Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология и методы научного исследования в психологии. Абстрактно-аналитическая и целостная стратегии в работе психолога.




Методология - учение о наиболее общих принципах, структуре, методах и средствах познания и преобразования окружающей действительности.

Уровни методологии:

1. Уровень собственной методологии (общая теория, методологические принципы) -о факторах, определяющих науку, о знании принципов и категорий, дает обоснование для выбора методов исследования психики и интерпретации данных. Обобщающий уровень, что отличает эту науку от других. В каждой из школ психологии свои подходы к интерпритации и разный категориальный аппарат.

2. Методы исследования психики, т.е. способы и формы, при помощи которых получают данные о психической жизни. Это - тесты, наблюдение, беседы, анкеты, интервью, эксперимент, интерпритация.

3. Уровень конкретных методик. В каждой школе они свои. Получая данные конкретных методик необходимо отнести к конкретным школам.

Все уровни тесно связаны между собой.

М. Решает 2 задачи: подбор методик и интерпритация данных.

Уровни методологии: (формирование научного мировоззрения)

Общетеоретический или философский ( в большей степени связан с интерпритацией). Описывает принципы и категории науки, т.е. теоретические средства с помощью которых наука строится.

Научный уровень связан с подбором методов исследования исходя из принципов конкретной науки (описывает как естественнонаучная или гуманистическая). Описывает методы доминирующие в данной науке (психология - интраспекция, формирование доминирующего эксперимента, тест).

Уровень конкретных методик - как подобрать конкретные методики исходя из конкретной задачи.

У психологии нет единой методологии, это специфика психологии.

1 уровень общий для всех школ, 2 и 3 специфический у каждой школы.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций

Методы психологического исследования с этапами псих. исследования

Начало -теория: актуальность темы исследования

проблема на базе противоречия

объект, предмет исследования

цель, гипотеза, задачи

методологическая и теоретическая база исследования

Теоретическая и практическая значимость

Этап планирования (финансы, испытуемые)

Этап организации исследований

Метод сравнения (гендерная психология, сравнение мужчин и женщин)

Для выявления особенности группы людей.

Метод возрастных (временных) и поперечных срезов

Метод продольных срезов (лонгитюдный, пролонгированный, лонгитюдинальный).

Б.Г. Ананьев: Необходимо понимание целостности человеческого развития, что требует междисциплинарного изучения человека. Это необходимо для обоснования, взаимосвязи психич. Реальности человека с природными и социальными факторами. В комплекс исследуемых характеристик должен включаться полный набор свойств чяеловека, как вида, индивида, личности, субъекта деятельности и вцелом индивидуальногсти. Б.Г. Ананьев пытался решить проблему целостности наук о человеке путем комплексного подхода к индивидуальности.

Сбора информации

Биографический метод

Методы обсервационные

Эксперимент (лабораторный, полевой, естественный, формирующий)

Праксиметрические методы (методы основанные на анализе деятельности человека)

Моделирование

Пиходиагностика

Классификация тестов

 

Субъективные Объективные Проективные

Обработка результатов

средства мат. обработки

6.Интерпритация полученных данных:

Генетичесикй метод

Структурный метод

Функциональный метод

Комплекс метод

Системный подход

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...