Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Названия, связанные с идеологией советского режима и ее апологетами




3. Названия, связанные с идеологией советского режима и ее апологетами

 

В этом разделе помещены очерки о некоторых идеологических явлениях коммунистического режима, к числу которых относятся советские праздники, названия которых встречаются в топонимике. Здесь же даны статьи о тех советских писателях, чьи имена стали символами коммунистической идеологии. Конечно, были и другие писатели, воплощавшие в своем творчестве идеи большевизма, но в данное издание вошли только те, чьи имена в топонимике встречаются часто. К ним вполне могут быть отнесены слова из статьи Владислава Ходасевича «О Маяковском» (1930): « Тяжкая участь наша - бороться с врагами опасными, сильными, но недостойными: даже именно своей недостойностью особенно сильными. И это даже в областях, столь, казалось бы, чистых, как область поэзии. До наших времен в поэзии боролись различные правды - одна правда побеждала другую, добро сменялось иным добром. Врагам легко было уважать друг друга. Но в наше время правда и здесь столкнулась с самой ложью, за спиной наших врагов стоит не иное добро, но сама сила зла».  

 

Большевики

Большевиками в 1903-1918 гг. называлось радикальное крыло Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) руководимое Лениным. Вскоре после захвата власти большевики стали именовать себя коммунистами, но с 1918 по 1952 гг. слово «большевиков» сохранялось в скобках в названии партии: Российская, потом Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков). После переименования в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС) в 1952 г., термин «большевиков» был отставлен.

Большевикам со II съезда РСДРП в 1903 г. противостояли меньшевики, желавшие строить партию как широкое объединение трудящихся, на подобие западноевропейских. Ленину же надо было создавать жестко дисциплинированную команду профессиональных революционеров. За этими тактическими разногласиями скрывалась коренная разница в мировоззрении.

Следуя правоверному марксизму, меньшевики и западные социалисты полагали, что согласно «историческим законам», численность пролетариата будет неизбежно расти, а капитал - концентрироваться в руках все более узкой группы лиц. Когда будет достигнуто нужное соотношение сил, промышленный пролетариат, находясь в подавляющем большинстве, отберет капитал у кучки эксплуататоров. Что, как будто бы, даже демократично.

Ленин же видел, что в России того времени промышленный пролетариат составлял менее 0, 1 населения и ждать, пока он окажется в подавляющем большинстве, надо очень долго. Поэтому, принимая Марксово учение о том, что смысл истории исчерпывается борьбой классов, что в этой борьбе все средства хороши, так как право и мораль представляют собой лишь отражение интересов господствующего класса, и что на предпоследнем этапе истории, перед переходом к бесклассовому обществу, наступит «диктатура пролетариата», Ленин дополнил это учение тремя положениями:

1. Решающая политическая роль принадлежит не всему пролетариату, а его «авангарду», коммунистической партии. Она и осуществит «диктатуру от имени пролетариата», когда возьмет власть, даже если пролетариат при этом будет в меньшинстве.

2. В борьбе за власть партия опирается не только на промышленный пролетариат, но ищет союзников среди беднейшего крестьянства («рабоче-крестьянская власть», молот и серп) и других «социально-близких» элементов.

3. В силу существования «империализма», то есть эксплуатации слаборазвитых стран их более богатыми соседями, революции начнутся не в наиболее развитых странах, как полагал Маркс, а наоборот, в развивающихся, таких как Россия и Китай.

С этими тремя поправками марксизм стал называться марксизмом-ленинизмом или большевизмом. Западные социалисты, приверженные идеям улучшения экономического положения рабочих, называли большевизм, с его грубым приматом политики над экономикой, «азиатским социализмом». И в самом деле, в большевизме западные идеи смешались с российской бунтарской традицией, идущей от «воровских людей» Смутного времени, от Разина и Пугачева до Нечаева и Ткачева. Большевизм пьянил духом вседозволенности и всевластия, безоглядными лозунгами типа «любой ценой», «нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики», «лес рубят, щепки летят», «цель оправдывает средства».

Ранее в истории ни одну утопию осуществить не удавалось. Но идейные большевики представляли собой секту фанатиков безбожной религии построения рая на земле и были уверены, что путем неограниченного насилия им это удастся. Они применили это насилие и утвердили фикцию всеобщего счастья. Утопия продержалась у власти - 70 лет, дольше чем другие, но тоже рухнула, оставив после себя отсталую экономику, разрушенную природу, десятки миллионов загубленных жизней и искалеченные души тех, кто остался в живых. Западный же марксизм, не пытавшийся переделывать общество путем насилия, рассосался сравнительно безболезненно.

Именами большевик, большевичка и производными от них до сих пор называется разные географические объекты и предприятия, в том числе поселки в Магаданской и Гомельской областях и остров в архипелаге Северная Земля.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...