Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика территориально-урбанистической структуры.




Се­верная зона предстает в основном как территория освоения с гигантскими запасами ресурсов, которые приходится добывать в суровых условиях. Это предопределяет нежелательность концен­трации здесь населения и создания многоотраслевых центров, раз­вития на месте отраслей, непосредственно не занятых добычей и первичной переработкой. Желательно ограничение градообразую­щей базы центров и формирование очагового расселения.

Особого внимания заслуживает территориальная группа го­родов-центров нефте- и газодобычи, развившаяся на Тюмен­ском Севере. Крупнейший по запасам и по объему добычи неф­тедобывающий район находится в сложных условиях. В то время как в Европейской России затухает процесс образования новых городов, здесь по мере вовлечения в эксплуатацию новых место­рождений они продолжают возникать. До войны существовал только Салехард (1938), в 1950 г. был образован Ханты-Ман­сийск, в 1960-х гг. возникло три города, в том числе базовый центр Сургут (1965), в 1970-х — еще пять, из них самый круп­ный центр нефтедобычи Нижневартовск (1972), в 1980-х гг. еще 11. Из этих городов только три не связаны с нефте- и газо­добычей: центры автономных округов Салехард и Ханты-Ман­сийск и Лабытнанги — транспортный город-спутник Салехарда, конечный пункт железнодорожной ветки, идущей к низовьям Оби от Печорской магистрали. Из 34 поселков городского типа 7 превысили «городскую норму». К двум большим городам — Сургуту и Нижневартовску — стремятся присоединиться еще три: Нефтеюганск (97,1), Новый Уренгой (90,5) и Ноябрьск (95,2 тыс. человек).

Таким образом, начиная в основном с середины 1960-х гг., менее чем за 30 лет был обустроен, получил железную дорогу огромный нефтедобывающий район, в котором возникло свы­ше 50 городских поселений с более чем 1,5 млн жителей. Сей­час границы нефте- и газодобывающего района продвинулись далеко к северу и охватили территорию, которая, по мнению медиков, не пригодна для постоянного жительства уроженцев иных районов.

Наиболее крупная и достаточно компактная группа городов на Тюменском Севере — возглавляемая Сургутом группировка центров, располагающихся вдоль среднего течения Оби, на широтном ее участке. Железную дорогу Сургут — Нижневартовск можно считать небольшим отрезком будущей Северо-Сибирской магистрали, целесообразность строительства которой уси­ливается в изменившейся геополитической ситуации России.

Это северный край экономически активной территории, обра­зованный центрами-плацдармами освоения ресурсных районов. У расположенных здесь городов есть достаточные возможности для смены «профессии», после того как ресурсы нефтяных и газовых месторождений будут исчерпаны. Но что касается судьбы севернее расположенных ресурсных городов, то положение в суровой природно-климатической зоне, видимо, обрекает их быть городами-эфемерами.

Большим своеобразием отличается Норильский промышлен­ный узел, получивший развитие у богатейших, имеющих комп­лексный характер рудных месторождений, которым сопутству­ют залежи высококачественного каменного угля. Норильск получил права города в 1953 г, уже насчи­тывая свыше 100 тыс. жителей. В 1980-е гг. на базе освоения новых месторождений у Норильска появились спутники Талнах и Кайеркан. «Островная» железная дорога, протяженностью 112 км связывает его с портом на Енисее Дудинкой. К Норильску проложен газопровод. Построенная на реке Хантайке ГЭС снабжает узел электроэнергией. Крупный аэропорт обеспечи­вает авиасообщение с Красноярском, Москвой, Санкт-Петер­бургом и другими центрами страны. Норильск — самый северный из боль­ших городов мира. Географическое положение, налаженные свя­зи с крупными центрами обжитой зоны России делают его опе­рационной базой для научных экспедиционных исследований Таймыра и всего Центрального сектора Российской Арктики.

Тюмень постепенно сформировалась как главный опорный пункт освоения нефтегазоносного района. «Мать городов сибир­ских» Тюмень — единственный из городов-первопроходцев — оказалась на будущей трассе Транссиба. Развитию Тюмени как промышленного центра способствовала близость к Уралу и удобные транспортные связи с наиболее развитой его частью — Сред­ним Уралом. Определенный подъем Тюмень испытала, исполь­зуя выгоды географического положения, в годы войны, размес­тив у себя ряд машиностроительных предприятий. В 1944 г. она стала центром вновь образованной Тюменской области — са­мой большой в Западной Сибири (1,4 млн км). Тюмень естественно сде­лалась важным опорным пунктом освоения нефтяных богатств Обского Севера. Ее промышленность и вся функциональная структура ориентировались на нужды развивающегося нефте­добывающего района. Один из заводов Тюмени специализиро­вался на выпуске плавучих электростанций, очень нужных при очаговой организации производительных сил Сибири.

 

7.Города-миллионерыНовосибирск и Омск.

Для урбанисти­ческой и территориально-урбанистической структуры Западной и Восточной Сибири характерна бицентричность. В каждом из них две «столицы»: Новосибирск и Омск, Красноярск и Ир­кутск. Возможно, это связано с тем, что объективно уже наметилось разделение как Западной, так и Восточной Сибири на два крупных экономических района — Западно-Сибирский (Омск) и Кузнецко-Алтайский (Новоси­бирск), Средне-Сибирский (Красноярск) и Восточно-Сибирский (Иркутск).

Омск возник намного позже расположенных на той же широте сибирских городов: сказалось сопротивление, которое оказыва­ли киргизы и казахи продвижению русских вверх по Иртышу.В 1822 г. Омск взял функции главного центра у Тобольска, еще столетие спустя ус­тупил их Новосибирску.

Новосибирск рожден Транссибом. Он возник как, поселок при строительстве моста. Полу­чив от природы выгодное географическое положение на стыке разнообразных в хозяйственном и природном отношениях территорий, Новосибирск существенно его обогатил и упрочил в результате развития Кузбасса и строительства Турксиба. По ма­кроположению Новосибирск среди городов Сибири не имеет равных: оно и центральное, и в высшей степени «узловатое». Особое значение для развития Новосибирска имела бли­зость к Кузбассу, из которого дорога на Транссиб выходила имен­но в районе Новосибирска. Извлекая несомненную выгоду из своего положения, располагаясь на пути новокузнецкого ме­талла и угля Кузбасса, Новосибирск всесторонне обслуживает Кузбасс, обеспечивает его различным оборудованием, научны­ми и проектно- конструкторскими разработками, готовит для него кадры. По отношению к районам Сибири, в частности, Сибир­ского Севера он с наибольшей силой проявлял себя в тех сфе­рах, где его лидирующая роль была особенно велика (наука, проектирование, подготовка кадров). Новосибирск осуществляет «общее руковод­ство». Рост на основе концентрации промышленности, стройиндустрии, науки, подготовки кадров имел следствием форми­рование рассредоточенной структуры города.

Омск в бытность свою административным центром Запад­ной Сибири и центром губернии, сосредоточил у себя массу служилых, чиновных и военных людей. С на­чала своего существования Омск служил базой изучения и ос­воения Туркестана. Отсюда уходили научные экспедиции. Но и эти функции в значительной степени перехватил Новосибирск, получивший в советское время прямое железнодорожное сооб­щение со Средней Азией благодаря Турксибу. Таким образом, возвышение Новосибирска сопровождалось перехватом функ­ций у других сибирских городов (старых сибирских центров. — Томска и Омска). В советское время в Омске промышленность заняла в структуре непомерно большое место. В 1970 г. в городе было сосредоточено 70% промышленно-производственного персонала Омской об­ласти, в 1980 г. — уже 80%, а в 1990 г. — 90%. Окруженный степями, располагаясь на берегах полноводного Иртыша, Омск действительно обладал прямо-таки беспредельной емкостью и разместил гигантские и территориеемкие предприятия аэрокос­мического комплекса «Полет», крупнейшего в Сибири нефте­перерабатывающего завода, ряд машиностроительных, связан­ных с ВПК предприятий

Развитие промышленности сделало Омск в большей мере от­раслевым центром, нежели территориальным: он не создал в своем окружении спутников, с которыми мог бы взаимодейст­вовать, а еще более сосредоточился на выполнении промышленных функций, после того как Тюмень усилила свою роль шефа Обского Севера, а Новосибирск взял на себя прежние обязанности Омска в казахстанско-среднеазиатском секторе.

Новосибирск сосредоточи­вал 68,6% городского населения области и превосходит следую­щий по людности Бердск в 17,4 раза, а остальные 13 городов области — в 3,3. На долю Омска приходится 79,3% городского населения, он превосходит следующий за ним Исилькуль в 43,8 раза, а все пять городов области — в 11 раз. На каждый город в Новосибирской области приходится 12,7 тыс. км2, в Ом­ской — 23,3.

Но если Омск не предпринял никаких усилий, чтобы обза­вестись спутниками, то Новосибирск формирует агломерацию, правда, пока не развитую, о чем свидетельствует очень высокая доля ядра (81,9%).

 

Пара Красноярск — Иркутск

И Красноярск и Иркутск довольно энергично способствуют развитию сети городов на подшефных им громад­ных территориях (площадь Красноярского края — 2,4 млн км2, Иркутской области — 767,9 тыс. км2). В Красноярском крае, кроме краевого центра, есть три больших города, в Иркутской области — четыре. Оба города — центры развитых агломераций.

По характеру генезиса Красноярск и Иркутск сходны. Оба города возникли в XVII в. как крепости, не раз подвергавшиеся в первые десятилетия своего существования нападениям воин­ственно настроенных аборигенов. Красноярск взял функции главного центра Енисейской губернии у Енисейска. Преиму­щества его ЭГП резко обозначились после введения в строй Транссиба: Иркутск также получил преимущества перед ранее возникшими и севернее расположенными городами — Братском и Илимском.

Иркутск в своем положении как бы нацелен и на восток (город служил базой и плацдармом для продвижения в Забайкалье) и Приамурье и на север — на Нижнюю Ангару и в бассейн Лены, и на юго-восток — в Монголию и Китай. Экономическому расцвету Иркутска способствовали торговля мехами, золотом, а также чаем и другими товарами из Китая. Важное значение для фор­мирования особой атмосферы, которая отличала Иркутск, имела деятельность высланных сюда декабристов, а позднее участников польского восстания.

Роль Красноярска на протяжении XVIII и XIX вв. была зна­чительно скромнее, что нашло свое выражение и в показателях численности населения. В 1897 г. в Иркутске было вдвое боль­ше жителей, чем в Красноярске. Проведение Транссибирской железнодорожной магист­рали существенно укрепило положение Красноярска. Иркутску же был нанесен удар. Важная для его экономики кяхтинская торговля теряла свое значение после открытия Суэцкого канала и сооружения Транссиба. Время от времени происходило со­кращение пространства, служившего для Иркутска сферой влия­ния. Красноярск получал все более благоприятные условия для осуществления дальних связей. После строительства железной дороги Тайшет — Усть-Кут Иркутск потерял роль отправного пункта сообщений с бассейном Лены.

И Красноярску и Иркутску была свойственна роль опорных баз развития периферийных районов возглавляемых ими края и области. Но влияние Красноярска простиралось до Таймыра на севере и до Тувы на юге. У Иркутска подшефные территории располагались на севере до Среднего Приангарья, где возникли при мощных ГЭС новые города — Братск и Усть-Илимск. На юге зона влияния Иркутска была незначительна по размерам.

Благоприятствовала промышленному развитию Красноярска сравнительная его близость к Кузбассу. Красноярск привлек к себе тяжелую промыш­ленность, что послужило причиной перехода города и на право­бережье Енисея, где имелись благоприятные условия для разме­щения крупных предприятий. Иркутск, расширивший свою промышленную базу в годы войны, занял предприятиями пло­щадки вдоль рек Ушаковки, сильно осложнив себе задачи рационального территориального развития. Увеличив числен­ность населения, Иркутск перешел на левый берег Ангары, где разместился научный городок.

Иркутск раньше исчерпал свои территориальные ресурсы и обратился к агломерации. После войны вблизи Иркутска на ре­ке Иркут расположился город Шелехов при алюминиевом заво­де, привлеченном энергией Иркутской ГЭС. Как продолжение Иркутска еще дальше к северу по трассе Транссиба обосновал­ся крупный центр химической промышленности Ангарск. Крас­ноярск, располагавший удобными площадками в правобережье Енисея, рос преимущественно сам. Спутник Крас­ноярска Дивногорск, обязанный возникновением строительст­ву мощной Красноярской ГЭС, стал городом в 1963 г. Два закрытых города Красноярск-26 (Железногорск или Атомград) и Красноярск-45 (Зеленогорск) располагаются за пределами рай­она непосредственного влияния краевого центра.

В Железногорске (около 100 тыс жителей) работают горно-химический комбинат и научно-производственное объединение прикладной механики, в котором создаются спутники Земли разных типов, предприятия по переработке и захоронению от­работанных ядерных отходов, в Зеленогорске (около 60 тыс. жителей) — электрохимический завод.

На протяжении десятилетий оба города развивались как бы параллельно. Но преимущества ЭГП Красноярска позволили ему в послевоенное время «обойти» Иркутск.

 

 

Другие города Сибири

Тюменская область вместе с округами опережает по объе­му производства любой реги­он России, являясь одним из ос­новных доноров российского бюджета. По инвестициям она опережает Москву, а доходы ямало-ненетчан больше мос­ковских. Ясно, что все дости­жения эти формируют север­ные округа. Газовый Ямал — это 8 9% всего российского газа и 11% российской нефти. Ханты-Мансийский автономный округ — 53% нефти России и 3% газа. В южной части Тюмен­ской области (без округов) тоже есть перспективное мес­торождение в Уватском райо­не на границе с Ханты-Мансий­ским округом, освоение кото­рого только развертывается. Без округов южная часть обла­сти оказывается дотационным регионом.

Тюмень

Город в 80-х годах перева­лил за 500 тыс. жителей. Тю­мень всю свою историю счита­лась столицей деревень. Не­сколько десятилетий роли сто­лицы нефтегазового района преобразили город. Сейчас его вновь хотят вернуть в поло­жение столицы сельскохозяй­ственного бедного района, Тюмень отчаянно сопротивляет­ся.

Тюмень — донор бюджета юга области, хотя отдельных мощных предприятий в городе нет. Для нее главное — все же, нефть и газ северных террито­рий. Машиностроительные предприятия находятся в тяже­лом положении. Набор этих предприятий, большинство ко­торых эвакуировано сюда во время войны, случаен, инвести­ции в них не идут. Значительную роль в доходах играет малый бизнес.

Внешний облик города за­метно меняется за счет появле­ния множества новых элитных особняков, хотя и старины со­хранилось в городе много — целые кварталы деревянных рубленых домов, одноэтажных и двухэтажных с очень краси­вой выемчатой и барельефной резьбой. Тюмень похожа на мелконашинкованный салат: в массивы старых темных бре­венчатых домов, порой весьма убогих на вид, вкраплены мно­гоэтажки 70-х и 80-х, камен­ные коттеджи 90-х, ультрасов­ременные супермаркеты, элит­ные дома. Создается ощуще­ние хаотичности застройки, стремления скорее занять каж­дый клочок освободившейся земли в центре города. Роль остальных городов юга области невелика. В основном это посредники между селом и крупными региональными центрами.

Для городов Ханты-Ман­сийского и Ямало-Ненец­кого автономных окру­гов Тюменской области харак­терны некоторые общие при­знаку:

— децентрализация (двухча­совой перелет на низколетя­щем АН-24 из Тюмени в Ниж­невартовск сам по себе остав­ляет неизгладимое впечатление от полной пустынности региона — только бурые болота и темно-зеленая тайга, перерезаемые ярко-зелеными из-за лучшей дренированности долина ми рек);

—ощущение временности и нестабильности существования городов из-за конечности запа­сов нефти и газа;

—хронически низкий уровень социальных условий жизни в го­родах;

—суровость природных усло­вий: зимние ледяные ветры и морозы в 30—40°, отсутствие цветущих деревьев даже на юге округов, слишком корот­кое лето создают ощущение усталости у любого человека, даже привычного.

За 30 лет в двух округах с нуля построено более 15 го­родов и 30 ПГТ. Такой скоро­сти не знала ни одна страна. Темпы прироста населения оп­рокидывали все расчеты про­ектировщиков. В Нижневартов­ске, Сургуте, Нефтеюганске уже в 1980 г. проживало в 2—3 раза больше населения, чем предусматривали генпла­ны этих городов на 2000 год.

Все города строились в не­сколько этапов, что до сих пор отражено в их облике. Снача­ла — производственные объек­ты и временное жилье строите­лей в вагончиках и деревянных бараках. Потом строительство деревянных и каменных двух­этажных домов и объектов соцсферы. И наконец, многоэтаж­ное строительство. Все три типа застройки до сих пор присут­ствуют в каждом северном го­роде, а их соотношение зави­сит от возраста города и эко­номического положения ком­пании-хозяина.

 

Нижневартовск

Городу Нижневартовску (236 тыс. жителей) 27 лет. Ко­гда город строился, запасы нефти на Самотлоре казались неисчерпаемыми. Пик добычи был в 1985-1988 гг., тогда Нижневартовский район да­вал 180 млн т нефти — чет­верть добычи России и треть добываемой нефти Тюмен­ской области. Сейчас добыча в Нижневартовском районе упала до 60 млн т. Чтобы го­род жил, достаточно добывать 20 млн т.

Город начинался с деревян­ных бараков и вагончиков. Все деньги шли на скважины, доро­ги, трубопроводы. Местные жи­тели вспоминают, что еще 10— 1 2 лет назад по городу мож­но было пройти только в сапо­гах, ведь стоит он на болоте. Теперь город чист и полностью заасфальтирован, хотя бараки кое-где сохранились. Возведе­ние многоэтажных жилых до­мов началось после строитель­ства железной дороги в 1976 г. Московские строители везли специальными поездами из Москвы целые блоки и строи­ли очень быстро, прямо с колес. Именно поэтому современный Нижневартовск так похож на московский юго-за­падный район. Тогда город рос так бурно, что генплан на­чала 80-х годов составлялся ис­ходя из населения в 500 тыс. человек с перспективой в 750 тыс. Помимо миграций, город рос и за счет высокой рождаемос­ти: ведь средний возраст горо­жанина в 80-х был 25 лет.

Деньги перестали вкладывать в 1989 г. С 1990 г. население города начало уменьшаться.

Ханты-Мансий

Население города всего 37,2 тыс человек. Долгие годы дома строили преимущественно из древесины; несколько лет назад запретил строительство многоквартирных деревянных домов. Город, несмотря на столичные функции, похож на большую деревню. Возле деревянных домов — огороды, теплицы. Изобилие подворий лишь отчасти объясняется продовольственным кризисом люди привыкли содержать хозяйство.

Красноярск

Положение Красноярска в иерархии городов России свое­образное — он самый большой из тех, что еще не стали городами-миллионерами. Восточнее его уже нет таких больших городов. Это большой промышленный и культурный центр на Енисее, в четырех тысячах километров от Москвы. Здесь есть известные всей стране заводы — машино­строительные, в частности «Сибтяжмаш» и Комбайновый завод, химические и, конечно, знамени­тый КрАЗ — Красноярский алю­миниевый.

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изученность проблем городов Сибири достаточно высока. В этом отношении Сибири повезло больше, чем другим районам России. Две фундаментальные работы историко-географического характера – Р.М. Кабо «Города Западной Сибири» и В.В. Воробьева «Города южной части» - заложили хорошую основу геоурбанистических исследований региона.

Список литературы

1. Г. М. Лаппо География городов: уч. Пособие для геогр. Ф-тов вузов – М:. Гуманит. Изд. центр Владос, 1997

2. География: прил. к газете «Первое сентября» 1993 № 21-22

3. География 1999 № 40

4. География 2005 №7

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...