Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.1.3. Теории жизненного цикла развития человека




6. 1. 3. Теории жизненного цикла развития человека

Психоаналитические теории утверждают, что события детства оказывают сильное влияние или даже определяют взрослую личность. Но информация о развитии функций «Эго» и пат­тернов нормального взросления показывает, что события раннего детства совершенно необязательно оказывают ре­шающее влияние на индивидуальные черты характера или на паттерн реакции на кризисы и перемены [233]. В дополнение


140.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


 


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса


J41


 


к освещению процессов защиты и преодоления, психоанализ и «Эго»-психология обеспечили базис для теорий развития, учитывающих постепенное увеличение личностных ресурсов преодоления по сравнению с жизненными трудностями.

Е. Erikson [311] описал восемь периодов жизни, каждый из них управляется «кризисом», который должен быть преодолен для того, чтобы личность успешно справилась со следующим периодом. Личностные ресурсы преодоления, возрастающие в течение юношеского возраста и периода молодости интегриру­ются в «Я»-концепцию и формируют процессы преодоления в зрелом и пожилом возрасте. Адекватное разрешение проблем, возникающих на одном из этапов жизненного цикла, остав­ляет наследство ресурсам преодоления, которое может помочь разрешить следующий кризис.

Поэтапные модели, подобные эриксоновской, часто изображаются как винтовая лестница: провал прохождения одного уровня подразумевает и провал на следующем. В совре­менном мире, однако, жизнь — далеко не всегда обязательное сочетание определенных этапов, следующих друг за другом в хронологическом порядке. Большинство людей ожидают наступления конкретных событий в определенное для них время. Они развивают «ментальные часы», настраивающие их на определенный ритм жизни. Однако наше представление о социальных временных рамках внезапно изменилось в течение последних трех-четырех десятилетий. Ритм жизненных циклов становится все более неустойчивым, все больше женщин и мужчин разводятся и повторно вступают в брак, все чаще дети воспитываются в неполных семьях, все больше людей среднего возраста приобретают новые профессии, обучаются для повышения квалификации. Возрастающая склонность к изменениям в зрелом возрасте демонстрирует особенности трансформации среднего и пожилого возраста и то, как люди с ними справляются.

6. 1. 4. Поведение при жизненных кризисах

Глубинные исследования процесса адаптации к жизненным кризисам и изменениям вызвали новую волну интереса к че­ловеческим возможностям в преодолении. Например, одно из


исследований было посвящено условиям существования во­еннопленных и пленников концлагерей [462]. Лагерь означает существование в унижающих человека условиях — изматы­вающий труд, голод, болезни и постоянная угроза внезапной смерти. Но даже в таких условиях многие люди смогли контро­лировать свою судьбу. Некоторые военнопленные противосто­яли своим тюремщикам, развивая подпольную сеть общения и пытаясь сохранить свои моральные принципы и идеалы.

Другая работа сфокусирована на более жизненных стрес­сорах, таких как смерть родственников, миграция и переезд, стихийные бедствия (наводнения и торнадо), пребывание в качестве жертвы насилия, похищение детей, терроризм [408]. Аналогичные исследования посвящены адаптации к серьезным физическим недугам или травмам и столкновению с реанима­ционной хирургией и другими болезненными медицинскими процедурами [407]. В общем, эти исследования освещают адаптивные аспекты индивидуального и группового преодо­ления — они демонстрируют, что большинство людей разумно и эффективно справляются с жизненными изменениями и кризисами. Такие выводы согласуются с эволюционной те­орией и современными знаниями об особенностях развития жизненного цикла личности.

Можно предположить, что изложенные выше концепции представляют собой основные взгляды и положения, которые должны входить в состав концептуальной модели стресса и его преодоления.    -; ••> ■ ■.:,; -.: » ■ \. -. ^,: У^. . , -,.. ■.: ■. -, > -. < --. •

6. 2. Методологические особенности;    исследований преодоления стресса

В реагировании на стресс существуют выраженные индиви­дуальные различия. Так, одинаковые стрессоры могут иметь различные последствия у разных людей, так же как один и тот же человек будет по-разному реагировать на различные стрессоры и на один и тот же стрессор, но в разных ситуациях. Целью изучения стратегий преодоления является установле­ние причин и признаков различий людей в реакциях на стресс и понимание того, в какой степени эти факторы отражаются


Раздел II. Преодоление психологического стресса

и влияют на процессы преодоления. К числу таких факторов исследователи относят прежде всего личностные особенности человека, его мотивацию, ценности и поступки.

Положительно оценивая ориентацию на изучение роли индивидуально-психологических особенностей в преодолении стресса, Л. И. Анцыферова [10] обращает внимание на неко­торые методологические погрешности в этих исследованиях. Они сводятся, во-первых, к фрагментарности подхода к про­блеме, когда то или иное стрессогенное событие рассматри­вается изолированно от ситуаций, предшествующих ему, и от состояния человека, в котором он находился незадолго до этого события. Между тем, отмечает автор, психологи, поль­зующиеся лонгитюдным методом, нередко обнаруживают, что непредвиденные, меняющие судьбу события часто случаются с людьми, которые уже в течение нескольких месяцев были в со­стоянии депрессии либо страдали иными психосоматическими нарушениями. Психолог должен знать, каков уровень «биогра­фического стресса» у личности в момент исследования. Как считают R. S. Bhagat и его соавторы [254], трудные жизненные события сами по себе приводят к стрессовой реакции в 1—9% случаев, а хронический стресс вызывает психологические на­рушения в 30—40% случаев.

R. S. Lazarus, A. De Longis [377] обращают внимание на «драматизирующую направленность» разработки проблемы преодоления стресса в ущерб вниманию к обычным непри­ятностям людей в их трудовой, учебной, семейной жизни. R. Lazarus даже ввел понятие «повседневные неприятности» (daily hassles). За последние десятилетия сделан ряд попыток выделить основные стрессогенные ситуации в трудовой дея­тельности, всемье, в сфере здоровья [10, 28, 29, 124идр. ]. При этом возникла сложная задача определения степени значимо­сти, трудности, стрессогенности различных ситуаций, — одно и то же событие у разных людей может либо вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства, либо прой­ти почти незамеченным. В этой связи Л. И. Анцыферова обращает внимание на выдвинутый К. Левиным принцип психологического единства личности и окружающего мира, со­гласно которому личность и событие взаимно преломляются и в зависимости от психологической переработки индивидом


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...