Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Территориально – урбанистическая структура.




Главные особенности урбанистической ситуации в Поволжье связаны со своеобразием, уникальностью территориально-урбанистической структуры.

В Центральном, Волго-Вятском и Северо-Западном экономических районах характерная черта опорного каркаса – главный узел, оказавший решающее влияние на построение всей территориальной структуры. На Северном Кавказе опорный каркас – сочетание плотных цепочек городов вдоль экономических осей – Предкавказской и Черноморской – и мощного Ростовского узла, расположенного в месте контакта индустриального Донбасса, хлебородной Донской области и Приазовья. Урал – это множество узлов разной величины в горных гнездах, большинство которых «нанизаны» на две главные меридиональные экономические оси – Предуральскую и Зауральскую. В Поволжье же опорный каркас – это Волжско-Камская линия неповторимой конфигурации и особого экономического и расселенческого значения.

На берегах Волги и Камы (в пределах Поволжья) располагаются 33 города из 90. вблизи этих рек находится еще 3. таким образом, 40 % всех городов – волжские и камские, из них 16 больших городов. Вне главной оси остаются только четыре больших города: Пенза и Кузнецк в Предволжье, Дмитровград и Альметьевск – в Заволжье. Кроме Пензы, которая в составе Поволжья возглавляет самую неволжскую область, все крупнейшие центры располагаются на главной оси – семь на волге и один на Каме.

Следующая характерная черта – правильный ритм расположения больших городов на волжской линии. Примерно на равных расстояниях друг от друга находятся волжские «гранды» - Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. Затем пространственный ритм учащается: между Казанью и Самарой выросли Ульяновск и Тольятти, между Самарой и Саратовом – Сызрань и Балаково, между Саратовом и Волгоградом – Камышин.

Отмечено, что крупные приречные города «обнаруживают любопытную равномерность в своем размещении вдоль рек», т.е. это явление имеет характер закономерности. На Волге эта закономерность выражена очень ярко.

Как уже отмечалось, пересечения Волги железнодорожными магистралями имели чрезвычайно важное значение для развития городов-лидеров Поволжья. Но фокусная роль этих центров проявилась задолго до наступления эры железных дорог. На выбор места для них огромное значение имели природные предпосылки, геометрия природных ландшафтов. Главные города заняли характерные места волжской долины: Казань там, где Волга резко меняет направление течения с восточного на южное, строго на 90º, Самара – у крайнего к востоку выступа Волги – Самарской Луки, Волгоград – у крайнего выступа волжского русла к западу. Этот город, который в довоенное время первенствовал в Поволжье по числу жителей, как бы излучал три железнодорожные магистрали – в сторону Центра, Донбасса и Причерноморья. Астрахань расположилась в гигантской волжской дельте, занимающей 19 тыс. км². Саратов и Симбирск заняли места на плавных выступах к западу. Саратов был самым близким к Центру городом Поволжья, что, видимо, способствовало его возвышению. Будучи крупнейшим городом Поволжья, Саратов заслужил имя «царицы Волги».

Но не только характерностью положения на Волге отличались крупнейшие волжские города. Очень важно для их экономического возвышения как транспортных и промышленных центров было то, что там, где они расположились, Волга пересекала границу природных ландшафтных зон и провинций. Положение на границе территорий с разными природными предпосылками развития хозяйства, на могучей реке, в точках характерных ее изгибов и создавало мощный фундамент экономико-географического положения волжских городов-лидеров.

Как видим, Поволжье вследствие своего транзитного и соседского географического положения было благоприятной территорией для развития разнообразной промышленности на основе ввозимых и собственных ресурсов. Но в пределах самого Поволжья наиболее предпочтительным местом размещения новых производств и видов деятельности были города на Волге.

Линейность в распределении городов Поволжского региона проявляется и вне Волги, но в скромных масштабах. Наиболее значительная цепочка из 15 городов – по широте Пензы – Самары, в ней 5 больших городов во главе с Самарой – столицей Поволжья. Менее значительны цепочки на участках Пенза – Балашов и Волгоград – Поворино.

Обычные для районов крупных рек пары городов (чаще всего лежащие на противоположных берегах реки) характерны также и для Поволжья. Образование таких пар – один из способов более полного использования преимуществ ЭГП, которое возникает в определенных «точках» на реке. Особенно выделяются Саратов – Энгельс, суммарная численность их населения превышает миллион жителей. На обоих берегах Волги парами расположились также Вольск и Балаково, Жигулевск и Тольятти, Камышин и Николаевск, Тетюши и Болгар, Волгоград и Волжский. По одну стороны реки – Казань и Зеленодольск, Самара и Новокуйбышевск, Ульяновск и Новоульяновск, Сызрань и Октябрьск. Непарное расположение городов на Волге – исключение. Четыре пары (Волгоград – Волжский, Саратов – Энгельс, Самара – Новокуйбышевск, Казань - Зеленодольск) образованы большими городами.

Территориальные группы городов, так же как и их пары, свидетельствуют о стремлении эффективно использовать точки и ареалы с наилучшим ЭГП. Наиболее значительны территориальные группы в районе: Самарской Луки (8 городов с общей численностью населения 2290,1 тыс. человек), Набережных Челнов (7 и 892,3), Волгограда (3 и 1292,4), Альметьевска (4 и 352,9). Здесь сосредоточено в общей сложности 22 города с общей численностью жителей 4807,7 тыс.(43,6 % населения городов региона).

Итак, территориальное распределение городов в Поволжье выглядит следующим образом: плотная цепочка городов по Волге и Каме с парными городами и территориальными группами в узловых местах, рассредоточенная, относительно равномерная сеть преимущественно небольших городов в Предволжье и Заволжье. А кроме того, достаточно обширные территории, вовсе не охваченные сетью городов. Большая часть Калмыкии, районы между Балашовом и Камышином, к югу от Набережных Челнов и к северу-востоку от Самары – наиболее значительные из них.

Размещение таких предприятий, как ВАЗ и КАМАЗ, а ранее авиационных, станкостроительных, приборостроительных заводов, потребовавших развития преимущественно в пределах региона системы предприятий-смежников, усилили взаимосвязанность городов Поволжья. Пример Набережных Челнов это ярко подтверждает.

В нефтегазодобывающих районах из центров нефте- и газодобычи, образовавших сети, гнезда, цепочки, выделились лидеры – Альметьевск, Лениногорск, Бугульма, где не только добывают нефть и используют попутные газы, что также делает их ресурсными городами, но и производят оборудование для нефтепромыслов, ремонтируют буровую технику, готовят кадры, осуществляют всестороннее обслуживание хозяйства и населения окружающих районов.

Столица Поволжья.

Самара – третий по времени основания русский город на Волге (после Астрахани и Тетюшей). Административная реформа 1775-1785 гг. сделала ее уездным городом Симбирского наместничества. Учреждение в 1851 г. Самарской губернии и проведение в 1877г. Оренбургской железной дороги, которая соединилась с уходившей на запад Сызранско-Вяземской хлебовозной магистралью, укрепило ее положение. В начале XXв. Наряду с Нижним Новгородом и Саратовом Самара стала крупнейшим центром мукомольной промышленности, городом, который вел крупную торговлю разнообразной сельскохозяйственной продукцией. В 1897 г. Самара заняла четвертое место в Поволжье по числу жителей (91,7 тыс. человек) после Саратова (137,1), Казани (131,5) и Астрахани (113,0).

Сооружение Транссиба и выводящей в Европейской России на него линии Челябинск – Самара (Кинель) – Сызрань – Пенза – Москва еще более возвысило положение Самары, оказавшейся на главной транспортной оси России. В числе других поволжских городов в довоенное годы Самара стала местом размещения заводов-дублеров. К 1939 г. она по числу жителей переместилась на третье место в регионе, обойдя Саратов и уступая лишь Волгограду и Казани.

В годы Великой Отечественной войны Самара стала вице-столицей Советского Союза, дублером Москвы. Здесь разместились правительственные учреждения, посольства зарубежных стран. Значительное развитие получила военная промышленность, в том числе авиационная. Перепись 1959 г. зафиксировала первенство Самары как крупнейшего города Поволжья.

Положение в узле железных магистралей общероссийского значения, на Волге, близ Куйбышевской ГЭС и нефтяных месторождений, развитие предприятий, осевших здесь в годы войны, вызвал новый подъем промышленного и общего развития Самары. У нее растут спутники Новокуйбышевск, Кинель, Чапаевск. Самара возглавляет крупное урбанистическое образование, сложившееся в районе Самарской Луки, в которое входят также Тольятти с Жигулевском, Сызрань с Октябрьском. (рис. 1.)

 

Однако формирование агломерации и конурбации не облегчило экологического состояния Самары. Она занимает пятое место среди городов России и первое в Поволжье по объему сброса загрязненных сточных вод. (439 млн т в год).

Самара явно перегружена промышленностью. Особое значение в ее индустриальной структуре имеют заводы, выпускающие космическую технику, самолеты, авиационные двигатели, аэродромное оборудование, станки, электротехнические изделия, металл и продукт нефтепереработки. Пищевая промышленность, хотя и оттеснена машиностроением и химией, представлена очень крупными и известными в России предприятиями. Самара впереди других поволжских городов и как центр подготовки кадров высшей квалификации, культуры и науки, проектирования и конструкторских разработок. Высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, театры, а также управление железной дороги, штаб Приволжского военного округа – все это укрепляет позиции Самары как регионального центра и одного из главных узлов опорного каркаса России.

Самара первенствует в Поволжье, но разница между ней и Казанью, Волгоградом, Саратовом не столь уж велика. Каждый из трех городов имеет свою и территориальную сферу влияния, и сектор влияния в отраслевой структуре. Поэтому справедливо сказать, что Самара первенствует, но не главенствует.

 

 

Литература

1. «География городов», Г.М. Лаппо. Москва,1997 г.

2. «География. Население и хозяйство России», В.Я. Ром, В.П. Дронов. Дрофа, 1998 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...