Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурологический и компетентностный подход к трактовке и формированию образования.




В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX–XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Происходящие в мире и в нашей стране изменения в области педагогических целей вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие “компетенция/компетентность”. Это означает формирование новой парадигмы результата образования, рассмотрение истории становления которой предлагается. Этапы становления компетентностного подхода в образовании.

· Первый этап (1960–1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории “компетенция”, созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность.

· Второй этап (1970–1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении.

· Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993,1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.

· Третий этап развития компетентностного подхода характеризуется тем, что в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования.

· В докладе международной комиссии “Образование: сокрытое сокровище” были сформулированы "четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, что, по сути, определило основные глобальные компетентности.

· На симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.

Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.

· культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,

· умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,

· умением передавать свою информацию другим.

7)Основные законы и институты системы образования РБ. Кодекс РБ об образовании. В организациях системы образования (далее - учреждения образования) не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций. Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. №243-З Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года. Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года. Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877) <H11100325>

· Статья 30. Обучающиеся

· Статья 31. Основные права обучающихся

· Статья 32. Основные обязанности обучающихся

· Статья 42. Стипендии и другие денежные выплаты

· Статья 44. Обеспечение местами для проживания в общежитиях

· Статья 46. Предоставление кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования

· Статья 49. Отпуска

· Статья 78. Изменение образовательных отношений

· Статья 79. Прекращение образовательных отношений

· Статья 80. Восстановление для получения образования.

8)Непрерывное образование и самообразование личности. Образование – это непрекращающийся процесс целенаправленного освоения человеком социокультурного опыта. Важной чертой отечественной практики непрерывного образования в последние годы становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения. Переход образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, личностное саморазвитие обучающихся. Непрерывное образование выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Самообразование рассматривается как целенаправленная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и другой деятельности. В современной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни. К числу основных видов самообразования относятся общее и специальное самообразование. Основной формой самообразования выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы. Начало XXI в. характеризуется гуманизацией самообразования. Теперь оно направлено на гармоничное развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов. Навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). В период обучения в высшем учебном заведении помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, важную роль играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в индивидуальных и групповых исследовательских работах и др.

9)Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии. Детство как предмет научного исследования. Детство – период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее поколение, формируя его потребности, навыки, умения. Детство – неотъемлемая часть образа жизни и культуры всего человечества, всего отдельно взятого государства и народа, особый период индивидуального становления каждого человека, важнейший этап жизненного пути, начало самореализации личности в конкретном социуме. Многочисленные российские исследования в области гуманистической и социальной педагогики рассматривают детство как начальную и особую стадию индивидуального жизненного цикла. Когда генетические часы обеспечивают наиболее интенсивный рост человеческого организма, а ближайшая социокультурная среда закладывает основные особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникального творческого потенциала человеческой индивидуальности и личности. По мнению белорусских ученых, детство – этап онтогенетического развития индивида, включающий период от рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь (В. Н. Наумчик, М. А. Паздников и др.). В детстве обычно выделяют:

· период младенчества (от рождения до 1 года),

· раннее детство (от 1 года до 3 лет),

· дошкольный возраст (от 3 до 6 лет),

· младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). Как показывает логическая теория и практика, по мере развития производства и повышения культурного уровня общества исходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Постепенно выделились следующие показатели временных границ детства:

В европейской культуре XVIII–XIX вв. под влиянием просветителей постепенно складываются новые образы детства, мудрого отца, любящей матери (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.). В соответствии с этим ребенок рассматривается как маленький взрослый, которого надо обучить, приучить жить по правилам и обычаям взрослого мира, либо как гармоничное, доброе, нравственное, свободное «создание божие», у которого есть чему поучиться испорченному взрослому обществу. Отсюда осуществляются различные подходы к развитию детей: или путем просвещения и обучения, или путем свободного и естественного воспитания с различными типами взросления, формами контроля, приемами общения и взаимодействия взрослых с ребенком. В этот период в Европе, США и России появляются первые воспитательные общества, христианские приюты, ордена попечения, благотворительные ведомства в поддержку бедных детей; осуществляются социально-педагогические проекты (школы обучения рабочим профессиям, мастерские для подростков и т. д.), что свидетельствует о возрастании степени заботы общества о развитии подрастающего поколения.

10) Сущность профессиональной педагогической деятельности, ее объект и предмет. Смысл педагогических действий учителя можно охарактеризовать как социальную деятельность, направленную на передачу ранее накопленных знаний, культуры и опыта. При этом для обучаемых должна создаваться необходимая атмосфера, позволяющая за наименьшее количество времени перенять максимум информации, накопленной предыдущими поколениями. Кроме того, педагогическая деятельность – это ни что иное, как создание оптимальных условий для полноценного развития личности и проведение подготовки ученика к выполнению им в дальнейшем определенной социальной роли в нашем обществе. Принято выделять два типа педагогической деятельности. Одна из них осуществляется в специально организованных образовательных учреждениях любого профиля под контролем профессионально подготовленных преподавателей. Такая педагогическая деятельность называется профессиональной. Другая разновидность педагогической деятельности – общепедагогическая. Она осуществляется силами родителей и родственников, а также различными общественными организациями, ставящими перед собой задачи образовательного и воспитательного характера В любой науке принято различать её объект (область существующей действительности, которую исследует данная наука) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объекта, которые существенны для данной науки). В.А. Сластенин даёт следующие определения объекта и предмета педагогики. Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человеческого индивида в его взаимодействии с обществом. Предмет педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...