Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внедрение результатов диссертационной работы.




Основные положения диссертации и результаты исследования:

- опубликованы в 90 научных работах, общим объемом 267,81 п.л., в том числе отражены в 2-х монографиях, в 74 научных статьях, научных отчётах, 14 учебных, учебно-методических пособиях и программах, а также в сборниках научных статей по итогам научно-практических конференций по фитнесу (2006, 2008, 2009).

- внедрены в учебный процесс дошкольных, средних образовательных учреждений, фитнес-центров и учреждений дополнительного образования г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, более 30 городов России и гг. Эстонии;

- используются при проведении учебных занятий со студентами педагогических колледжей и факультетов физической культуры высших учебных заведений г. Санкт- Петербурга;

- входят в программы курсов повышения квалификации и профессионального дополнительного образования в РГПУ им. А.И. Герцена, на основании которых в течение 18 лет идет обучение слушателей.

Материалы диссертации используются в процессе организации ис­следовательско-проектных разработок преподавателей, аспирантов, магистров, студентов факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки Центра курсового обу­чения и Института дополнительного образования РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура и объём диссертации:

Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов, списка литературы и приложений.

Основная часть диссертации изложена на 485 страницах компьютер­ного текста, включая 18 таблиц, 37 рисунков, 8 приложений.

Список литературы насчитывает 430 наименований, из них 15 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формули­руется проблема, гипотеза и цель исследования, определяются объект, предмет, задачи, теоретико-методологическая основа диссертации; раскры­ваются новизна и практическая значимость работы; характеризуются этапы и методы исследования; излагаются основные положения, выносимые на защиту, вопросы апробации и внедрения результатов диссертационной ра­боты.

В первой главе «Социально-педагогические предпосылки развития фитнеса в системе физкультурного образования детей и подростков» представлены результаты проведённого эксплораторного исследования, которое позволило выявить детерминанты инновационных преобразований в отечественной системе физкультурного образования.

Проведённый теоретико-методологический анализ инновационных процессов физической культуры детей и подростков в современных социокультурных условиях на macro(отраслевом)- уровне выявил необходимость обновления и модернизации физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста, что обусловлено рядом причин:

- повышением роли физической культуры в современном обществе как основы единства духовного, интеллектуального и физического развития человека, его долголетия и работоспособности;

- необходимостью усиления значения физкультурного образования детей и подростков как сферы формирования культурных, общеучебных познавательных умений и навыков;

- пониманием того, что физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры, способом борьбы с негативными факторами.

Необходимость реформирования и модернизации физкультурного образования детей и подростков на micro (технологическом)- уровне обусловлена следующими причинами:

- тенденцией к ухудшению состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и подростков за последние десять лет;

- недостаточной эффективностью физической культуры в образовательном процессе в решении оздоровительных задач;

- низкой методической подготовленностью специалистов в вопросах внедрения инновационных технологий в занятия физической культурой.

Анализ состояния дошкольного и школьного физкультурного образования позволил определить противоречия между:

- необходимостью повышения гуманистических основ образования в противовес технократизму.

Падение интереса подрастающего поколения к традиционным занятиям физической культурой позволяет говорить о том, что проблема носит не ситуативный, а пролонгированный характер и имеет определённые глубокие социокультурные предпосылки;

- необходимостью укрепления здоровья детей и подростков и информационной загруженностью школьников. Причиной нарушения здоровья детей служат возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях, что приводит к недостаточной двигательной активности ребёнка. Сам процесс обучения становится фактором риска, тогда как в соответствии с законом РФ об образовании, он должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и молодёжи;

- стремлением детей к оздоровительным занятиям, соответствующим их интересам и потребностям и сравнительно высокой стоимостью физкультурно-оздоровительных услуг, что препятствует их доступности всем социальным слоям общества;

- традиционными занятиями физической культурой и интересом учеников к фитнес-технологиям;

- желанием учителей физической культуры внедрять фитнес- технологии в учебно-воспитательный процесс и недостаточными ресурсами: информационными (программы, учебно-методические пособия и др.), кадровыми, экономическими.

В результате анализа возникновения оздоровительных инноваций на всех исторических этапах развития физической культуры, рассмотрения инновационных направлений развития физкультурного образования детей и подростков, выделены признаки инноваций: «цикличность развития»; «связь со временем»; «новизна качества»; «широкая информированность и внедрение»; «системность преобразования»; «энергозатратность». Фитнес обоснован как инновация, так как он обладает признаками инновационности и способствует решению жизненно важных проблем общества.

В ходе поиска идей, способных изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию как в плане здоровья подрастающего поколения россиян, так и в плане модернизации физкультурного образования, нами был предложен фитнес и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста.

Проведённый анализ научно-методической литературы позволил выявить социально-педагогические предпосылки внедрения фитнеса в систему физкультурного образования. К ним относятся:

- переход общества от тоталитарного, консервативного к демократическому, вариативному, инновационному;

- социальный запрос на здорового, успешного, гармонично развитого человека, общественная потребность в здоровом образе жизни подрастающего поколения, формировании у детей и подростков ценностного отношения к своему здоровью, духовному и физическому развитию;

- модернизация физической культуры детей и подростков и поиск концептуальных идей по оздоровлению и повышению уровня физического развития, физической подготовленности детей и подростков;

- гуманизация физкультурного образования и его потребность в новых идеях;

- пересмотр организационно-методических основ организации физкультурно-оздоровительной работы, свобода выбора программ и технологий в дошкольных, школьных учреждениях и учреждениях дополнительного образования;

- доступность, популярность, разнообразие направлений фитнеса, его широкая стратификация, большие возможности удовлетворить потребности в двигательной активности различного контингента занимающихся в условиях образовательного учреждения.

Во второй главе «Теоретические и методологические основы фитнеса» с позиций традиционного подхода фитнес и его функции рассматриваются на макро- и микро- уровнях.

На макроуровне фитнес проанализирован как социокультурный феномен, имеющий общекультурное значение. Возможности фитнеса для оздоровления подрастающего поколения представляют социально-экономическую ценность. Его культурные детерминанты рассматриваются на уровне формирования у детей и подростков ценностей здорового образа жизни и культуры не только телесной, коммуникативной, культуры досуга, но и общей культуры. Фитнес имплицитно принимает участие в изменениях цивилизационного механизма развития, обеспечивающего сохранение и воспроизводство человека как биологического вида путём повышения уровня его здоровья.

Участвуя в процессах трансформации жизни российского общества, фитнес, за счёт высоких адаптивных и мобильных возможностей, легко адаптируется к изменениям потребностей людей.

Фитнес рассматривается как социокультурное явление, относящееся к предметной области физической культуры, родовым понятием которой является общечеловеческая культура. Являясь универсальным феноменом социокультурной деятельности, фитнес приобретает свойственное ей ценностное измерение и реализует целый спектр ценностей: витальные, эстетические, социальные, политические, культурные.

Среди факторов, определяющих подход к рассмотрению фитнеса как социокультурного явления, был выделен ряд важных социокультурных проблем, решению которых он способствует в современном обществе:

1) социализация людей, занимающихся фитнесом, создание наиболее широких возможностей для самопознания, самоидентификации и самоактуализации личности и её благоприятных взаимодействий с социумом;

2) содействие появлению новых культурных форм через творческую активность людей в сфере фитнеса;

3) приобщение людей к культурным ценностям разных стран и народов в процессе занятий фитнесом за счёт использования фрагментов искусства различных национальных культур;

4) развитие отрасли фитнес-индустрии и сети платных фитнес-услуг на базе государственных учреждений различных типов;

5) создание предпосылок для развития фитнеса как сферы научных исследований;

6) выявление оснований для развития системы подготовки фитнес-специалистов, системы подготовки физкультурных кадров, разработка новых профессиональных образовательных программ.

Социокультурные функции фитнеса реализуются путём преобразования человеческих ресурсов, элементов культуры и общества, трансформируя их средствами фитнес-технологий в соответствующие общественному запросу психофизические кондиции ребёнка.

Анализ существующих представлений о фитнесе позволил выявить большое разнообразие его определений. Термин «фитнес» является сложной полисемантичной лексемой, обусловленной как его полифункциональностью, так и относительной новизной. Имеет место неоднозначность отношения как к самому явлению фитнеса, так и к интеграции данного термина в отечественный понятийный словарь.

Выявлены изменения не только в количест­венно-качественных характеристиках фитнеса, но и в философских идеях, отражаю­щих соответствие ценностным идеоло­гическим ориентациям.

На современном этапе развития в нём произошла смена механистической парадигмы на холистическую. В результате этого на рубеже XX-XXI вв. в фитнесе стало происходить соединение его физического аспекта с аспектом духовным, реализуемом в новом направлении «mind-body fitness» – фитнес ума и тела.

Разработана классификация фит­нес-программ на основе различных признаков по: целе­вому, возрастному, технической оснащённости, функцио­нальному воздействию.

Определены признаки фитнес-программ, характеризующие направленность на достижение целей фитнеса; инновационность; интегративность и модификационность; вариативность; мобильность; адаптивность к контингенту занимающихся; эстетическая целесообразность и результативность.В работе также разработаны требования к музыкальному сопровождению занятий.

Дана ха­рактеристика основных направлений фитнеса, исследована динамика популярности фитнес-программ. В результате исследований определено, что всё более популярными становятся занятия, относящиеся к направлению Mind-Bodi Fitness, которое соединяет в себе одновременно физическую и психологическую тренировку.

Полученные результаты позво­лили определить структурно- организационные основы фитнеса, устано­вить его место в системе физической культуры и связи с физкультурным образованием, физической рекреа­цией, физической реабилитацией, спортом.

Определено, что фитнес – это социальная, динами­ческая, открытая, самоорганизующаяся, управляемая система.

Системообразующим фактором фитнеса являются объективные тре­бования общества к физической культуре личности, к повышению и сохранению уровня физической дееспо­собности и здоровья.

Системорегулирующим фактором является свобода выбора, добро­вольная деятельность, мотивация, которая определяет собой совокупность различных объективных и субъектив­ных условий.

Доказано, что система фитнеса – это совокупность целей, задач, принципов, а также инновационных средств, методов и форм организации добровольных сис­тематических занятий физическими упражнениями и управление этим процессом, направленных на поддер­жание и повышение уровня физической дееспособности и здоровья различ­ных групп населения, обеспечивающее приобщение к здоровому образу жизни, форми­рование физической культуры личности для успешного выполнения социаль­ных и профессиональных обязанностей в обществе.

Обоснованы понятия: «фитнес», «фитнес-технология», «фитнес- программа». Выявлена роль фитнес-индустрии как мультимедийной матрицы инно­вационных оздоровительных технологий. Оп­ределены пять подходов к появлению фитнес-технологий: эклекти­ческий, синергетический, традиционно-ориентированный, синтетический и диверсификационный.

Предложен алгоритм создания инновационных оздоровительных технологий (рис. 1).

Процесс создания инновационных оздоровительных технологий в фитнес-индустрии отвечает требованиям принципа спиралеобразного раз­вития, присущему общей схеме развития человеческого общества и выглядит следующим образом: социокультурный запрос – поиск в традиционных и инновационных оздоровительных системах, технологиях других видов физической культуры, авторских методиках, научных разработках нужной идеологической основы – интеграция – модернизация – создание на имеющейся основе инновационной технологии – трансляция во внешний мир в виде новой фитнес-услуги – интеграция в другие виды физической культуры (рекреацию, образование, реабилитацию, спорт) – получение отзыва об эффективности транслируемой технологии – корректировка – новый виток развития той или иной оздоровительной технологии на более высоком качественном уровне.

Выявлены тенденции развития фитнеса в России. К ним относятся: уси­ление роли духовного фактора в фитнесе и индивидуализация программ; вне­дрение фитнеса в сферу оздоровления работников на производстве; активное развитие детского фитнеса; интеграция фитнеса в сферу образования; вне­дрение информационных технологий и компьютеризация фитнес-про­грамм.

 

       
 
 
   

 

 


Инновационная инновационные
Традиционная

               
   
 
   
   


 

 

 


На основании проведённого исследования фитнес определён как сложное, многогранное, полифункциональное социальное явление, которое можно рассматривать как процесс и результат улучшения физического совершенствования людей, повышение уровня их физической деепособности и состояния здоровья, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложную динамическую, управляемую систему, как специфический продукт предоставляемых населению оздоровительных, двигательных, зрелищных услуг.

В третьей главе «Концепция детского фитнеса» раскрыты основные положения кон­цепции детского фитнеса в России.

В работе выявлены социокультурные предпосылки возникновения и развития детского фитнеса в России. Представлена характеристика детского фитнеса и его направлений, раскрыто их содержание. На основании классификационного подхода разработана классификация фитнес-программ.

Показано, что занятия детским фитнесом удовлетворяют потребность подрас­тающего поколения в физической активности; повышают интерес к занятиям физическими упражнениями, уровень культуры тела, движений; приобщают к здоровому образу жизни. Это достигается за счёт использования ин­новационных оздоровительных технологий, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения, разнообразия фитнес-программ, свободы их выбора, общедоступности и эмоциональности.

На основании анализа содержания фитнес-конвенций, проводимых в Москве за последние 8 лет и опроса 350 специалистов Санкт-Петербурга, работающих с детьми дошкольного и школьного возраста в фитнес-центрах и учреждениях дополнительного образования, определены наиболее популярные направления занятий детским фитнесом: игро­вое, танцевальное, имеющее профилактическую направленность и др.

На рис. 2 показана динамика информационного обеспечения детского фитнеса в России.

Рис.2 Динамика информационного обеспечения детского фитнеса

 

Для определения характеристик детского фитнеса разработаны четыре группы принципов дифференцированных по признаку иерархичности. Детский фитнес базируется на: общих принципах физической культуры; методических принципах построения занятий физическими упражнениями; общих принципах фитнеса («нагрузки ради здоровья», комплексного воздействия на биопсихофизическое состояние занимающихся, адекватности выбора, эстетической целесообразности, психологической регуляции, адаптивности к контингенту занимающихся, гедонизма и стимулирования интереса, контроля и мониторинга физического состояния занимающихся); специфических принципах, отражающих особенности занятий с детьми. К ним относятся принцип: игровой и эмоциональной направленности; инициативности и творчества (креативности); самореализации через двигательную деятельность.

На основании проведенных исследований разработана концепция детского фитнеса и определена его в модернизации физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста. Она определяет методологические и технологические подходы к пересмотру целей, представлений о приоритетной направленности содержания, наиболее эффективных средствах, методах и формах организации процесса занятий физической культурой. Концепция представляет систему идей, положений,соответствующих потребностям современной жизни. В ней определены цели, приоритетные направления и принципы, обеспечивающие её эффективность, целостность воздействия, оздоровительную, культурную и социальную направленность.

В концепции обоснованы ценностные ориентиры фитнеса, его содержание и оздоровительно-развивающая миссия, раскрыты идеи, заключающиеся в:

- создании условий для самоопределения, социализации личности посредством занятий фитнесом;

- конкретизации цели и задач работы по физической культуре в образовательных учреждениях разного типа и в обосновании безусловного приоритета её оздоровительной направленности;

- модернизации физкультурного образования детей и подростков путём внедрения фитнес-технологий;

- обновлении занятий физической культурой детей дошкольного и школьного возраста путём внедрения фитнес-технологий в физкультурное образование, физическую рекреацию, физическую реабилитацию, спорт;

- разработке программно-методического обеспечения;

- подготовке и переподготовке специалистов по детскому фитнесу.

Предложеноресурсное обеспечение реализации концепции, включающее пять блоков (педагогический, информационный, научно-методический, организационно-управленческий, материально-технический).

Определены условия для развития детского фитнеса в России, прогнозированы результаты от реализации концепции, оцениваемые как инвестиции в здоровье (оздоровление) детей и подростков. Они связаны с: повышением качества дошкольного, школьного и вузовского образования; повышением физической подготовленности, физического развития, оздоровления детей и подростков, стимулированием интереса к физической культуре; повышением эффективности контроля за физическим развитием и физической подготовленностью, уровнем здоровья детей и подростков; совершенствованием системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по физической культуре и фитнесу; повышением профессиональной компетентности специалистов в использовании фитнес-технологий; совершенствованием дошкольных, школьных общеобразовательных программ по физической культуре, программ дополнительного образования по физической культуре и фитнесу; педагогический вклад в социально-экономическое развитие страны.

В четвертой главе «Стратегическая роль детского фитнеса в модернизации физкультурного образования детей и подростков» раскрыты пути интеграции детского фитнеса во все типы и виды образовательных учреждений и обоснована его роль в модернизации физкультурного образования.

Доказано, что изменения в системе образования вызвали появление разных учреждений среднего образования (гимназий, лицеев, колледжей), учреждений дошкольного образования (детские сады с приоритетным направлением, компенсирующего вида, комбинированного типа и др.), учреждений дополнительного образования. Это предусматривает разработку разного вида образовательных программ (базовых, углублённого обучения, компенсирующего обучения, дополнительных и др.)

В ходе опроса специалистов по физической культуре выявлено, что разработка и внедрение программ с оздоровительной направленностью как в системе основного, так и в учреждениях дополнительного образования является в настоящее время необходимым в связи с всё ухудшающимся состоянием здоровья детей и подростков. Этот ответ дали 72,7% учителей по физической культуре и 88,8% руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.

На современном этапе сохраняется тенденция перехода от акцента на улучшение физической подготовленности занимающихся к формированию навыков здорового образа жизни, овладению способами их практического применения. Поэтому оздоровительная направленность программ по физической культуре является наиболее востребованной.

Внедрение технологий детского фитнеса в общеобразовательные учреждения разного типа и вида также может быть весьма эффективно для решения проблем детей и подростков, в том числе, и имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья (рис.3).

Проведены педагогические наблюдения в дошкольных, школьных учебных заведениях и анкетирование специалистов по физической культуре г. Санкт-Петербурга. Установлено, что 70% дошкольных учреждений используют те или иные инновационные технологии, 61 % учителей физической культуры включают в уроки физической культуры или секционную работу средства фитнеса.

На основании опроса заведующих детских садов г. Санкт-Петербурга определены программы, которые руководители ДОУ хотели бы реализовывать у себя. Ритмопластику («Ритмическая мозаика»), «Лечебно- профилактический танец (Фитнес-Данс)» и фитбол-гимнастику отметили 70% респондентов; танцевально-игровую гимнастику «Са-Фи-Дансе», танцевальные виды аэробики и игровые направления – 48% заведующих; «Игровой стретчинг» был отмечен 40,7% опрошенных; 29,6% выразили желание внедрить в работу ДОУ плавание и оздоровительную йогу; значительно меньшее количество руководителей детских садов (18,5%) хотели бы ввести программы по циклическим видам двигательной активности (бег, лыжи и т.д.).

Разнообразие фитнес-технологий делает возможным их использование в работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, детьми- инвалидами. Ценностные ориентации и идеология фитнеса основаны на приоритете здоровья, физического и психологического комфорта, способствуют оздоровительному воздействию на организм и психическое состояние детей и подростков.

Фитнес-технологии, вне зависимости от их направленности и решаемых задач, используются на уроках физической культуры той или иной направленности: легкоатлетической, гимнастической, игровой; способствуют диверсификации средств в проведении подготовительной и заключительной частей урока.

Разработан проект комплексной программы по физической культуре для учащихся 1 – 11 классов «Школа здоровья» и программа по фитнесу для вариативной части программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов.

Целью программы «Школа здоровья» является обеспечение общего среднего образования в сфере физической культуры – как условие формирования физической культуры личности школьника.

Программу целесообразно использовать в организации образовательного процесса в виде технологий, в вариативных частях программы по физической культуре учащихся 1 – 11 классов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...