Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социометрия как метод и теория Я.Л.Морено




И.М. Марковская

 

Социометрические методы

В психологии

 

Учебное пособие

Челябинск

Издательство ЮУрГУ


ББК Ю9.я7 + Ю95.я7

Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.– 46 с.

 

Пособие содержит подробные сведения о социометрических методах, раскрываются способы и сферы их применения, излагается история возникновения социометрии, проводится анализ современного состояния методов. Обсуждение историко-методологических основ социометрии позволяет лучше понять сильные и слабые стороны социометрического подхода при изучении малых групп. Наглядное изложение способов обработки социометрических данных дает возможность успешно реализовывать социометрические методы в психологической практике, в том числе в группах различного возраста.

Пособие предназначено психологам, социологам, аспирантам и студентам.

Ил. 5, табл. 16, список лит. – 14 назв.

 

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

 

Рецензенты: Зырянова В.М., Степанов В.А.

 

© Издательство ЮУрГУ, 1999.

 
 

Оглавление

 


Введение…………………………………………………………………….……4

1. Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………....5

2. Историко-методологические основания социометрии……………………9

3. Процедура проведения социометрического исследования………………13

4. Виды социометрического критерия………………………………………..17

5. Способы обработки социометрических данных…………………………..22

6. Аутосоциометрические методы…………………………………………….31

7. Применение социометрических методов

в группах различного возраста……………………………………………..34

Рекомендуемая литература……………………………………………….……..42

Приложения……………………………………………………………..………..43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.

Являясь простым в проведении, этот метод требует тщательной подготовки и специальных знаний, поэтому его освоению отводится особое место в процессе обучения на психологическом факультете. Опыт показывает, что понимание происходящих в группе процессов является необходимым условием для формирования мышления специалиста-психолога. Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия –метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

Традиционно фиксация отношений происходит во время социометрического опроса, процедуре проведения которого уделено много внимания в настоящем пособии, однако существуют и другие формы социометрического исследования. Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада. В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.

Любой специалист, применяющий этот метод, в первую очередь должен понимать его назначение, сильные и слабые стороны.


 

Социометрия как метод и теория Я.Л.Морено

 

Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 – 1974). Имя Морено стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. Он стал создателем не только социометрии, без которой трудно представить современную социальную психологию, но и основателем социодрамы и психодрамы. Ему принадлежит идея групповой психотерапии, которая привела к настоящей революции в психиатрии, и оказала большое влияние на психологическую культуру ХХ века. Я.Л. Морено обладал широкими интересами и знаниями в различных областях: в медицине, в психологии, в педагогике, в философии, в истории и даже в технике. Несомненно, такая разносторонность автора повлияла на процесс создания и понимание социометрии, для него это не просто метод изучения взаимоотношений в группе (а именно такое понимание мы вкладываем в современное употребление этого понятия).

Социометрия для Морено – это теория, которая позволяет изменять мир. Морено принадлежал к той плеяде людей, которым мало изучать и понимать мир, они ставят перед собой и другими задачи его преобразования. Подобно К. Марксу с его высказыванием о том, что философы только объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы его изменить, Морено утверждает, что невозможно обнаружить подлинную структуру общества, не попытавшись его модифицировать, он надеется улучшить статус индивидов в группе через улучшение взаимоотношений в группе, в свою очередь изменение взаимодействия в группе может повлечь за собой улучшение жизни во всем обществе. Конечно, философские воззрения Морено не лишены утопизма, и за это неоднократно подвергались критике в отечественной психологической и социологической литературе.

Ученица Я.Л. Морено, директор всемирно известного института психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, Грете Лейтц в своей книге пишет, что «социометрия обязана своим появлением мореновскому умению удивляться и характерному для его мышления высотному полету, породившему у него стремление постичь суть всех непонятных явлений в их всеобъемлющем значении»1. Творческость и непостижимость личности Морено связана с неоднозначностью и даже таинственностью его судьбы. С самого раннего детства он чувствовал себя маргинальной личностью, из семьи эмигрантов, которая переселилась в Вену, когда Якобу было 5 лет. Тайной окутан сам факт его рождения, – он родился на корабле в черном море во время путешествия его матери из Босфора в Констанцию. У него никогда не было свидетельства о рождении, и в момент, когда разразилась первая Мировая война, было непонятно, чей он подданный – Румынии, Италии, Греции? Он считал себя гражданином мира. Будучи студентом Венского университета, он с группой единомышленников помогает эмигрантам, устраивая их судьбу. В центре Вены они приобретают дом, куда может прийти каждый нуждающийся в помощи – «Дом встречи». В этом доме зародились разговорные сессии, на которых обсуждались проблемы отдельного человека. Эти сессии (1908 – 1913 гг.) были прообразами современных «групп встреч», что с гордостью подчеркивал Морено в своей автобиографии2.

В конце первой мировой войны молодому врачу Якобу Морено Леви (именно так звучит первоначально его имя) было поручено оказывать медицинскую помощь больным в лагере беженцев неподалеку от Вены. Уже в лагере беженцев Миттендорфе ему стала очевидной действенность симпатий и антипатий как мощных сил в социальной сфере. Хотя изгнанные со своей родины южнотирольские крестьяне находились в одинаково неблагоприятных внешних условиях, тем не менее, у них по-разному была выражена психосоматическая симптоматика. Наиболее благополучные из них, как правило, жили в бараке со своими родными, старыми знакомыми и новыми друзьями. Натянутые отношения в бараке, склоки и раздражение не способствовали излечению пациентов. Морено даже обращался к компетентным властям с предложением о перегруппировке беженцев в лагере, но его предложение так и не было услышано.

Работа в лагере позволила Морено не только осознать важность человеческих отношений, но и сформировать представление о «социальной вселенной», которая, как он полагал, должна подчиняться таким же эмпирически исследуемым силам и законам, как и физическая и биологическая вселенные. Силы притяжения и отталкивания должны были, по его мнению, иметь для социальной структуры столь же большое значение, что и для структур созвездия или молекулы. Исследовать эти силы, поэкспериментировать с ними, постичь сущность социальной вселенной и описать ее, – все это стало целью его последующих размышлений.

В 1925 г. Морено эмигрирует в США. Здесь он продолжает развивать свои социометрические представления. Особенно важное и насыщенное социометрическое исследование проводится им в специализированной школе для девочек в Хадсоне, куда все ученицы поступали по приговору судов за мелкие правонарушения. Социометрическая теория в значительной степени была построена на этих наблюдениях, где изучалась структура отношений девочек как между коттеджами, так и внутри коттеджей. В общей сложности наблюдались 418 девочек из 16 коттеджей. Результаты этих исследований составляют основное содержание книги «Кто выживет?». Эта книга выходит в 1934 году и считается катехизисом учения Морено. В 1937 г. он начинает издание журнала «Социометрия», в 1942 г. – открывает Социометрический институт, а с 1942 г. и до самой своей смерти Я.Л. Морено путешествует по миру, распространяя свои идеи. Свое учение в целом Морено называет социономией. Социономия состоит из трех частей: социометрии, психодрамы и социодрамы.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. В книге Морено «Кто выживет?» мы можем найти три смысла понятия «социометрия». Во-первых, социометрия понимается как часть социономии, занимающаяся математическими исследованиями психологических свойств популяций, во-вторых, это экспериментальная методика (социометрический тест) применения количественных методов, в-третьих, это сами результаты, получаемые с помощью социометрии.

Новый в методическом отношении социометрический тест был получен благодаря тому, что Я. Морено перевел понятия притяжения и отталкивания в понятия выбора и отвержения, которые могут быть подвергнуты количественному анализу. Однако не «подсчет голосов» является целью социометрии. В качестве самого важного условия для проведения социального эксперимента выступает процесс субъективизации испытуемых. Если субъективизация произошла, то испытуемый принимает участие в тестировании не только в качестве измеряемого объекта, но и в качестве субъективно заинтересованного в познании и изменении глубинной социальной структуры группы, с которой он связан в своей жизни. В этом случае результаты социометрии составляют основу для терапевтического изменения существующих социальных отношений. Если участники тестирования осознают важность данного задания для своей жизни, то их выборам можно доверять.

Как уже отмечалось, для Морено социометрия не только некая процедура, позволяющая ввести квантификацию в изучение взаимодействия, что само по себе имеет положительное значение. Социометрия для него – это целая система работы с группой, которая включает два метода. Первый метод – объективный, он заключается в систематической технике наблюдения за групповым взаимодействием. Речь идет о наблюдении интеракций в группе: кто говорит? кому? кто улыбается? чему? и так далее Второй метод – собственно социометрический, призванный согласно Морено, соединять объективный и субъективный подходы.

Основываясь на результатах многочисленных социометрических исследований, Морено сформулировал несколько социономических законов, два из них, социодинамический и социогенетический рассмотрены Г. Лейтц в ее книге «Психодрама: теория и практика».

Социодинамический закон состоит в неравномерном распределении выборов, которые в соответствии с определенным критерием делаются участниками социометрического тестирования. Это неравномерное распределение не устраняется и при повышении шансов каждого участника быть выбранным. При повторном тестировании с большими возможностями для выбора оно становится даже еще более выраженным.

Социодинамический закон в формулировке Морено гласит: «Во-первых, «доход» эмоциональных выборов per capita3 неравномерно распределен среди совершенно разных по величине и устройстве групп, во-вторых, при повышении вероятности быть выбранным за счет увеличения числа вариантов выбора новые выборы достаются индивидам, которые и без того уже много раз выбирались, то есть звездам, причем в прямо пропорциональной зависимости от размеров группы и приходящихся на одного человека вариантов выборы. Контраст между небольшой группой звезд и пренебрегаемой группой становится еще более резким».[4]. Эта же закономерность выражается словами Библии – «... ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножиться»

Социогенетический закон был сформулирован Морено в результате ежегодных социометрических исследований многочисленных групп детей и подростков. Таким образом, были получены социограммы, соответствующие по своей основной структуре тем или иным возрастным ступеням членов группы. Морено выдвинул предположение об аналогичном биогенетическому закону социогенетическом принципе, который он также называет «социогенетическим законом». По его мнению, организация группы во многом аналогична модификациям форм, которые претерпело общество людей в процессе своего развития. Спонтанные организации детей и подростков развиваются из более простых структур в более сложные. Под простыми Морено подразумевает «социометрическую простоту структуры, то есть большое число отношений, большое число изолированных индивидов, дефицит более сложных структур, таких как треугольники, четырехугольники, цепи и так далее Исследования разных групп показывают также, что на следующей стадии развития всегда можно найти остатки низших организаций, а зачатки более высокой организации на предшествующей низшей стадии. Морено и его соратникам удалось выявить соответствия в организации спонтанных групп детей-дошкольников и детей с задержками умственного развития, сходства в тенденциях социальной организации детей и примитивных групп, аналогичные структуры у общественных животных.

Таким образом, Я.Л. Морено было важно получить не только более точное представление о взаимоотношениях в группе при помощи социометрического метода, но и использовать эти данные для терапевтических целей, освобождая спонтанность и творческие возможности участников группы для улучшения их социальных отношений. В этом виде социометрия Морено выступает как техника социального преобразования.

Описанный выше способ применения социометрической техники отличается от принятых на сегодняшний день подходов в психологических исследованиях. Распространенное понимание социометрии, как психодиагностического метода предполагает, что его результаты остаются скрытыми для участников. Одно из важнейших требований, предъявляемых к проведению социометрического исследования, заключается в сохранении конфиденциальности. Часто только закрытость данных может обеспечить достоверность собираемой информации. Применение открытой процедуры используется обычно в психотерапевтических целях, и в таком виде социометрия выступает как метод групповой психотерапии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...