Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


J22


 


доления (на проблему или на себя); 2) область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства); 3) эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет); 4) временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней); 5) ситуации, провоцирующие поведение по преодолению (кризисные или повседневные).

Классификация видов стратегий преодоления («совла-дания») стресса, разработанная Л. И. Анцыферовой [10], по­строена на основании учета особенностей когнитивного и по­веденческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и профессиональных ситуаций. Автор выделяет пять групп стратегий.

1. Преобразующие стратегии: а) практические действия и
вербальные формы реагирования; б) перестройка содер­
жательно-смысловой и энергетическо-динамической
сферы сознания; в) коррекция ожиданий и надежд; г)
восстановление позитивной самооценки; д) «идущее
вверх сравнение»; е) «антиципирующее совладание» и
«предвосхищающая печаль».

2. Приемы приспособления к трудным ситуациям: а) осо­
знанное изменение отношения к ситуации; б) «позитив­
ное истолкование» неприятного и морально тяжелого
переживания; в) ролевое поведение для совладания с
нежелательными чертами личности; г) идентификация
себя с более удачливыми людьми.

3. Вспомогательные приемы самосохранения: а) уход или
бегство из трудной ситуации; б) психологическая борьба
с негативными эмоциями и болезненными ощущениями,

:     отрицание факта травмирующего события, «самопоражаю­щая» стратегия (наркомания, алкоголизм, суицид).

4. «Метастратегические техники» жизни, развитие способ­
ности: а) предвидеть и предотвращать трудные ситуа-

1  ции; б) своевременно распознавать неразрешимость определенных жизненных проблем.

5. Совершенствование нравственного начала личности —
чувства милосердия, сострадания, любви к человеку

" ■ ■ '    И Т. Д.


Автор отмечает, что «совладание — это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом... не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях» [10, с. 16]. Нужно и можно учить борьбе с жизнен­ными трудностями, но какими приемами следует пользоваться и следует ли ими пользоваться вообще, — это решает сама личность.

Существует мнение, что возраст человека может влиять на оценку стресса и выбор личностью стратегии его преодоления, хотя в ряде исследований утверждается, что не бывает «хоро­ших, зрелых» или «плохих, незрелых» стратегий преодоления [32, 115, 294, 378]. В исследованиях Т. Ю. Бильгильдеевой и Т. П. Крюковой [21], посвященных возрастным аспектам coping-behavior и проведенном на испытуемых 15—19 лет, установлено, во-первых, что молодыми людьми при возник­новении в их жизни напряжения и беспокойства вследствие различных неприятных событий используется большое раз­нообразие стратегий «совладания» со стрессом (свыше 400! ). Предложенные версии расположились в следующем порядке: «отвлечение» (в 17% случаев), «работа, достижения» (10%), «решение проблемы» (9%), «социальная поддержка» (6%), «друзья» (5%), «активный отдых» (5%), «уход в себя» (5%), «игнорирование» (4%), а также «чудо», «разрядка», «позитив­ный фокус», «самообвинение», «профессиональная помощь» и другие, то есть в основном активные формы преодоления стресса. Во-вторых, полученные данные свидетельствуют о том, что молодые люди самостоятельно выбирают поведен­ческие стратегии (60, 4% случаев), познавательные (22, 8%) и эмоциональные стратегии (16, 8%), что говорит, по мнению авторов, о преобладании у них рационального поведения в стрессовых ситуациях. Сопоставление полученных данных с результатами исследований на взрослых [437] позволяет считать, что тенденции coping-behavior взрослых и юношей в целом совпадают, однако, взрослые отличаются более раз­нообразным набором стратегий преодоления.

Таким образом, процесс преодоления стресса можно рас­сматривать как специфическую форму активности личности в трудных, экстремальных ситуациях, которая проявляется



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


 


в форме когнитивного и эмоционального реагирования на эти ситуации (идентификация, сопоставление, принятие решения и др. ) и целенаправленного поведения по противо­действию стрессогенным воздействиям или их последствиям. Поведение преодоления (coping behavior) рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соот­ветствии с логикой, особенностями ее развития, значимостью для человека и его психологическими возможностями по ком­пенсации и защите от воздействия стресс-факторов. Как от­мечают И. Г. Сизова и СИ. Филиппченкова: «Психологическое предназначение поведения преодоления — как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постарать­ся избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое воздействие ситуации» [198, с. 184]. Отсюда главная задача поведения преодоления заключается в обеспечении физического и психического здоровья человека, его работо­способности и удовлетворенности социальными, професси­ональными, экологическими и другими условиями.

Поведение преодоления включает различные виды взаи­модействия человека с внешними и внутренними факторами и широкий спектр человеческой активности — от бессознатель­ных процессов психологической защиты до осознанного це­ленаправленного противодействия экстремальным факторам жизни и деятельности и кризисным ситуациям повседневной жизни.

Анализ данных литературы [10, 114, 116, 160, 198, 233, 378, 438 и др. ], а также результаты собственных исследований [29—32] позволяют предложить классификацию (таблица 8) и определить содержание некоторых наиболее типичных стра­тегий преодоления стресса.

Предложенная классификация стратегий преодоления стресса основана на их систематизации по признакам: а) пре­вентивной (профилактической), оперативной (коррекционной), комплексной (двухсторонней) направленности воздействий; б) ориентированности приемов регуляции поведения по преодо­лению на личность, то есть на собственные эмоциональные переживания, реакции и установки в отношении стрессогенных ситуаций, на решение проблемы, то есть на оценку или вмеша-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...