Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




252.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


253


 


трудных ситуациях лучше хотя бы что-то делать, чем ожидать. Характерным примером проявления этих стилей являются ситуации, когда одни люди при возникновении трудной си­туации ищут виновных, обвиняют других людей и тем самым притупляют стрессовую реакцию, а другие люди постоянно обвиняют себя в якобы неправильных действиях и вследствие этого усиливают стресс.

Различают проактивные и реактивные стили: люди с проактивным стилем преодоления действуют прежде всего, чтобы предотвратить развитие стресса, а с реактивным стилем меньше используют превентивные меры и реагируют подчас импульсивно, как только возникает стресс.

J. Janis [355] описала следующие образцы, модели стилей преодоления стресса, связанные с определенными предше­ствующими условиями и уровнями стресса.

«Бесконфликтное соблюдение правил». Человек продол­
жает использовать старые образцы действий, поведения,
проявляя небольшой интерес к внешней информации и
мало обращая внимания на фактор риска.

«Бесконфликтное изменение правил». Человек не столько
борется с ситуацией, сколько постоянно меняет страте­
гию. Он очень восприимчив к рекомендациям друзей и
профессионалов, не подвергая эти рекомендации со­
мнению, безоговорочно их принимая и неукоснительно
выполняя; эти рекомендации придают ему уверен­
ность.

«Защитный уход». При таком стиле преодоления стресса
человек использует когнитивные и поведенческие схе­
мы действий, которые позволяют ему избежать встречи
с трудной ситуацией. Такое избегание может включать
отрицание, промедление, обвинение кого-нибудь, раз­
умное обоснование и селективное внимание.

«Бдительность». Является наиболее зрелым стилем
преодоления стресса. Человек использует разумные
способы решения проблемы и занят систематическим
поиском необходимой информации. Бдительные люди
рассматривают альтернативные гипотезы, касающиеся
источника трудности, и оценивают решение беспри­
страстным образом.


«Повышенная бдительность» часто называется «паниче­ским» стилем. Встречается тогда, когда человек занят постоянным и безосновательным поиском решения •••■ ■ проблемы, которое он принимает импульсивно и с со­мнением в правильности выбора, что только усложняет • '-'■ -' проблему. Этот процесс завершается принятием реше­ния, в правильности которого субъект сомневается. Люди с повышенной бдительностью демонстрируют признаки ухудшения когнитивных способностей, веро-1 ятно, как результат крайнего эмоционального возбуж­дения. Такое ухудшение возникает при повторяющихся размышлениях, уменьшении количества продуктивных идей и появления их упрощенных вариантов. Т. Millon отмечает: «Личностные стили в большей или меньшей степени характеризуют повседневную манеру под­ходить к жизненным событиям. Это такие типичные способы преодоления..., которые могут, как способствовать болезни, так и справляться с ней» [403, с. 11]. Он описал восемь ха­рактерных способов отношения к проблеме здоровья. Люди, использующие интровертированный стиль преодоления, стремятся быть эмоционально ровными, а применяющие ког­нитивный стиль преодоления под названием «минимизация», стремятся игнорировать, отрицать или рационализировать свои проблемы, — они спокойны и неразговорчивы, склон­ны к одиночеству, могут быть рассеянными по отношению к своей болезни. В противоположность им, люди, использу­ющие стиль кооперации, нуждаются в заботе и успокоении, могут в болезни видеть облегчение за счет привлечения к себе внимания других людей в связи с заболеванием. Люди, при­меняющие стиль общения, стремятся быть разговорчивыми, обходительными и очаровательными, хотя и независимыми; они не склонны к решению серьезных проблем, рассматривая болезнь как способ привлечения внимания.

Люди, высокомотивированные на поддержание здоровья, иногда характеризуются как обладатели стиля уверенности, — роль больного принимает для них значение угрозы «Я»-образу как независимому и неуязвимому человеку; они чрезмерно беспокоятся о своем статусе и могут проявлять высокомерие и пренебрежение к окружающим. Похожие приемы отмечаются



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса



 


и при стиле силы, когда люди агрессивны, враждебны и стре­мятся к доминированию; они также не способны принимать роль больного и активно борются с проблемой, иногда в виде игнорирования факта серьезности травмы (например, в виде чрезмерной нагрузки на поврежденную часть тела и ходьбе по лестнице во время сердечного приступа). Люди, применяющие стиль подчинительности, также могут рассматривать болезнь как слабость и скрывать или отрицать проблемы; они чрез­мерно предупредительны и конформны, однако у них могут отмечаться ригидные способы деятельности. Наконец, люди, описываемые через сенситивный стиль, могут обладать долго­терпением и самопожертвованием, предпочитают отвергать успокоение и жаловаться на загруженность.

Изложенные стили преодоления предполагают описание способов поведения людей в ситуации болезни. Но они могут быть использованы в качестве модели для характеристики стиля поведения и в других травмирующих жизненных ситуа­циях. Следует лишь обратить внимание на то, что личностные подходы игнорируют требования среды, которые могут фор­мировать индивидуальное поведение.

Некоторые исследователи полагают, что у людей существу­ют относительно постоянные предпочтения к определенным стилям преодоления и защитным механизмам в различных ситуациях. Например, G. E. Vaillant [489] предлагает иерархию из трех уровней защиты «Эго», первый из которых (недоразви­тый, детский) включает в себя проекцию и нереальные фанта­зии, второй уровень — невротическая защита — подавление и реактивные образования и «взрослая» защита — пересечение и реалистическая антиципация. Использование более высокого уровня защиты свидетельствует о низком уровне психопато­логии и о лучшей адаптации. К тому же уровень защиты повы­шается одновременно с взрослением человека.

М. Bond et al. [259] разработали опросник «Стили защиты», чтобы оценить индивидуальные характеристики защиты в ситуации конфликта. Испытуемые оценивали предлагаемые фразы, такие как: «Когда я напуган, я действую, как ребенок» или «Люди ко мне плохо относятся», по девятибалльной шкале (от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен»). Эти фразы отражали четыре основных стиля защиты:


 

1) неадаптивные (дезадаптивные) стили защиты, такие как
отдаление, уход;

2) стили, отражающие искажение образа, такие как всемо­
гущество и примитивная идеализация;

3) стили, связанные с самопожертвованием, такие как
реактивные образования и псевдоальтруизм;

4) адаптивные или «зрелые» стили, такие как пресечение
или юмор.

Люди, предпочитающие четвертый стиль, обладают боль­шей силой «Эго» и получили больше баллов по Шкале разви­тия «Эго» J. Loevinger. Соответственно люди, предпочитающие первые три стиля, показали обратные результаты.

G. E. Vaillant, M. Bond и С. Vaillant [491] изучали взаимо­связи между механизмами защиты «Эго» и психическим здо­ровьем мужчин среднего возраста, за которыми наблюдали в течение сорока лет. Клинические оценки зрелости механизмов защиты, как считает D. Vaillant, были предварительно сопо­ставлены с независимым внешним критерием. Важно, что зрелость защитных механизмов в большей степени взаимо­связана с внутренним (психическим) здоровьем тех мужчин, у которых было больше проблемных ситуаций в детстве. Опро­сник Стилей защиты использовался при обследовании этих людей через 6—8 лет после интервью и выявил практически те же стили защиты, которые были выявлены ранее клинической оценкой.

В зарубежных исследованиях используется методика «Описание защитных механизмов» (ОЗМ), которая оцени­вает относительную выраженность тех или иных механизмов защиты (пять групп). ОЗМ состоит из 10 ситуаций, по две на каждую область возможного возникновения конфликтов (такие как значимость, независимость, соперничество) и со­держат вопросы о действительном и воображаемом поведении респондента, его чувствах и мыслях в описываемых ситуациях. Каждый вопрос предполагает пять вариантов ответа, харак­теризующих различные защитные механизмы. Респонденты выбирают варианты ответа, которые больше и меньше всего соответствуют их предполагаемой реакции.

Шкалы ОЗМ хорошо соотносятся с такими опросниками, как MMPI и 16-факторный опросник Кеттелла. Люди, направ-



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...