Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 7. Модели и механизмы преодоления стресса


179


 


альную модель. В настоящее время большинство исследова­телей рассматривают разные типы преодоления стресса раз­дельно, не учитывая сравнительно их паттерны в определенное время. Некоторые исследователи все же предприняли попытки для рассмотрения этой проблемы. Так, P. Vitaliano et al. [492] использовали профильный анализ для графического изо­бражения оценок по пяти шкалам преодоления стресса. Хотя этот подход концептуально является привлекательным, сама процедура анализа путем сравнения смежных противополож­ных пар довольно громоздка и сложна. S. Folkman и R. Lazarus [320] рассматривали относительные значения (величины) преодоления стресса, сфокусированного на проблеме и на эмоциях, в специфических стрессовых случаях. Установлено, что ограничение стратегий преодоления стресса для этих двух категорий маскирует целый ряд других стратегий. В этой связи стоит задача поиска критического числа стратегий для оценки преодоления стресса в условиях, когда две стратегии слишком мало, а восемь — много, так как они создают большое число комбинаций из стратегий.

Предметом исследований является также порядок следо­вания, использования стратегий преодоления на протяжении развития стресса. J. Suls и В. Fletcher [479] обнаружили, что когда интервал времени между воздействием стрессора и раз­витием процесса адаптации был относительно небольшим, стратегия избегания была более действенной, чем стратегия повышенного внимания к источнику стресса, но по мере воз­растания временного интервала отмечалась инверсия этих стратегий. Однако использование в анализе роли продолжи­тельности развития адаптационного процесса только двух диа­метрально противоположных стратегий преодоления упрощает истинные механизмы его регуляции. Об этом свидетельствуют и данные исследований S. Folkman et al. [321], показавших, например, что два типа преодоления стресса путем избегания («покидание» и «отдаление-дистанцирование») по-разному связаны с адаптивными результатами, так как являются двумя формами преодоления стресса с подходом «намерение разре­шить проблему» и «конфронтация».

Несмотря на ограничения, создаваемые контекстуальной моделью, она все же является наиболее конструктивной с точ-


i


ки зрения анализа процессов преодоления стресса и особен­
ностей взаимосвязи между картиной стресса (его развитием)
и его последствиями. Контекстуальная модель преодоления
стресса фактически стала доминирующей в современных ис­
следованиях этой проблемы.                       •;.,,:; ■.;.,

7. 2. Модели оценки преодоления стресса

Одним из аспектов изучения преодоления стресса является определение подходов к оценке меры его эффективности. В настоящее время для оценки преодоления стресса развиваются две общие модели: одна из них — «модель результата» — на­правлена на оценку воздействия процесса преодоления на его результаты (с точки зрения влияния на здоровье, рабо­тоспособность и т. д. ); вторая — «модель хорошего соответ­ствия» — отражает качество процесса преодоления независимо от его результатов.

7. 2. 1. Модель результата

Основная суть этой модели заключается в том, что качество преодоления стресса оценивается по его воздействию на результат, имеющий определенное значение для жизни и дея­тельности человека. Иначе говоря, стратегия преодоления стресса, которая способствует получению благоприятного результата, такого как успешное выполнение работы, хоро­шее здоровье, проявление положительных моральных норм, является эффективной стратегией.

Способность этой модели оценивать воздействия преодо­ления стресса по его результату в большей степени зависит от выбора значения конкретного результата. Выбор несоот­ветствующего результата без достаточного учета возможного эффекта процедуры преодоления стресса может привести либо к недооценке, либо к переоценке воздействия преодоления стресса. С целью выбора адекватных результатов необходимо учитывать три их характерные особенности, а именно «бли­зость» и «релевантность» — соответствие результата, а также «использование множественных результатов» [233].


180.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 7. Модели и механизмы преодоления стресса


JS1


 


«Близость». Чем ближе результат бывает связан с опреде­ленным процессом преодоления стресса, тем больше будет уверенность в том, что преодоление стресса причинно опреде­ляет его результат, и наоборот, чем отдаленнее выбранный результат преодоления от этого процесса, тем труднее опреде­лить причинное содействие совокупности факторов в развитии этого процесса. Это положение можно проиллюстрировать с помощью такого показателя, как эмоции, которые являются близким результатом к стрессовому случаю и с помощью показателей настроения, которое следует рассматривать как более отдаленный результат. Способы, которыми человек пре­одолевает ближайшую, наиболее чувствительную проблему, такую как, например, взаимоотношения родителя и ребенка или ограничение лимита времени на выполнение работы, должны иметь прямое воздействие на его эмоции. Роль эмо­ций как прямого, ближайшего результата преодоления стресса можно проиллюстрировать также и тем, что когда форма пре­одоления стресса сфокусирована на проблеме, то отмечается заметное улучшение эмоционального состояния, но когда люди используют конфронтивный тип преодоления стресса (отстранение, избегание проблемы), то их эмоциональное состояние ухудшается. Наиболее аргументированным объ­яснением отмеченных изменений является признание, что сам процесс преодоления стресса, его стратегия, а не совокуп­ность факторов, таких как возраст, физическое здоровье или условия среды, являются ближайшей причиной изменений в эмоциональном состоянии.

К сожалению, полученные с помощью «близких», наибо­лее объективных результатов данные о причинно-следствен­ных связях между конкретными результатами и характери­стиками преодоления стресса не всегда вызывают истинное доверие. Например, тревога и печаль, которые может испы­тывать человек в связи с определенной стрессовой ситуацией, могут полностью соответствовать этому случаю. Но даже если испытываемые чувства не соответствуют ситуации, то это со­всем необязательно означает, что данный человек является беспокойным и депрессивным. Конкретный случай преодо­ления стресса может быть менее значимым для формирования определенного настроения, чем для создания определенного


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...