Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 27. Социальные коммуникации.




 

В социальных отношениях и взаимодействиях огромную роль играют различные виды коммуникаций, т.е. общения между людьми и их общностями, без чего нет и не может быть ни социальных групп, ни социальных институтов и организаций, ни общества в целом. Коммуникация охватывает все сферы жизнедеятельности людей, их различных сообществ (профессиональных, территориальных, этнических и др.), все действующие в обществе процессы: экономические, социальные культурные, политические.

Определение рассматриваемого феномена гласит: коммуникация - это передача информации от одной социальной системы другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образцов.

Европейская и американская традиция в философском и социологическом исследовании коммуникации базируется на христианском миропонимании, призывающем своих приверженцев вслушиваться в речи (послания) пророков, чтобы в них услышать голос Бога. Развивая эту традицию, выдающийся немецкий философ - экзистенциалист К. Ясперс разрабатывал проблему коммуникации в органической взаимосвязи с проблемами экзистенции (существования человека), свободы и истины, подчеркивал, что "экзистенция открывается только в коммуникации". Именно в коммуникации, утверждал он, человек обнаруживает свою собственную сущность, открывает себя другим людям.

Другой немецкий философ - экзистенциалист М. Хайдеггер интерпретировал человека в качестве сущего, изначально пребывающего в мире языка как основного коммуникативного средства, конституирующего (создающего) человека и выявляющего подлинный смысл его существования.

Французский христианский экзистенциалист Г. Марсель выдвигал на приоритетное место "интерсубъективность" коммуникации, основой которой служит не отношение субъекта к объекту, не "Я" к "нечто", а "Я" к "Ты", субъекта к субъекту. Эта интерсубъективная коммуникация до предела насыщена чувствами, такими как любовь, привязанность, вера, верность, ответственность. Понимание другого человека не как безразличного "Он", а как близкого мне "Ты", т.е. как другого "Я", делает коммуникацию интерсубъективной, подлинно человечной.

Сходную позицию занимал близкий к экзистенциализму известный еврейский философ М. Бубер, утверждавший необходимость понимания коммуникации как встречи, диалога человека ("Я") с другим человеком ("Ты"), вне и без которой человек не в состоянии раскрыть истину собственного бытия. В такой коммуникации, считал иерусалимский мудрец, мы видим кромку вечного "Ты" (т.е. Бога).

Один из лидеров знаменитой Франкфуртской школы в философии Ю. Хабермас считал, что именно коммуникация приводит к возникновению социальных структур и их саморазвитию. С его точки зрения, эмансипационный интерес человека, стремящегося к освобождению от любого вида насилия и зависимости, может быть реализован только посредством подлинной "интеракции", межличностной коммуникации, принципиально диалогичной, предполагающей взаимопонимание, взаимоподдержку.

Основоположник символического интеракционизма Дж. Г. Мид выдвинул на передний план символическое содержание межличностных коммуникаций. Именно в такой коммуникации, считал он, в формирующейся личности развивается индивидуальность, или самость.

Т. Парсонс считал, что коммуникация включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве актора - субъекта социального действия. С его точки зрения, в коммуникации участвует четыре основных компонента: 1) действия актора, являющегося автором и/или носителем сообщения; 2) ответная реакция реципиента (лица, на которое направлено сообщение); 3) содержание коммуникативного процесса; 4) взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного взаимодействия.

Коммуникация представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь не только между современниками, но и между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, развитие и трансляцию культуры, осуществление управления социальными процессами. Особенно резко возрастает ее роль в современных условиях, когда осуществляется информационная революция - стремительное количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся трансформацией не только технологической основы общества, но и его экономической, социальной и культурной систем.

Коммуникация - сложный многокомпонентный процесс. Его основными компонентами являются: 1) субъекты коммуникации - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент); 2) средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.д.); 3) каналы коммуникации, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, радио, телефон, телеграф, Интернет и т.п.); 4) предмет коммуникации (какое-то событие, явление и т.д.) и отображающее его сообщение (радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.); 5) эффекты коммуникации, выражаемые в изменении внутреннего состояния либо внешне регистрируемых действий субъектов коммуникационного процесса.

Коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в целостную систему общества;

2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп и общностей, социальных организаций и институтов;

3) отделение и обособление друг от друга различных общностей и групп в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;

В процессе социологического исследования процессов коммуникации выработались различные модели этого явления. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная Г. Лассуэлом и включающая пять элементов:

1) кто? (передает сообщение) - коммуникатор;

2) что? (передается) - сообщение;

3) как? (осуществляется передача) - канал;

4) кому? (направлено сообщение) - аудитория (мишень);

5) с каким эффектом? - эффективность;

Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникационного процесса. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается пассивным объектом коммуникационного воздействия.

Поэтому в дополнение к модели Лассуэла появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом. Она исходит из того, что субъекты коммуникации - коммуникатор и реципиент - равноправны, связаны как взаимным ожиданием и установками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. А эффект ее заключается в расширении либо в сужении возможностей сотрудничества субъектов коммуникационного процесса. Такая модель, по утверждению американского психолога Т. Шабутани, обозначает "взаимное принятие ролей" и взаимопроникновение картин мира, оценок, чувств, свойственных участвующим в коммуникации индивидам.

Значительное влияние имеет разработанная канадским социологом Г. Маклуэном общая теория коммуникаций. Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. В эпоху племенных культур коммуникация ограничивалась рамками устной речи и мифологического мышления, придававшим миру целостность, но вместе с тем локальность и замкнутость. На втором этапе развития коммуникативных процессов решающая роль перешла к письменности, которая укрепила консолидацию человеческих сообществ. Письменность способствовала решению сразу двух задач: 1) увеличила надежность сохранения прошлого опыта, знаний и представлений; 2) возникла возможность принятия новых элементов путем дополнения к прежнему тексту или иной интерпретации старого, что также может фиксироваться в новом тексте. В итоге общество получило мощное орудие введения в оборот новых значений, образов и ориентаций, что обеспечило интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний.

Третий этап усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, согласно Г. Маклуэну, начался изобретением И. Гуттенбергом печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма.

Четвертым этапом в коммуникативных процессах, утверждал Г. Маклуэн, стало распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудиовизуальные средства радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяют масштабность и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром.

Новую, инфосферную модель коммуникации предложил американский социолог О. Тоффлер. Основу коммуникационных процессов, с его точки зрения, составляют мощные потоки информации, зашифрованные в сложных компьютерных прогарммах. Эти программы создают принципиально новую "инфосферу" и приводят к возникновению новой " блип - культуры", которая своими аудиообразами, спресованными пакетами информации, воплощенными в телевизионных и интернетных картинках и образах, приводит одновременно к массовизации коммуникационных взаимодействий и их демассовизации, индивидуализации. При массовизации потоков этой "блип-культуры", льющихся к реципиенту с экранов телевизоров или видеокассет, каждый реципиент может избирательно настроиться на один из многих телекоммуникационных процессов благодаря множественности каналов возможного их восприятия или даже может выбирать понравившийся или нужный для чего-то коммуникационный вариант, использую всемирную компьютерную систему - Интернет. Все это приводит к возникновению множества разнообразных вееров коммуникационных взаимодействий.

Пятую коммуникационную модель - аунтопойетическую - разработал немецкий социолог Н. Луман. В его понимании, аутопойетическая система - это система, отличающаяся оперативной замкнутостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, каковыми являются потоки информации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования коммуникационных процессов в аутопойетические социальная система приобретает свои специфические черты: 1) способность к самоограничению, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) саморганизацию; 4) самореференцию, т.е. самопредставление. Если психическая система - личность - самоорганизует и самопрезентирует себя, т.е. приходит к самопониманию посредством сознания, то социальная система, согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством коммуникации. Лишь с помощью понятия коммуникации, подчеркивал немецкий социолог, социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, состоящую из множества элементов - коммуникаций, воспроизводящих себя посредством коммуникаций.

В социологии коммуникаций важное значение придается типологизации изучаемых явлений. Она может производиться по нескольким основаниям.

В зависимости от содержания коммуникационных процессов они подразделяются на:

1) информативные, имеющие целью передачу сообщения, информации от коммуникатора к реципиенту;

2) управленческие, ориентированные на передачу управляющей системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов управляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и т.д.) с целью выполнения управленческих решений;

3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие реципиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора, путем звуковой речи, распространения радиосигналов, аудиозаписей и т.п., и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы;

4) оптические, ориентированные на визуально-зрительное восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту, и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и т.п. реагирование последнего;

5) тактильные, включающие в себя передачу и восприятие информации коммуникаторами и реципиентами путем воздействия на чувствительность индивидов, коррелирующей с ощущениями прикосновения, давления, поглаживания, а также с явлениями вибрации;

6) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов, взаимодействующих в процессах коммуникации, эмоциональных переживаний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способных воплощаться в различных формах активности;

По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их направленности они различаются следующим образом:

1) сообщения информативно-побудительного порядка: просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция;

2) экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакция индивидов на чувственно-эмоциональные переживания, поведенческие акты, направленные на установление и поддержание контактов.

По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно разделить на:

1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;

2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражаемые в произведениях изобразительного искусства, в культуре, архитектуре;

3) паралингвистические, передаваемые посредством жестов, мимики, пантомимики;

4) гипносуггестивные – процессы влияния – воздействия коммуникатора на психическую сферу, связанные с сужением сферы сознания, с отключением дискурсивного осмысления внушаемой информации и ее логических оценок, с ассоциативностью с прошлой эмпирической действительностью;

В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникационные процессы дифференцируются на:

1) традиционная коммуникация осуществляется главным образом в локальной сельской среде, где все знают друг друга, а общение отличается постоянством, стабильностью ожиданий и оценок, не требует специальных знаний и инициативы;

2) функционально-традиционная коммуникация развивается преимущественно в городской среде, в условиях значительного разнообразия видов деятельности и образов жизни. Она является социализированной, устные и письменные контакты четко формализованы, связаны с выполняемыми людьми социальными ролями и функциями;

3) межличностная коммуникация, в которой в роли отправителя и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для нее характерны непосредственный контакт между субъектами общения, множество используемых средств – слов, мимики, жестов и т.п., двухсторонний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде диалога.

4) групповая коммуникация, в которой общение происходит между двумя или большим количеством членов определенной социальной группы (территориальной, этнической, профессиональной и т.п.) в целях организации взаимосвязанных действий. Она может выступать как в форме межличностных коммуникаций, так и в форме взаимной коммуникации всех членов группы;

5) межгрупповая коммуникация, в процессе которой информационные потоки циркулируют между двумя или большим количеством социальных групп в целях осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу. Такая коммуникация способна выполнять несколько функций: а)обучающую; б)развлекательную; в)воспитательную; г) мобилизационно-организующую; д) подстрекательскую; е) производственно-хозяйственную; ж)коммерческую; з) интеграционную; и) дезинтеграционную; к) конфликтную; л) консенсусно-договорную.

6) массовая коммуникация на основе использования технических средств тиражирования охватывает большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в ней выступают средства массовой информации – пресса, книги, издательства, агентства печати, радио, телевидение, в последнее время – Интернет. Она выполняет целый ряд функций: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передачу знаний и обучение; 3) целенаправленное влияние на формирование определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечение.

Эффективность коммуникации любого типа в очень большой степени предопределяется тем, насколько грамотно и конструктивно налажено коммуникационное взаимодействие коммуникатора и реципиентов. Особенно важная роль в этом принадлежит руководителю, менеджеру, преподавателю, тренеру. Назовем несколько наиболее существенных навыков, которые позволяют наладить коммуникационное взаимодействие. 1. Необходимо четко уяснить идею, смысл, содержание сообщения, которое надлежит сообщить сослуживцам, студентам и т.п., прежде всего самому себе, а потом уже информировать их об этом сообщении. 2. Очень важно предусмотреть потенциально возможные вербальные и невербальные препятствия (уровень подготовки реципиентов, неточность восприятия ими новых, незнакомых терминов, различия в социальных установках людей, которым адресовано сообщение и др.), которые могут встретиться в процессе коммуникационного взаимодействия, чтобы в целом избежать их или преодолеть. 3. Коммуникатор (руководитель, преподаватель и т.п.) в коммуникационном взаимодействии с реципиентами обязан излучать эмпатию (внимание к чувствам и настроениям других людей), обладать способностью понять их состояние, ибо только таким образом можно приспособить содержание сообщения и его форму к индивиду, группе или к существующей в данное время ситуации. 4. Чтобы добиться этого, коммуникатор (в первую очередь, руководитель) должен приобрести умение не только четко выражать свои мысли и распоряжения, но и внимательно слушать собеседника, ибо без этого невозможно повысить эффективность коммуникационного взаимодействия как специфического обмена информацией. 5. Для эффективного осуществления коммуникационного взаимодействия коммуникатор должен добиться установления обратной связи с реципиентом, т.е. добиться такой реакции получателя сообщения, которая показывает, понята ли переданная информация, что резко активизирует участие слушателей, зрителей и т.п. в коммуникационном процессе и создает необходимые предпосылки для его эффективности.

 

 

Структурно-логические схемы/

1. Структура коммуникационного процесса (по Т. Парсонсу).

 
 

 

 


Действия актора (носителя коммуникации)   Ответная реакция реципиента
   
Содержание коммуникативного процесса   Взаимные роли участников коммуникации

 

 

2. Основные компоненты коммуникационного процесса

 

субъекты     средства
       
    Компо ненты        
         
каналы     предмет   эффект

 

3. Основные задачи коммуникации

 

  Дифференциация общества    
       
Интеграция индивидов и групп   Задачи коммуникации   Отделение и обособление групп и общностей

 

4. Линейная модель коммуникации, разработанная Г. Лассуэлом

 

Коммуникатор   сообщение   канал   получатель   эффект

 

5. Интеракционистская модель коммуникации, преддложенная Т. Ньюкомбом

Взаимное ожидание  
Коммуникатор     Реципиент
  Общий интерес  

 

6. Модель общей теории коммуникации, разработанной Г. Маккуэном.

 
 


Аудиовизуальные средства

 

Печатный станок

 

 

Письмо

Речь

7. Главенствующая роль инфосферы в обеспечении процесса коммуникации (модель А. Тоффлера)

 

Инфосфера
 
Социосфера
 
Техносфера
 
Биосфера

 

8. Аутопойетическая модель коммуникации в теории общества, разработанной Н. Луманом

  Способность к самоограничению
     
  Самовоспроизводство
Аутопойетическая коммуникация    
  Самоорганизация
     
    Самореференция

 

 

9. Типология коммуникаций в зависимости от их содержания.

Информативные       Эмотивные
         
Управленческие   Коммуникаций   Оптические
       
Тактильные       Акустические

 

10. Типология коммуникаций в зависимости от их модальности


Информационно-побудительные Модальность Экспрессивно-эмоциональные
     

11. Типология коммуникаций в зависимости от форм и средств выражения

 
 

Вербальные   Знаковые
Паралингвистические   Гипносуггестивные

 

 

12. Типология коммуникаций по уровням, масштабам и контекстам

 

Традиционная   Групповая
   
Функционально-ролевая   Межгрупповая
   
Межличностная   Массовая

 

13. Основные виды межгрупповой коммуникации

 

Обучающая   Коммерческая
     
Развлекательная   Интегрционная
   
Воспитательная   Дезинтеграционная
Коммуникация  
Мобилизационная   Подстрекательская
   
Производственная   Конфликтогенная
     
  Консенсусно-договорная  

 

14. Основные функции массовой коммуникации

 

  Информационая
     
  Передача знаний
   
Коммуникация   Формирование стереотипов
   
    Осмысление актуальных проблем
     
    Развлечение

 

15. Навыки, которыми должен овладеть коммуникатор для достижжения эффективного сообщения

 

Четкое уяснение идей, смысла сообщения    
     
Знание возможных препятствий    
     
Излучение эмпатии (внимания к реципиенту)     Навыки коммуникатора
     
Внимательное слушание собеседника    
     
Установление обратной связи с реципиентом      

 

16. Процесс коммуникационного взаимодействия как система с обратной связью

Информация, накопленный опыт              
             
Отправитель   Сообщение   Канал   Получатель  
Лицо, генерирующее идею Кодирует Вербальные или невербальные символы Отбирает Речь, письмо, средства связи Передает сообщение Декодирует и правильно или неправильно понимает
               
Генератор идеи декодирует отклик              
  Канал   Отклик в адрес отправителя      
Передает              
    Цепь обратной связи        
                                     

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...