Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллектуальное развитие по Пиаже.




Психология личности

Системно-структурный подход в психологии личности.

Ломов - автор системного подхода, провозгласил единство теории, эксперимента и практики. Базовая категория - взаимодействие. Психика - системная категория, которая отличается саморегуляцией, психологическое не должно быть выделено в самостоятельную группу, оно должно пронизывать социальное и биологическое. Человек - это социальная система, представленная социальными качествами, выражает его родовую сущность, которая выступает специфическим образом в психофизиологических и психических особенностях индивида и группы.

Психика - целостное, интегральное образование, и психическое существо -множество внешних и внутренних отношений, как целостная система.

Принципы:

1. Деятельностью каждой системы д.б. свои составляющие и способ их организации;

2. Система имеет многоуровневый характер, строится иерархически по принципу соподчинения и трансформации;

3. На человека, как с-та психического развития, действует великое множество детерминант, которое м.б. иерархичны.

4. каждое явление необходимо рассматривать в развитии. Выделить ведущие противоречия - главная задача системного исследования.

5. Развитие включает как линию прогресса, так и линию регресса. Петровский - понять личность можно только увидев её в сети межиндивидуальных

связей, образующих сложную многоуровневую структуру. Т.о. структура личности стала интерпретироваться как совокупность биологических и социальных особенностей.

К концу 70-ых годов понятие структура и система сближаются. Структурный подход поставил вопрос - как относится целостная структура личности к различным её подструктурам, и наоборот. А появление системного подхода потребовало анализа существующих концепций личности.

В отечественной психологии сложилось несколько концепций личности, отмеченных признаками системности: Узнадзе, Ядов, Леонтьев (личность - системное качество, а системообразующий принцип - принцип деятельностного опосредования).

Садовский: система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях др. с др., которые образуют определённую целостность единства. Она имеет общие характеристики:

• Целостность (несводимость к сумме частей в единое целое);

• Структурность (связи и отношения системы упорядочиваются в структуру, которая определяет поведение всей системы);

• Взаимосвязь системы со средой;

• Иерархичность;

• Множественность (каждая система является сложным об-ом, не может быть связака только с одной картиной).

Представители системного подхода: Вертхаймер, Выготский, Рубинштейн.

Основные теоретические подходы к генезису личности в психологии.

Психоаналитическая теория Фрейда - развитие по Фрейду - развитие сексуальности, которая влечет за собой все остальное развитие. Этапы развития жестко детерменированы.

1) Оральный периуд - эрогенная зона - рот, 0-1 год.

2) анальный периуд - анус, 1 -3 года

3) фаллическая, 3-5лет

4) латентный - активное развитие морали, 5-12 лет

5) генитальный, 12-18 лет. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭРИКСОНА

Понятие нормативного кризиса - конфликт двух противоположных тенденций. В случае преобладания позитивной тенденции, происходит благополучное расширение кризиса.

Кризисы идентичности:

Первый год жизни - младенчество +-доверие к окружаещему миру; - недоверие

Ранний возраст (второй кризис) - опыт преобщения к чистоте (+ - автономия, - стыд, сомнения)

Дошкольный период (3 кризис) - самоутверждение ребенка (+ - инициатива; -покорность и вина)

Младший школьный возраст (4 кризис) (+ - трудолюбие; - чувство неполноценности)

Подростковый возраст (+ - идентичность; - диффузия идентичности)

Молодость (+ - интимность; - изоляция)

Зрелость(+ - творчество; - застой)

Старость (+ - интеграция; - разочарование)

Эгоидентичность - у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». (целостность)

«Модус органа» - зона концентрации сексуальной энергии, втягивания, вторжения, удержания, влечения.

«Модальность поведения» - отчуждение обществом значения модуса, отрыв от органа и превращение в модальность поведения.

Периодизация развития личности.

Младенчество(о-1) (область социальных отношений)мать, (полярные качества личности)доверие-недоверие к миру -(результат развития) энергияи жизн......

Ранний возраст(1-3) родители, самостоятельность-стыд; независимость

Дошкольник(3-6) родители, братья, сестры, инициатива- пассивность, вина; целеустремленность.

Предпубертат(6-12) школа, соседи, компетентность-неполноценность; овладение знаниями, умениями.

Юность(13-18) группы сверстников, идентичность-непризнание; самоопределение, преданность, верность.

Эриксон считает, что развитие личности связаны с ожиданиями общества. Ценности и нормы передаются во время воспитания. В одинаковом обществе различия черт личности появляются из-за разных культур, иных традиций, связанных с основным видом занятий и принятым стилем воспитания. Созревая ребенок проходит ряд стадий, преобретая определенные качества. Они фиксируются в системе личности и сохраняются в последующих годах жизни.

ЖАН ПИАЖЕ

Изучение психологических механизмов логических операций.

Развитие - это развитие мышления, а все остальное надстраивается.

Стадии развития интеллекта.

Мышление осуществляется через действие ассимиляции (уподобление окружающего моим структурам) и аккомодации (уподобление себя окружающим структурам)

Ребенок имеет определенную схему действий. Центральное понятие – структура умственного развития. Используется 2 механизма: ассимиляция и аккомодация, их объеденяет адаптация, завершение адаптации - равновесие со средой.

Интеллектуальное развитие по Пиаже.

Стадии - это уровни развития сменяющие друг друга.

1) Сенсомоторная (до 2л.) репрезентативный интеллект....

2) дооперациональная (2-7л.)

3) Конкретных операций (7-12л.)

4) Формальных операций (12-17л.)

Интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается.

Леонтьев опустил понятие кризис, ввел понятие ведущей деятельности, смена ведущей деятельности и есть периоды.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО ЭЛЬКОНИНУ - ребенок формируется внутри системы Р -О.П. и Р - О.В. поочередно.

Деятельности внутри которых усвоения норм и действий с предметами, позволяют ориентироваться ребенку в предметном мире.

Деятельность, внутри которой происходит ориентирование в основных смыслах человеческой деятельности, во взаимоотношении норм между людьми.

1) Младенческий возраст до года. Ведущая деятельность - общение с матерью, новообразование - формирование потребности в общении, деятельность направлена на отношения, потребностно-мотивационная сфера личности.

2) Раннее детство 1-3 года - в.д. предметно-манипулятивная на познание предмета, сфера - развивается познавательный процесс. Новообразования: речь и наглядно-действенное мышление.

3) Дошкольный возраст 3-7 лет - в.д. ролевая игра на познание отношений, сфера -потребностно-мотивационная, новообразование - стремление к общению, значимой деятельности.

4) Младший школьный возраст 7-11 лет - в.д. учебная деятельность на познание начал наук, сфера - интеллектуально-познавательная психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль.

5) Подростковый возраст 11-15 лет - в.д. общение на познание системы отношений в разных ситуациях, сфера - потребностно-мотивационная, новообразование - стремление к взрослости, самооценка.

6) Старший школьный возраст 15-17 лет- в.д. учебно-профессиональная на познание профессий, сфера - познавательная, новообразование - мировоззрение, самосознание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...