Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

356  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса




356  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

стояний в виду недостаточного соответствия индивидуальных особенностей, возможностей человека и характера требований к нему, определяемых содержанием и условиями трудового процесса.

Профессиональная ориентация как система определения наиболее благоприятной сферы трудовой деятельности, в том числе профилактики негативных переживаний и подвержен­ности стрессу, включает: а)психологическое изучение про­фессий в целях выявления их психологических требований к личности; б)профессиональное воспитание, то есть развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств; в)профессиональную информацию о мире профессий — их особенностях, общественной значимости, способах и условиях овладения профессией, трудностях и опасностях деятельности и т. п.; г)профессиональную консультацию как систему психо­лого-педагогического и медицинского изучения и оценки ин­дивидуальных особенностей и функциональных возможностей человека с целью помощи ему в обоснованном выборе про­фессии и при необходимости коррекции профессиональных планов. Правильный выбор профессии в известной степени предупреждает или снижает возможность развития психо­логического стресса, связанного с особенностями характера трудового процесса, внутри- и межличностных конфликтов, реализации жизненных планов и т. д.

Одним из этапов в осуществлении стремления к овладе­нию конкретной профессией и успешной реализации трудовой деятельности на основе учета характера индивидуальных осо­бенностей человека является проведение профессионального отбора (подбора, распределения, расстановки кадров и т. п. ) кандидатов на профессиональное обучение и специалистов. В процедуре профессионального отбора заложена оценка соответствия профессиональных, психологических, физио­логических характеристик человека требованиям конкретной профессии, в том числе тем из них, которые отражают воздей­ствие экстремальных факторов деятельности и могут служить причиной развития состояния стресса.

При разработке системы профессионального психоло­гического отбора, который является средством определения пригодности человека, и в частности, выявления степени


 

_252

Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

устойчивости к воздействию стрессогенных условий деятель­ности, необходимо решение вопросов актуальности отбора для конкретной профессии, его задачах и методах. Необходимость создания системы отбора определяется различиями специа­листов по уровню профессиональной подготовленности (или реальной деятельности) и зависимостью этой дифференци­ации от выраженности профессионально значимых качеств личности. Подбор методов оценки и критериев профессио­нальной пригодности определяется конкретными задачами отбора — отбор на обучение или реальную деятельность, выбор лучших или определение непригодных кандидатов, выявление стресс-устойчивых или наиболее подверженных стрессу и т. д. В качестве приемов изучения индивидуально-психоло­гических особенностей используются методики на оценку уровня тревожности, эмоциональности, фрустрированности, депрессии, нервно-психической напряженности и т. д. На­дежность оценки и прогнозирования степени толерантности к воздействию стресс-факторов и резистентности к развитию нервно-психической напряженности зависит от степени валидности используемых методик, а также от адекватности используемых экспериментальных моделей, приемов вос­произведения стресс-ситуаций реальным стрессогенным факторам [31, 37]. Заблаговременное выявление лиц, наиболее подверженных влиянию экстремальных условий деятельности и, как правило, вследствие этого предрасположенных к раз­витию стресса, позволяет путем отстранения их от подобного рода деятельности предохранять, защищать их от возможного воздействия стресса.

13. 3. 3. Профессиональная подготовка и адаптация к труду

Универсальным средством формирования профпригодности и профилактики развития состояния стресса является профессио­нальная подготовка специалистов, включающая их обучение и тренировку [35]. В процессе профессионального обучения человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений, которые характеризуют уровень его подготовленно­сти, то есть готовности эффективно выполнять необходимые действия в той или иной ситуации. Профессиональная подго-


 


358  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

товленность к действиям в экстремальных ситуациях является одним из факторов устойчивого, надежного поведения при воздействии стресс-факторов, связанных с угрозой для жизни и здоровья, развития межличностных конфликтов, возник­новения отказов техники, решения сложных и ответственных задач и т. д. Для поддержания на необходимом уровне при­обретенных в процессе обучения навыков и умений, то есть сохранения и развития профессиональной подготовленности, проводятся периодические тренировки, предусматривающие выполнение не только стандартных («штатных») упражнений, но и заданий в экстремальных условиях деятельности для снижения психической напряженности и повышения устой­чивости организма и психики к стресс-факторам реальной деятельности.

Одним из видов профессиональной подготовки специа­листа является его психологическая подготовка, которая, с одной стороны, направлена на расширение функциональных возможностей организма и психики, развитие механизмов регуляции и активации функций, накопление биоэнергети­ческих и психических ресурсов и их адекватной реализации, совершенствование приспособительных и защитных реакций и рационализацию поведения в целом. С другой стороны, она обеспечивает ознакомление, привыкание и приспособление к условиям и характеру профессиональной деятельности. Тем самым она облегчает освоение средств, приемов и дей­ствий, необходимых в экстремальных условиях деятельности, способствует развитию морально-психологических качеств, закреплению профессиональных навыков, устойчивости эмоционально-волевой сферы, физической и психической выносливости.

Психологическая подготовка основана на использовании организационных и методических средств профессиональной, психофизиологической и физической подготовки, а также специальных видов тренировок, характерных для особенно­стей конкретных видов деятельности, разнообразных оздоро­вительных мероприятий и применения методов психической регуляции функциональных состояний.

Основными направлениями психологической подготовки являются:


 

359

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...