Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                     
1. Социальная география *   *   * * * *     *
2. География населения с основами демографии         * * * *     *
3. Социология *   * * * * * * * *  
4. Экономическая и социальная география мира * * * * * * * * * * *
5. Экономическая и социальная география России * * * * * * * * * * *

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Семин СРС Все-го час.
1. Введение. Геоурбанистика как наука            
2. История формирования геоурбанистики как науки            
3. Город – ключевое понятие геоурбанистики            
4. Город как система            
5. Агломерация как ключевая форма геоурбанистики            
6. Урбанизация в современном мире            
7. Экономико-географическое положение города            
8. Проблемы городов            
9. История формирования сети городов России            
10. Особенности российской урбанизации            
11. Экологические аспекты развития города            

Лабораторный практикум

Практические занятия (семинары)

№ п/п № раздела дисцип-лины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)
1. № 1   -
2. № 2 1. Зарождение и становление географии городов как науки 2. Истоки российской географии городов. Основные направления развития до 1917 г. Своеобразие географического изучения урбанизации    
3. № 3 1. Общие свойства и особенности города. Его парадоксы и противоречия  
4. № 4 1. Основные подсистемы города: краткая характеристика. 2. Планировочная структура города, факторы формирования, примеры  
5. № 5 1. Агломерация поселений, факторы перерастания города в агломерацию. Тенденции развития крупных агломераций в России и за рубежом    
6. № 6 1. Глобальные основы урбанизации. Пространственные закономерности урбанизации 2. Основные очаги и центры мировой урбанизации Урбанизация в России: урбанизированные районы и зоны    
7. № 7 1. Экономико-географическое положение городов. Н.Н. Баранский и его роль в развитии данной парадигмы. Роль экономико-географического положения в развитии городов 2.Составить схему ЭГП по методике, разработанной В.В. Покшишевским, для г. Ленинграда (Санкт-Петербурга), для любого города (по выбору студента) 4. Подготовка доклада-презентации на тему: «Оценка экономико-географического положения города» (по выбору студента)          
8. № 8 1. Экологические проблемы городов. Демографические проблемы городов 3. Экономические проблемы городов. Архитектурно-планировочные проблемы  
9. № 9 1. Формирование сети российских городов. Городская политика в России 2. Опорный каркас России. Составление картосхемы крупнейших городов РФ. Особенности функциональной структуры городов России      
10. № 10 1. Региональная география городов России 2. Подготовка доклада-презентации на тему: «Экономико-географическая характеристика города», (по выбору студента).  
11. № 11 1. Экология города: техническая и экологическая концепции развития города 2. Человек в городе  

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-
методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

В процессе учебной работы используются разнообразные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации:

1. Практические (семинарские) занятия по курсу нацелены на углубление теоретических знаний студентов, формирование и развитие умений работы с учебными, справочными и др. документами. В ходе семинаров вырабатываются навыки обобщения учебного материала, умение доказательно строить ответ, выделять главное. Также формируются черты творческой деятельности, культура речи.

2. Центральное место в практическом (семинарском) занятии занимает этап всесторонней проверки знаний и умений логического характера, совмещенный с этапом закрепления знаний, умений. Поэтому при подготовке к семинару необходимо выделить главное (смысловые доминанты темы) и выстроить схемы ответов на ключевые вопросы, вынесенные на семинарское занятие. Только в этом случае изучаемый материал войдет в структуру профессиональной подготовки.

3. В рамках данной учебной дисциплины, предлагаемые для анализа на семинаре, даются студенту за 1-2 недели до него. За этот срок требуется тщательно проработать предложенную литературу и подобрать практикоориетированные примеры. Полезно самостоятельно подбирать профильные теме семинара источники.

4. По курсу «Геоурбанистика» организуются четыре вида практических работ и семинаров:

- проблемные (обсуждение проблем, связанных с содержанием темы или раздела курса; студенты получают задание предварительно отобрать, сформулировать и разрешить проблемы; групповая дискуссия по проблемам);

- тематические (внимание акцентируется на актуальной теме курса и наиболее важных и существенных ее аспектах);

- ориентированные (предмет – новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, новые публикации в профессиональной печати);

- системные (раздвигаются границы знаний студентов по курсу, обнаруживаются причинно-следственные связи явлений, осуществляется выход за рамки учебного курса);

- картографические и графоаналитические, ориентированные на выработку практических навыков и умений.

5. Успешность проведения практического (семинарского) занятия зависит от активности всех студентов группы.

Изучение каждой темы требует привлечения разнообразных исто­чников: учебной и научно-популярной литературы, монографий, нау­чных статей и др. Они должны помочь студентам выбрать доступные и «удобные» для использования работы, дать возможность сопоста­вить различные точки зрения на те или, иные вопросы истории и методологии географической науки, ознакомиться с избранными тру­дами выдающихся отечественных и зарубежных географов. Кроме того, эта литература необходима при подготовке к семинарским занятиям, выполнении индивидуальных, заданий, а также при подготовке к го­сударственному экзамену по географии.

 

Задания для проведения промежуточной аттестации и контроля самостоятельной работы студентов:

 

Исторические этапы формирования городов мира (по карте)

1. Города Древнего Востока.

2. Города Античного мира.

3. Особенности средневековых городов Европы.

4. Города Нового времени.

5. Города Новейшего времени.

 

Оценка экономико-географического положения города (план-схема)

(по выбору студента)

Региональные аспекты урбанизации

1. Урбанизация в развитых странах.

2. Урбанизация в развивающихся странах.

3. Особенности урбанизации в Зарубежной Европе.

4. Особенности урбанизации в Зарубежной Азии.

5. Особенности урбанизации в странах Африки.

6. Особенности урбанизации в странах Северной Америки.

7. Особенности урбанизации в странах Латинской Америки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...