Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: учеб. Пособие / Под ред. С.Ф. Егорова- М.: Академия, 2000.- 400с.




9. Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении / Сост.И.А. Кутузова. – СПб, 1996. – С. 65-82.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие.- 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2002.- 416с.

11. Михайленко, Н.Я. Модель организации образовательного процесса в старшей группе детского сада / Н.Я. Михайленко Н. // Дошкольное воспитание – 1995. - №9. - С. 59.

12. Нечаева, В.Г.К проблеме нетрадиционных методик при проведении комплексных занятий в детском саду / В.Г.Нечаева // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11. – С. 50.

Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Межвузовский сборник научных трудов – Набережные Челны, 2004.- 121с.

14. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Под ред. Н.Н.Кожуховой. – М.: 2002.

15. Фондовые лекции кафедры дошкольной и социальной педагогики: учеб. пособие/ Под. ред. Т.Ф. Бабыниной - НабережныеЧелны: НГПИ, 2007.- 198с.

16. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей / Ю.Хямяляйнен. - М., 1993. – С. 13 – 25.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОБРАЗЕЦ ведения дневника

Титульный лист

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

ДНЕВНИК

Педагогическая практика в ДОУ

(ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)

в ДОУ №…. «название»

 

Студентки (студента) факультета дошкольного воспитания

3 курса, группы №______

(Ф.И.О. студента)

Групповой руководитель__________

 

1 лист: План работы на семестр

2 лист: Список детей группы (с указанием № группы, возраста, Ф.И.О. воспитателя)

3 лист: Режим дня

4 лист: Сетка занятий

5 лист: Схема размещения детей за столами во время принятия пищи

6 лист: Схема размещения детей за столами во время НОД

7 лист и далее:

 

ЛЕВАЯ СТОРОНА (тетради) ПРАВАЯ СТОРОНА (тетради)

Дата Содержание деятельности Анализ деятельности Комментарии руководителя
       

 

 

Приложение 2.

 

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Среда, окружающая дошкольников в детских садах и детских домах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению их здоровья и закаливанию организма.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности, взрослый должен обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, его доверие к миру, формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребенка.

Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей дошкольника.

Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основы­вается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни, организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. В то же время ребенок должен иметь возможность реализовать склонность от­крывать для себя новое, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади.

Назовем принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2) принцип активности, самостоятельности творчества;

3) принцип стабильности - динамичности:

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5)принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) принцип открытости и закрытости;

8} принцип учета половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не позволяет решить образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установле­нию контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции «сверху», а ребенок - «снизу». Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый диктует свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок, протестует ли, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Одно из условий среды, которое делает такое общение более осуществимым, - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруд­нения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы, и соответствующие стулья, которые позволят взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавят его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их жела­ний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Принцип активности.

В проекте дошкольного учреждения должна быть заложе­на возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах на доступной для детей высоте желательно развешать рамки, что даст ребенку возможность менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.

Одну из стен - рисовальную «стену творчества» - советуем предоставить в полное распоряжение детей. Им разрешается писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников.

Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения - «цветосветовой дизайн».

В дошкольном учреждении желательно иметь записи ше­леста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.

В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка.

В ванной комнате, например, можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; в мастерских с наборами простых инструментов учить детей элементарным трудовым действиям; инструменты для уборки помещений, улицы, обработки огорода, клумб помогут приобщить дошкольников к хозяйственно-бытовому труду.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...