самого специалиста и запросов его клиентов Для каждой специально­сти в системе образования разработаны нормативные, юридиче­ски действенные должностные обязанности и полномочия, пред­усмотрены варианты оформления служебной документации, сфор­мированы требования к распределению рабочего времени, установлены нормативы оплаты труда.

Работа психолога в системе образования предъявляет некото­рые требования к личности специалиста. Важнейшими личност­ными качествами здесь являются высокий уровень эмоциональ­ной устойчивости, терпимость и терпение, уравновешенность, доброжелательность, работоспособность и ответственность. Кро­ме того, адаптация в педагогическом коллективе зачастую связа­на с необходимостью особой социальной компетентности и чут­кости специалиста.

Школьный психолог

Работа школьного психолога - одна из самых востребованных среди психологических специальностей. Стратегической целью школьного психолога является контроль за психическим развити­ем учащихся, своевременное выявление и коррекция их психоло­гических трудностей, а также обеспечение наиболее благоприят­ных условий для реализации каждым учащимся интеллектуально­го и личностного потенциала. Эта цель включает следующие зада­чи:

- участие в совместной работе администрации и педагогиче­ского коллектива школы в создании социальной ситуации разви­тия, соответствующей индивидуальным особенностям учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоро­вья и благополучия всех участников образовательного процесса;

- содействие в приобретении учащимися психологических зна­ний, умений и навыков, необходимых для освоения ими будущих профессий, для профессионального роста и достижения успеха в
жизни;

- оказание помощи учащимся в определении своих возможно­стей, исходя из их способностей, склонностей, интересов, состо­яния здоровья;

- совместная с педагогами деятельность по воспитанию уча­щихся, формированию у них жизненно важных нравственных принципов -ответственности и уверенности в себе, стремления
к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод других личностей, чувства взаимопомощи, толерантности (терпимого, уважительного отношения к индивидуальным, на­циональным и другим проявлениям своеобразия, инаковости людей), милосердия. Обозначенные работы реализуется через различные формы и направления деятельности, соответствующие основным обязанностям школьного психолога.

1. Психологическая диагностика предусматривает проведение
групповых и индивидуальных обследований, направленных на
изучение особенностей личности участников образовательного
процесса, своеобразия взаимоотношений и взаимодействия внутри школьных коллективов.

Результаты психологической диагностики используются при разработке рекомендаций для педагогов и администрации, роди­телей и учащихся; служат основанием при выявлении учащихся «групп риска», учитываются при построении планов работы са­мого психолога. По итогам психологической диагностики формируются конкретизированные рекомендации об обучении и воспитании того или иного ребенка, о модификации образовательных стратегий и методических приемов учебной работы.

2. Психологическая коррекция осуществляется по отношению к учащимся, для которых характерно выраженное психологическое неблагополучие в обучении или поведении. Коррекционная рабо­та всегда индивидуализирована, т. е. предполагает личностно ори­ентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности конкретного ученика, направленный на преодоление нежелательных психологических особенностей и формирование умений, навыков и способностей, предусмотренных образовательным процессом.

3. Психологическое консультирование участников представляет
собой очень важный вид деятельности психолога, благодаря которому в индивидуальном взаимодействии достигается активиза­ция внутренних ресурсов личности клиента для самостоятельного преодоления им сложившихся у него психологических трудностей. По поводу такой консультации к школьному психологу могут обратиться учителя, родители и сами школьники (в основном подростки).

Если речь идет о консультировании учащегося, психолог, учи­тывая его психологические особенности и ситуацию его социаль­ного развития, содействует преобразованию условий его обучения и воспитания, направленному на повышение уровня его адаптации в школе, в семье, в коллективе класса. При этом психолог никогда не решает проблему за самого клиента, будь то школьник или кто-либо другой, обратившийся за помощью. Он лишь моби­лизует, актуализирует его индивидуальные способности для осо­знанного преодоления возникающих проблем и зрелого самораз­вития личности.

4. Психологическое просвещение участников образовательного
процесса пронизывает все формы работы школьного психолога.
Освещая основные психологические закономерности развития отдельных личностей и коллектива, психолог демонстрирует и раскрывает информацию таким образом, чтобы формировать у слушателей мотивацию на сознательное ее применение в реаль­ной деятельности, во взаимодействии с людьми и, главное, в интересах саморазвития.

5. Методическая работа составляет важную сторону деятельно­сти психолога в школе. Это, прежде всего, предполагает активное самосовершенствование специалиста по существенным для обра­зования и конкретного учебного заведения вопросам, аналити­ческую работу с материалами психологического анализа событий­ной жизни образовательного учреждения и постоянное углубле­ние профессиональных знаний. Важной стороной этой работы яв­ляется грамотное, квалифицированное ведение исследовательской и служебной документации.

Деятельность школьного психолога во всех рассмотренных ее формах требует высокой профессиональной мотивации и мастер­ства, обширных теоретических, практически применимых знаний, навыков общения и взаимодействия с разными людьми, ответ­ственности, дисциплинированности, личностной зрелости.

Психолог в детском саду

Значимость работы психолога с детьми дошкольного и млад­шего возраста определяется необходимостью своевременного обес­печения их полноценного психического развития за счет макси­мального использования возможностей каждого возрастного эта­па. Для достижения этой цели должны быть предусмотрены и реа­лизованы следующие задачи:

- выявление и изучение индивидуальных особенностей каж­дого ребенка;

- создание и поддержание в детском учреждении благопри­ятного для развития его воспитанников психологического кли­мата;

-оказание своевременной психологической помощи как де­тям и их родителям, так и воспитателям и другим работникам.

Практически в сферу деятельности психолога в детском саду входит тот же круг обязанностей, что и в других образовательных учреждениях.

Психолог осуществляет диагностическую деятельность. Исполь­зуя различные методы психологического исследования, он полу­чает информацию об индивидуально-психологических особенно­стях детей, о соответствии уровня их психического развития воз­растным нормам, о сформированности у них определенных (со­образно возрасту) психических новообразований. Важнейшим методом диагностической работы психолога в детском саду явля­ется наблюдение.

Развивающая и коррекционная формы работы реализуются на индивидуальных и групповых занятиях и предполагают, в частно­сти, стимуляцию развития способностей детей. Одно из важней­ших направлений - формирование психологической готовности к школе, под которым понимается повышение уровня познава­тельных, коммуникативных (связанных с общением) способно­стей ребенка, развитие его мотивационно-ценностной сферы, улучшение эмоционального состояния.

Консультативная направленность деятельности психолога в детском саду имеет в виду прежде всего взаимодействие с воспитате­лями и родителями и связана с поддержкой и помощью им в коррекционно-развивающей работе, общая цель которой — по­вышение возможностей развития интеллектуальных и социальных качеств ребенка.

Психологическое просвещение предусматривает повышение уровня психологической культуры родителей и воспитателей, а также администрации учреждения, создание у взрослых мотивации применению психологических знаний в реальном взаимодействии с детьми с целью полноценного и разностороннего их развития.

Действия психолога детского сада по психологической профи­лактике сосредоточены на задаче своевременного выявления коррекции неблагополучий в развитии ребенка, на обнаружение и устранении факторов риска для обеспечения нормального лич­ностного становления дошкольников.

Методическая работа психолога предполагает выполнение нор­мативных требований по ведению документации, по квалифици­рованному оформлению и анализу данных проводимых наблюде­ний и, возможно, исследований, предусматривает его самообра­зование и профессиональное совершенствование.

Для психолога, работающего в детском саду, важными про­фессиональными качествами являются высокая ответственность, эмоциональная устойчивость, работоспособность, терпимость, безусловно - доброжелательность.

Психолог в доме ребенка

Работа психолога с детьми, воспитывающимися в домах ребенка, является одной из самых востребованных, социально по­лезных и результативных форм его деятельности. В то же время и сложностей здесь возникает порой больше, чем в работе психоло­га с детьми из благополучных семей.

Цели этой работы определяются прежде всего психологической i спецификой самих детей. Ребенок, воспитывающийся в таком уч­реждении, во многих случаях характеризуется выраженными эмоциональными, личностными, а зачастую и интеллектуальными проблемами (высокая тревожность, низкая самооценка, трудности в общении и обучении). Поэтому важнейшей задачей психо­лога является повышение уровня социального, интеллектуально­го и эмоционального благополучия детей.

Психологическая диагностика в доме ребенка обязательно пред­полагает не только исследование наличного уровня психического развития, но и глубокое изучение, быть может, не явных сильных и слабых индивидуальных сторон личности. Необходимо опреде­лить структуру личности ребенка, зону его ближайшего развития и на основании этого строить прогноз (варианты возможного раз­вития в будущем) и составлять систематизированную, многопла­новую программу индивидуальной коррекционной работы.

Коррекционная, развивающая работа с воспитанниками дома ребенка - наиболее важная задача психолога. Она предполагает организацию занятий (как индивидуальных, так и групповых) по формированию у каждого ребенка познавательных способностей, желательных социальных навыков и коррекции нередко встреча­ющегося состояния стойкого эмоционального неблагополучия.

Самостоятельным направлением деятельности психолога яв­ляется психологическое просвещение сотрудников, педагогов и вос­питателей, работающих с детьми. Оно предусматривает целена­правленный вдумчивый поиск оптимальных способов взаимодей­ствия взрослых с детьми, их последовательное внедрение в обра­зовательную структуру учреждения, повышение уровня эмоцио­нальной комфортности в коллективе.

Психологическое сопровождение процесса воспитания и обу­чения в доме ребенка предполагает участие психолога в обеспече­нии социализации детей, нормального хода взросления воспи­танников. В каждом индивидуальном случае психолог уделяет вни­мание таким сторонам образовательной работы, как профориен­тация, развитие адекватных представлений об обществе, форми­рование у детей реалистичной самооценки и морально-нравствен­ных качеств и свойств личности. Важнейшее и обязательное направ­ление в работе психолога - профилактика наркозависимости и девиантности (нежелательных отклонений поведения).

Методическая работа является неотъемлемой составляющей работы психолога и в этом детском учреждении. Психолог ведет нормативную документацию, готовит аналитические отчеты, пси­хологические характеристики детей и в целом образовательной среды в данном учреждении.

Научно-исследовательская деятельность и самообразование психолога связаны прежде всего с проблемой выявления и пре­одоления обстоятельств, подавляющих психическое развитие ре­бенка, освоением эффективных приемов коррекции развития де­тей, воспитывающихся вне семьи.

Для психолога, работающего в доме ребенка, наиболее востре­бованы такие личностно и профессионально значимые качества, как педагогическое чутье, ответственность, выносливость, тер­пимость, эмоциональная устойчивость и самоконтроль.

Психолог-профконсультант в школе

В настоящее время в ряде школ успешно и эффективно работа­ют представители относительно новой специальности – психологи профконсультанты. Главная их задача заключается в форми­ровании у учащихся готовности к обдуманному выбору профессии, способности к проектированию возможных вариантов жиз­ненного и профессионального пути, содействие широкой инфор­мированности школьников в сфере занятости.

В обязанности профконсультанта входит проведение группо­вых и индивидуальных занятий, работа с педагогическим коллек­тивом (выступления на педсовете), организация взаимодействий с представителями социальных институтов (предприятий, фирм, профессиональных учебных заведений), организация экскурсий в эти социальные структуры, взаимодействие с родителями учащихся (выступления на родительских собраниях).

С учетом специфики этой специализации психолога диагнос­тическая сторона его деятельности связана с выявлением психо­логических особенностей учащихся, влияющих на формирование профессиональных интересов, склонностей и перспектив. Кроме того, при профориентационной диагностике исследуются инди­видуальные способности подростков, обусловливающие их потен­циальную успешность (или, наоборот, затруднения) в опреде­ленной профессии. Важной стороной диагностики является также изучение имеющихся у школьников представлений о разных про­фессиях, выявление значимых для них жизненных установок и других внутренних и внешних условий профессионального выбора.

По итогам психологической диагностики психолог-профкон­сультант организует индивидуальное и групповое консультирование подростков, способствующее осознанному, зрелому выбору ими будущей профессии. В консультациях могут также участвовать те взрослые, которые каким-либо образом влияют на профессио­нальный выбор подростков (родители, лица, их заменяющие, учи­теля, социальный педагог школы).

Крайне важна работа психолога-профконсультанта с девиантными (асоциальными, педагогически запущенными) подростка­ми, с детьми из неблагополучных семей, предусматривающая качестве результата корректирующее воздействие на представле­ния и на будущее таких школьников.

Психолог-профконсультант может заниматься развитием пси­хологических особенностей учащихся в процессе проведения тренинговых занятий, во время которых подростки получают необ­ходимые знания о многообразии профессий, о профессионально значимых свойствах личности, об основаниях для правильного выбора и индивидуальных психологических предпосылках для профессионального самоопределения.

Методическая работа психолога-профконсультанта состоит в оформлении нормативной документации, в регулярном развитии собственных профессиональных (прикладных и теоретических) знаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...