Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международное публичное экономическое право

Шумилов В.М.

Международное публичное экономическое право.

Ш 30

Учебное пособие. М.: НИМП, 2001. 288 с.

ISBN 5-88720-031-6

В данном учебнике международное экономическое право рассматривается как отрасль международного публичного нрава. Материал изложен в сжатой, емкой форме, однако в нем находят отражение практически все значимые тенден­ции и явления, научные и политические доктрины, акценти­руется внимание на тех проблемах, которые могли бы стать предметом теоретического рассмотрения и обобщения.

Учебник предназначен для студентов и слушателей юридических и экономических факультетов высших учеб­ных заведений России и СНГ.

ББК 67.91

© В.М. Шумилв 2001

© Издательство «НИМП», 2001

ISBN 5-88720-031-6

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий курс МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА предназначен в качестве учеб­ной дисциплины для студентов и слушателей юридических и экономических факультетов высших учебных заведений России и СНГ.

В данном Курсе МЭП рассматривается как отрасль между­народного публичного права. Курс строится на основе двух час­тей — Общей части и Особенной части.

В Общую часть включены темы, связанные с отдельными ас­пектами и проблемами международного экономического право­порядка — источниками, субъектами МЭП, населением и тер­риторией в МЭП, экономической интеграцией, международной экономической безопасностью.

Особенная часть представляет собой изложение специфи­ческих вопросов и проблем правового регулирования МЭО на основе выделенных отраслей МЭП (подотраслей международ­ного права) — международного торгового права, международно­го финансового права, международного инвестиционного права, права международной экономической помощи, международно­го трудового права.

Материал курса сознательно изложен в сжатой, ёмкой форме, однако в нем находят отражение практически все значи­мые тенденции и явления МЭО, научные и политические док­трины, акцентируется внимание на тех проблемах, которые могли бы стать предметом теоретического рассмотрения и обоб­щения.

Для удобства материал курса структурно разделен на пара­графы, обозначенные порядковыми номерами. Каждый пара­граф содержит в себе информацию, объединенную единым кон­текстом.

В конце каждой главы имеются вопросы, помогающие уясне­нию материала, заостряющие внимание на тех или иных правовых проблемах прикладного характера либо развивающие темы, стимулирующие к размышлению в заданном направлении. Каждой главе предпослана библиография.

Данный курс может быть полезен для практических работ­ников в сфере международных отношений, международных экономических отношений, внешнеэкономической деятельнос­ти, для всех, кто интересуется вопросами и проблемами совре­менного мира.

Об авторе этой книги

ШУМИЛОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ - юрист-международ­ник с большим опытом научной, учебной и практической работы. Окончил МГИМО в 1980 году. Владеет английским, французским и итальянским языками.

Работал в Министерстве внешней торговли СССР, Министерстве внешних экономических связей РФ, в торговом представительстве за рубе­жом, генеральным директором ряда внешнеторговых предприятий и орга­низаций, юридическим советником крупных предприятий, адвокатом, де­каном Международно-правового факультета Всероссийской Академии внешней торговли Минторга РФ Был по работе более чем в 20 странах.

Принимал участие в разработках ряда законов по вопросам внешнеэко­номической деятельности, в международных торгово-экономических пере­говорах, заключении международных торговых договоров и многосторон­них конвенций. Осуществлял официальное взаимодействие с УНИДРУА и работу по вступлению СССР/РФ в эту международную организацию.

Преподавал в ряде институтов и академий страны, в Институте между­народных отношений в Риме Автор большого числа научных публикаций в России и за рубежом (Франция, США, Италия) Кандидат юридических наук.

В настоящее время — заведующий кафедрой публичного права Всерос­сийской академии внешней торговли Минторга РФ.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АКТ страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана

АНЗЮС Договор о безопасности Австралии, Новой Зеландии и США

АСЕАН Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

АТЭС Организация Азиатско-Тихоокеанского сотрудни­чества

БМР Банк международных расчетов

БТН Брюссельская таможенная номенклатура

ВАВТ Всероссийская академия внешней торговли

ВВП внутренний валовой продукт

ВК Временный комитет

ВОЗ Всемирная организация здравоохранения

ВОИС Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВП внутригосударственное право

ВТО Всемирная торговая организация

ВТО Всемирная туристская организация

ВЭД Внешнеэкономическая деятельность

ГА Генеральная Ассамблея

ГАЗ Горьковский автомобильный завод

ГАТС Генеральное соглашение по торговле услугами

ГАТТ Генеральное соглашение по тарифам и торговле

ГДР Германская Демократическая Республика

ГС Гармонизированная система описания и кодирова­ния товаров

ГТК Государственный таможенный комитет

ЕАСТ Европейская ассоциация свободной торговли

ЕБРР Европейский банк реконструкции и развития

ЕВС европейская валютная система

ЕИБ Европейский инвестиционный банк

ЕОУС Европейское объединение угля и стали

ЕС Европейский Союз

ЕТТ Единый таможенный тариф

ЕЭК Европейская экономическая комиссия

ЕЭП Европейское экономическое пространство

ЕЭС Европейское экономическое сообщество

ЗСТ зона свободной торговли

ИД Исполнительный Директорат

ИКАО Международная организация гражданской авиации

ИМО Международная морская организация

ИНКОТЕРМС Международные правила толкования торговых терминов

ИНМАРСАТ Международная организация морской спутниковой связи

ИНТЕЛСАТ Международная организация спутниковой связи

ИНТЕРПОЛ Международная организация криминальной полиции

ИФАД Международный фонд сельскохозяйственного развития

КАМАЗ Камский автомобильный завод

КАРИКОМ Карибское сообщество и Карибский общий рынок

КАСТ Карибская ассоциация свободной торговли

КЕС Комиссия европейских сообществ

КМП Комиссия международного права

КНДР Корейская Народно-Демократическая Республика

КНР Китайская Народная Республика

КОКОМ Координационный комитет по многостороннему экс­портному контролю

КОР Карибский общий рынок

КС Карибское сообщество

ЛАГ Лига арабских государств

ЛАИ Латиноамериканская ассоциация интеграции

ЛАСТ Латиноамериканская ассоциация свободной торговли

ЛАЭС Латиноамериканская экономическая система

МАГАТЭ Международное агентство по атомной энергии

MAP Международная ассоциация развития

МБРР Международный банк реконструкции и развития

МБЭС Международный банк экономического сотрудничества

МВФ Международный валютный фонд

МГИМО Московский государственный институт международных отношений

МД международный договор

МЖМП Московский журнал международного права

МИБ Международный инвестиционный банк

МИД Министерство иностранных дел

МИГА (МАГИ) Международное инвестиционно-гарантийное агентство (по другому переводу: Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций)

ММВБ Московская межбанковская валютная биржа

МО международные отношения

МОК Международный олимпийский комитет

МОМВ Международная организация мер и весов

МОМД Международная организация по морскому дну

МОС Международная организация по стандартизации

МОТ Международная организация труда

МП международное право

МПР международно-правовое регулирование

МПС Международная палата судоходства

МПС Министерство путей сообщения

МРТ международное разделение труда

МСАС Международный союз авиационных страховщиков

МТ международная торговля

МТО Международная торговая организация

МТП многосторонние торговые переговоры

МФ Министерство финансов

МФА Соглашение о международной торговле текстилем

МФК Международная финансовая корпорация

МЧП международное частное право

МЭК Межгосударственный экономический комитет

МЭК Международная электротехническая комиссия

МЭО международные экономические отношения

МЭП международное экономическое право

НАТО Организация Североатлантического договора

НАФТА Североамериканская ассоциация свободной торговли

НБН наиболее благоприятствуемая нация

НДС налог на добавленную стоимость

НИНК Национальная иранская нефтяная компания

НИОКР научно-исследовательские и опытно-конструктор­ские работы

НИС новые индустриальные страны

НМЭП новый международный экономический порядок

НЦБ Национальное центральное бюро

ОАГ Организация американских государств

ОАЕ Организация африканского единства

ОАО открытое акционерное общество

ОАЭ Объединенные Арабские Эмираты

ОБСЕ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ООН Организация Объединенных Наций

ОПЕК Организация стран-экспортеров нефти

ОПИК Корпорация заграничных частных инвестиций

ОРС Орган по разрешению споров

ОСП общая система преференций

ОУП общие условия поставок

ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития

ОЭС - ЭКО Организация экономического сотрудничества центрально-азиатских государств

ПНБ принцип наибольшего благоприятствования

ПО производственное объединение

ПРООН Программа развития ООН

РНБ режим наибольшего благоприятствования

PC развивающиеся страны

РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

САЭЕ Совет арабского экономического единства

СБ Совет безопасности

СБСЕ Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

СВИФТ Общество международных межбанковских финан­совых телекоммуникаций

СДР специальные права заимствования

СЕАТО Организация договора Юго-Восточной Азии

СИБ Северный инвестиционный банк

СИМЕ Межправительственный комитет по вопросам миграции

СКВ свободно конвертируемая валюта

СМ Совет министров

СНГ Содружество независимых государств

СНК Совет народных комиссаров

СП смешанные (совместные) предприятия

СССР Союз Советских Социалистических Республик

СТС Совет таможенного сотрудничества

СФРЮ Социалистическая Федеративная Республика Югославия

США Соединенные Штаты Америки

СЭВ Совет экономической взаимопомощи

СЭЗ свободная экономическая зона

ТНК транснациональные корпорации

ТРИМ (ТРИМС) Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер

ТРИП (ТРИПС) Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность

ТС таможенный союз

УНИДРУА Международный институт по унификации частного права

ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная органи­зация ООН

ФИАТА Международная федерация ассоциаций экспедиторов

ФКР Фонд капитального развития

ФМС Федеральная миграционная служба

ФПГ финансово-промышленная группа

ФРГ Федеративная Республика Германии

ЦАОР Центрально-американский общий рынок

ЦБ Центральный банк

ЦИК Центральный исполнительный комитет

ЭВМ электронно-вычислительная машина

ЭКОСОС Экономический и социальный совет

ЭС экономический союз

ЮАР Южно-Африканская Республика

ЮНЕСКО Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры

ЮНКТАД Конференция ООН по торговле и развитию

ЮНИДО Организация Объединенных Наций по промышленному развитию

ЮНИДРУА Международный институт по унификации частного права

ЮНИСЕФ Детский фонд ООН

ЮНИСИСТ Международная система научно-технической информации

ЮНСИТРАЛ Комиссия ООН по праву международной торговли

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1 Международное экономическое право и система международных экономических отношений

Литература: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1997; Богуславский М.М. Международное экономи­ческое право. 1986; Бувайлик Г.Е. Правовое регулирование междуна­родных экономических отношении. Киев, 1977; Вельяминов Г.М. Ос­новы международного экономического права. М., 1994; Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности на современном этапе. М., ДА МИД РФ, 1998; Королев М.А. Наднациональность с точки зрения международного права. — МЖМП, № 2, 1997; Лисовский В.И. Правовое регулирование международных экономических отношении. М., 1984; Лукашук И.И. Международное право. Особен­ная часть. М., 1997; Поздняков Э.А. Системный подход и междуна­родные отношения. М., 1976; Томас В., Нэш Дж. Внешнеторговая политика: опыт реформ. Всемирный банк. М., 1996; Усенко Е.Т. Про­блемы экстерриториального действия национального закона. — МЖМП, № 2, 1996; Шатров В.П. Международное экономическое право. М., 1990; Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 1999; Шумилов В.М. Категория «государственный инте­рес» в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты). — Право и политика, № 3, 2000, с. 4—17; Carreau D., Flory T.,Juillard P. Droit international economique. Paris, 1990; Decaux E. Droit international public. Paris, 1997.

1.1. Международный экономический правопорядок

1. Международные хозяйственные связи на протяжении веков оставались одной из основных форм общения челове­чества. Война и развитие торговли были главными внешни­ми функциями древних государств.

В результате международного разделения труда формиро­вались определенные типы экономики: скотоводческие, зем­ледельческие, промышленные. В Азии в основном складыва­лась экономика аграрного типа, античная экономика тяготела к промышленному типу, базировалась на железной техни­ке. Известно, что в VI веке до н.э. Афины были центром ре­месленного производства в античном мире.

Уже при рабовладельческом способе производства возник мировой рынок, который был преимущественно внутриконтинентальным рынком: Финикия, Древний Египет, Греция, Рим вели торговлю между собой и с многочисленными городами-го­сударствами Средиземноморья и Черного моря. С Востока по­ступали ткани, парфюмерия, стекло, рис, пряности.

В средние века внутриконтинентальный рынок перерос в межконтинентальный: Китай торговал не только с Индией, но и с Аравией, Южной Африкой; Венеция и Генуя вели тор­говлю с Египтом.

Из Средиземноморья экспортировались оливковое масло, вино, медь, свинец, мрамор, керамика, шерсть, ремесленная продукция. Ввозились же рабы, хлеб, скот, шерсть, пенька.

К XIV веку сложились товаропотоки в районе Северной Европы, Балтийского моря. Отсюда на международный рынок поступали лен, масло, ткани.

Торговые операции тесно переплетались с кредитно-ростовщическими. Из меняльных контор выросли банкирские дома и банки.

К концу XVI века, после великих географических откры­тий (открытие Америки), торговля стала мировой. Товароо­борот расширялся за счет новых товаров — табака, кофе, какао, чая, сахара, серебра, золота и др. Мировое хозяйство стало колониальным, т.е. основанным на неэквивалентном обмене товарами. Португалия, Испания, Франция представ­ляли собой колониальные империи. Колонии удовлетворяли основной внешний стратегический государственный инте­рес — обеспечить экономику необходимыми ресурсами.

С промышленного переворота в Европе XVII века нача­лась индустриализация западного мира, фабричное машино­строение. Антверпен и Амстердам считались мировыми центрами торговли и кредита. Многие государства стали за­щищаться от ввоза дешевых товаров, конкурирующих с на­циональными товарами. Так, Англия ввела высокие пошли­ны на импорт готовых изделий.

В XIX веке Англия лидировала в мировом хозяйстве, анг­лийская промышленность ушла вперед. В это время началось осуществление политики свободной торговли — взаимного освобождения от таможенных пошлин ввозимых в Англию и вывозимых из неё товаров.

Англия заключила двусторонние договоры с европейски­ми государствами о взаимном предоставлении режима наи­большего благоприятствования и вскоре заняла доминирую­щие позиции в мировой промышленности, торговле, кредит­ных отношениях, морском транспорте. Европейские государ­ства заключили друг с другом двусторонние договоры о вза­имном предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации. Россия в это время занимала пятое место в мире по промышленному развитию.

США в середине XIX века экспортировали в основном сырье, сельскохозяйственные продукты и придерживались протекционистской политики, которая сочеталась с полной свободой импорта иностранного капитала. К концу XIX — началу XX вв. США превратились в первую индустриальную страну мира.

В XX веке человеческое общество прошло через гигант­ские технологические сдвиги. Научно-технический прогресс изменил структуру промышленности, характер всей произ­водственной деятельности человечества. Колониальная сис­тема распалась. Мир вступил в стадию интеграционных про­цессов. Взаимопроникновение экономик выразилось в ин­тенсивном трансграничном движении товаров, услуг, инвес­тиций, рабочей силы. Индустриальная эпоха начала сменять­ся эпохой информационной, постиндустриальной.

В настоящее время в международном разделении труда наблюдается тенденция к созданию единого планетарного рынка товаров, услуг, капиталов. Мировое хозяйство стано­вится единым комплексом.

2. Национальные экономики разных государств, таким об­разом, связаны между собой хозяйственными связями, кото­рые и образуют международные экономические отношения (МЭО).

Международные экономические отношения находят свое практическое выражение в международной торговле, валютно-финансовых, инвестиционных и других связях, т.е. в пере­мещении разного рода ресурсов.

Масштабы современной мировой экономики и междуна­родных экономических отношений можно проиллюстриро­вать следующими данными. К концу XX века совокупный показатель валового внутреннего продукта (ВВП) в мире со­ставил более 30 трлн. долларов в год, объем мировой торгов­ли товарами — более 10 трлн. долларов. Накопленные пря­мые иностранные инвестиции достигли, примерно, 3 трлн. долларов, а ежегодные прямые инвестиции — более 300 млрд. долларов.

Доля США в мировом ВВП превышала в этот период чет­верть совокупного показателя, доля в экспорте — 12%. Доля стран ЕС в мировом экспорте составила 43%, Японии — около 10%. Основные товаропотоки и инвестиционные пото­ки сосредоточились в рамках «триады»: США—ЕС—Япо­ния

Из движения товаров складывается международная тор­говля, т.е. оплачиваемый совокупный товарооборот. Оплачи­ваемые импорт и экспорт одной страны называются внешней торговлей.

В системе правового регулирования межгосударственных экономических отношений сложилась своя «надстройка» — международное экономическое право (МЭП). МЭП являет­ся одной из отраслей международного права.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Международное экономическое право — это система правовых норм, регулирующих от­ношения между субъектами МП в связи с их деятель­ностью в области международных экономических отно­шений (в торговой, финансовой, инвестиционной, трудоресурсной сферах).

Таким образом, объектом регулирования в международ­ном экономическом праве являются международные экономи­ческие отношения — многосторонние и двусторонние, транс­граничное перемещение ресурсов (в самом широком понима­нии «ресурсов» — от материальных до интеллектуальных).

МЭП имеет свои отрасли (подотрасли МП):

— международное торговое право, в рамках которого регу­лируется движение товаров, включая торговлю услугами и правами;

— международное финансовое право, регулирующее фи­нансовые потоки, расчетные, валютные, кредитные отноше­ния;

— международное инвестиционное право, в рамках кото­рого регулируется движение инвестиций (капиталов);

— право международной экономической помощи как со­вокупность норм, регулирующих движение материальных и нематериальных ресурсов, не являющихся товаром в приня­том смысле;

— международное трудовое право, в рамках которого регу­лируется движение трудовых ресурсов, рабочей силы.

Часть норм, регулирующих МЭО, входит в международ­но-правовые институты, традиционно включаемые в состав других отраслей МП. Так, режим морских исключительных экономических зон и режим морского дна как «общего насле­дия человечества» устанавливаются международным мор­ским правом; режим рынка услуг в области авиаперевозок — международным воздушным правом и т.д.

3. МЭО (в широком смысле этого понятия) имеют, как из­вестно, два уровня отношений — в зависимости от наличия публичного и частного элементов:

а) отношения публично-правового характера между субъ­ектами МП: государствами, международными организация­ми. Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом;

б) хозяйственные, гражданско-правовые (частно- право­вые) отношения между физическими и юридическими лица­ми разных стран. Эти отношения регулируются внутренним правом каждого государства, международным частным пра­вом.

В то же время публичные субъекты: государства, международные организации – вступают не только в МЕЖДУНАРОДНО- правовые, но зачастую и в ГРАЖДАНСКО- правовые отношения.

Очень часто, особенно если речь идет о разработке при­родных ресурсов, режим приема и защиты иностранных ин­вестиций определяется в соглашении между принимающим государством и частным иностранным инвестором. В согла­шениях государство-импортер, как правило, обязуется не предпринимать никаких мер по национализации или экспро­приации имущества инвестора. Такие соглашения называют­ся «диагональными», а в западной литературе — «государст­венными контрактами».

«Государственные контракты» («диагональные соглаше­ния») — это предмет, находящийся в сфере регулирования внутреннего права; это часть внутреннего права. Вместе с тем, многие западные юристы считают, что это — сфера так называемого «международного контрактного права».

4. Для международных хозяйственных связей всегда была актуальна проблема иммунитета государства. Как должен действовать принцип иммунитета государства, если государ­ство вступает в частно-правовые отношения, в «диагональ­ные» соглашения?

Международно-правовой принцип иммунитета государ­ства тесно связан с понятием суверенитета. Суверени­тет — это один из признаков государства, его неотъем­лемое свойство, заключающееся в полноте законодатель­ной, исполнительной и судебной власти на своей терри­тории; в неподчинении государства, его органов и долж­ностных лиц властям иностранных государств в сферах международного общения.

Иммунитет государства состоит в том, что оно неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет юрис­дикции). Иммунитетом пользуются: государство, органы го­сударства, имущество государства. Различают иммунитета:

– судебный: государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это;

— от предварительного обеспечения иска: имущество го­сударства не может быть подвергнуто мерам принудительно­го характера в целях обеспечения иска (например, на имуще­ство не может быть наложен арест и т. п.);

— от принудительного исполнения вынесенного судебно­го решения: государственное имущество не может быть под­вергнуто мерам принудительного исполнения судебного или арбитражного решения.

Западная правовая теория разработала доктрину «рас­щепления иммунитета» («функционального иммунитета»). Суть её в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом для осуществления функций суверенитета (стро­ительство здания посольства, например), обладает указанны­ми иммунитетами.

В то же время, если государство вступает в такой договор с частным лицом с коммерческими целями, то оно должно приравниваться к юридическому лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами.

Правовая доктрина СССР, социалистических стран, мно­гих развивающихся государств исходила из непризнания доктрины «расщепления иммунитета», имея в виду, что даже в экономическом обороте государство не отказывается от су­веренитета и не лишается его. Однако в современных услови­ях, в условиях рыночной или переходной экономики, проти­водействие функциональной теории иммунитета во многом лишается смысла, поскольку субъекты хозяйственной дея­тельности больше не «огосударствлены». Правовая политика и позиция России, стран СНГ должна принять (и фактичес­ки приняла) доктрину «расщепления иммунитета», что будет содействовать благоприятному правовому инвестиционному климату, вхождению этих стран в правовое поле регулирова­ния МЭО.

5. Государства, взаимодействуя в международных экономических отношениях, вступают в правоотношения, несут юри­дические права и обязанности. Из множества правоотношении образуется международный экономический правопорядок.

На международный экономический правопорядок оказы­вают существенное воздействие следующие обстоятельства:

а) в хозяйственных связях между национальными эконо­миками постоянно противоборствуют две тенденции — либе­рализация и протекционизм. Либерализация — это устране­ние ограничений в международных экономических отношени­ях. В настоящее время в рамках Всемирной торговой органи­зации (ВТО) осуществляется скоординированное на много­сторонней основе снижение таможенных тарифов с целью их полной ликвидации, а также устранение нетарифных мер ре­гулирования. Протекционизм — это применение мер ограж­дения национальной экономики от иностранной конкурен­ции, использование тарифных и нетарифных мер для защиты внутреннего рынка;

б) на правовое положение того или иного государства в системе МЭО влияет степень воздействия государства на экономику — экономическая функция государства. Такое воздействие может осуществляться в диапазоне от непосред­ственного участия в хозяйственной деятельности до разного уровня государственного регулирования экономики.

Так, в СССР вся экономика была государственной. Во внешнеэкономической сфере существовала государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность: внешне­экономические функции осуществлялись через замкнутую систему уполномоченных внешнеторговых объединений. Такой рыночный инструмент регулирования импорта, как таможенный тариф, в плановой, государственной экономике не имел определяющего значения.

В странах с рыночной экономикой государство не вмеши­вается в экономику столь тотально, его вмешательство при­нимает формы государственного регулирования. Право осу­ществления внешнеэкономических связей имеют все субъек­ты хозяйственной деятельности. Основным инструментом регулирования внешнеэкономических связей выступает та­моженный тариф (наряду с нетарифными мерами).

Глубинной основой различных подходов государства к управлению сферой внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являлись кардинально противоположные взгляды на сущность государства и его роль в обществе.

Современное мировое хозяйство основано на принципах рыночной экономики. Международный экономический пра­вопорядок, следовательно, рассчитан на взаимодействие между собой государств рыночного типа. Социалистические в прошлом государства (около 30 государств), осуществляю­щие переход от плановой, государственной, экономики к эко­номике рыночной, получили специальный статус «госу­дарств с переходной экономикой».

Баланс между рыночными механизмами международных хозяйственных связей и государственным регулированием экономики устанавливается в противоречиях между либера­лизацией и протекционизмом.

6. Все то, по поводу чего государства вступают в правоот­ношения, является предметом правоотношения. Предметом контрактных правоотношений частных лиц в сфере между­народных экономических отношений могут быть: товары, ус­луги, финансы (валюты), ценные бумаги, инвестиции, техно­логии, права собственности (в т.ч. интеллектуальной собст­венности), другие имущественные и неимущественные права, рабочая сила и т.п.

Предметом межгосударственных — публичных — правоот­ношений в сфере международных экономических отношений, являются, как правило, правовые режимы товарооборота, до­ступа товаров на внутренний рынок, защиты рынка, принципы расчетов по товарообороту, использование тарифных и нета­рифных мер регулирования внешней торговли, импорта/экс­порта, контроля за мировыми ценами на товарных рынках, ре­гулирования товаропотоков, транспортировки товаров, пра­вовой статус частных лиц, осуществляющих ВЭД и т. п.

7. Для решения указанных вопросов государства исполь­зуют следующие методы регулирования:

— метод двустороннего регулирования отношений: в тор­говых договорах, соглашениях о товарообороте или постав­ках товаров, соглашениях об экономическом и научно-техни­ческом сотрудничестве;

— метод многостороннего регулирования: «пакетом» со­глашений системы ВТО, включая тексты ГАТТ, ГАТС, ТРИП, а также многосторонними товарными соглашениями и в рамках других международных организаций (ОПЕК и др.) и соглашений;

— метод наднационального регулирования; элементы тако­го регулирования используются в рамках международных организаций — ВТО, МВФ и т. п.;

— метод диапозитивного регулирования — с помощью диспозитивных норм международного права;

— метод императивного регулирования — с помощью им­перативных норм международного права.

8. Воля государств направляется государственными инте­ресами. Именно они приводят в действие механизм государ­ства. Государства стремятся воплотить свои интересы в право и таким образом легализовать их. Следовательно, госу­дарственные интересы находят отражение в нормах между­народного экономического права

В научной литературе и в политической практике в каче­стве синонима термина «государственный интерес» часто ис­пользуется термин «национальный интерес».

Интересы выражают пути и способы удовлетворения по­требностей. Другими словами, интерес — это отношение к своим потребностям.

Потребности современного государства сегодня невоз­можно удовлетворить без межгосударственного взаимодей­ствия. Значит, объективный интерес практически любого со­временного государства состоит в том, чтобы участвовать в межгосударственном общении, в международных экономи­ческих отношениях.

Главной ценностью, с точки зрения международных эко­номических отношений, для всех ведущих государств явля­ются на сегодня ресурсы (прежде всего исчерпаемые), позво­ляющие государствам обеспечивать функционирование своих национальных хозяйств.

Достаточно иметь в виду, что, например, эксплуатируе­мых запасов нефти на земле осталось в среднем на 30 лет по­требления (в том числе в Европе — на 15 лет, на Ближнем Востоке — на 90 лет).

Вокруг основных ресурсов, товаропотоков, финансовых потоков и товарных/инвестиционных рынков и разворачива­ется главная «борьба интересов» — государственных и част­ных.

Так, государственные внешние долгосрочные стратегичес­кие интересы, например, США, других развитых государств в международных экономических отношениях заключаются в том, чтобы: управлять процессом формирования единого ми­рового экономического пространства; поставить под кон­троль источники и трансграничные потоки ресурсов, в част­ности, через многосторонние организации и договоры; пре­вратить свои транснациональные корпорации в ударную силу по освоению мирового экономического пространства.

В этих условиях государственные внешние стратегичес­кие интересы России могут состоять в том, чтобы обеспечить посильное присутствие России в международных финансо­вой, инвестиционной, торговой системах; помогать своим предприятиям в освоении ими мирового экономического пространства, защищать их частные интересы.

С точки зрения носителей того или иного интереса разли­чаются:

— интересы государственные (одного государства);

— интересы групповые (нескольких государств, в том числе государств одного цивилизационного типа);

— интересы международного сообщества в целом (обще­человеческие).

Соответственно интересы государственные можно под­разделить на:

— интересы внутреннего развития (внутренние);

интересы государства как субъекта международных от­ношений (внешние).

С точки зрения предмета, государственные интересы до­статочно условно подразделяются на: экономические, полити­ческие, территориальные, правовые, интеллектуальные (ду­ховные, социокулътурные) и т. п.

Можно различать интересы тактические и стратегичес­кие; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; нашед­шие отражение в праве и не закрепленные в нем.

В международных экономических отношениях интересы легализуются и реализуются через международное экономи­ческое право.

9. В течение всего XX века государства обеспечивали свои интересы силой — как правило, военно-политической. Меж­дународное право XX века покоилось на «балансе силы» между ведущими государствами.

В современных международных экономических отноше­ниях государственные интересы обеспечиваются экономи­ческой силой. Государства объединяются в интеграционные группировки, которые и служат инструментом закрепления в праве их интересов.

Это означает, что сила не ушла из международного права, а лишь меняет свою форму — миропорядок во всё большей степени зависит от силы экономической.

При этом надо иметь в виду, что для многих стран госу­дарственный интерес в целом ряде вопросов все чаще совпа­дает с общечеловеческим интересом. Экологические, инфор­мационные проблемы также порождают общечеловеческие интересы.

Кроме того, в международном праве закреплен институт общего наследия человечества. Общим наследием являются ресурсы морского дна, небесные тела, включая Луну. Не ис­ключено, что общим наследием человечества будет признана и Антарктика. Это коллективные ресурсы человеческого об­щества.

Реализация общечеловеческих интересов требует особых методов регулирования. Очевидно, что наиболее адекватным методом для решения такого рода вопросов является метод наднационального регулирования, зачатки которого уже присутствуют в системе правового регулирования междуна­родных экономических отношений.

Общечеловеческие интересы, наряду с государственными интересами, также (и во все большей степени) должны про­никать в международное экономическое право и закреплять­ся в нем.

10. Главная проблема для современного экономического правопорядка — это применение государствами экономичес­кой силы, мер экономического воздействия на основе само­стоятельной оценки юридических фактов.

Такие меры экономического воздействия и принуждения могут применяться:

1. как контрмера в случае правонарушения;

2. как правонарушение.

Важно отделить одни случаи применения мер экономи­ческого принуждения от других, правильно квалифициро­вать имеющиеся юридические факты.

По Уставу ООН (ст.2), запрещается угроза силой или её применение. Однако под «силой» имеется в виду во

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...