Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционные методы воздействия на детей с ОНР




В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, большую положительную роль играет логопедическая ритмика, которая представляет собой объединение на основе замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу.

Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь» [5, c.122]. Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Логопедическая ритмика создаёт благоприятные условия для развития нейрофизиологических процессов у детей с речевой патологией благодаря точной дозировке раздражителей, темпу, ритму, динамике музыке и слова. Этому также способствует коллективное выполнение заданий, когда отдельным детям за счёт подражания другим удаётся правильно выполнить ритмическое упражнение.

Логопедическая ритмика с музыкальным сопровождением проводится один раз в неделю, многие игры закрепляются в группе в свободное от занятий время воспитателем.

Детям нравятся и логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (Алябьева Е.А.) по методике «Расскажи стихи руками», которые включаются в разные виды занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

Работа по развитию общей двигательной активности проводится совместно с развитием зрительно-пространственной активности. Как отмечал И.М.Сеченов, пространственно-поисковой активности органа зрения принадлежит важная роль в формировании высших психических функций человека. При проведении занятий с детьми используем упражнения: разглядывание разнообразных траекторий, по которым дети «бегают» глазами; мимические и артикуляционные упражнения; рассматривание лёгких предметов, подвешенных на стенах; игры в «весёлых человечков», изображающих выполнение различных гимнастических упражнений: в процессе игры дети рассматривают человечка и выполняют его движения; периодическое рассматривание заоконного пейзажа и разноудалённых от глаз предметов.

Использование указанных приёмов повышает перцептивные возможности детей, способствует более успешной коррекции нарушений познавательной деятельности, опережающему развитию ряда функций, связанных с переработкой зрительной информации.

Чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамичное выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Достаточная по объёму двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличению работоспособности, повышению произвольности в выполнении различных действий. При автоматизации поставленных звуков часто использую двигательные упражнения: «пройди по синей дорожке и назови слова с твёрдым звуком Р», набивание мяча по типу игры «я знаю..», разматывание клубочков пряжи одновременно с произношением слов на определённый звук и т.д.

На логопедических занятиях применяю психогимнастику: специальные упражнения, этюды, направленные на расслабление и коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Психогимнастика, как особая часть психотерапии, помогает скорректировть различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивы, замкнуты, несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей. Упражнения на развитие мимики и пантомимики помогают предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

У детей с различными речевыми нарушениями изменён тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе с данной категорией детей. Как указывают исследователи, мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для естественной речи. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться расслаблением. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы расслаблены. Такие упражнения включаю в индивидуальные, логоритмические, во фронтальные занятия в стихотворном сопровождении в соответствии с лексической темой.

Большое значение для нормального развития ребёнка имеет гармонизация его притязаний и реальных возможностей. Ребёнок, переоценивающий себя, заносчив, нетерпим к критике. Ребёнок, который недооценивает себя, неуверен, скован, пессимистичен. Эти два типа могут привести к психологическим расстройствам. Чтобы этого не произошло, учим детей оценивать свою работу и работу товарищей. Если самооценка оказывается завышенной, а другого ребёнка заниженной, осторожно подводим ребёнка к неправомерности его выводов. Это даёт возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой, не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.

В логопедической группе особенно важен эмоциональный комфорт для каждого ребёнка. Ощущение и понимание собственной значимости, защищенности; того, что рядом взрослые, которые любят, помогут. В обстановке дружеского расположения со стороны всех окружающих каждый ребёнок чувствует себя гораздо свободнее, увереннее, комфортнее. Психологическая атмосфера группы складывается из отношения к детям каждого педагога, а также из взаимоотношений самих педагогов. Комфортным для ребёнка является доброжелательный, ласковый и эмоционально приподнятый тон педагога.

Принцип создания мотивации обеспечивает постоянный интерес ребёнка к коррекционному обучению. Поддерживать положительную мотивацию помогает создание проблемных и игровых ситуаций, использование на занятиях сказочных и игровых персонажей, включение сюрпризных моментов, заданий соревновательного характера («волшебная шкатулка», «подарки от белочки», «Путешествие в зоопарк», «проход по синей (зелёной) дорожке», «Кто больше?» и др.) Игра - самый эффективный метод обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Практика показывает, что навыки, умения, знания легче приобретаются, если они даются в игровой форме или с движением.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети с нарушениями речи относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как они нуждаются в специальной коррекционной помощи. Количество детей с речевыми нарушениями катастрофически растёт. С каждым годом дефекты речи усложняются. У детей нарушены не только звуки, но и грамматика, связная речь, не соответствует возрасту и словарь. Если раньше, в основном, группу посещали дети с 3 уровнем речевого развития, то сейчас - со 2 и 1 уровнями речевого развития (это неговорящие дети или речь на уровне непонятных слов).

Часто речевое развитие сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. У таких детей выражены нарушения памяти, внимания, восприятия, снижена работоспособность. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении. У многих детей выявляются не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Им присущи неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности вызывают выполнения движений по словесной инструкции, в выполнении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, ритмические движения.

Логопедическое направление коррекционного воздействия является ведущим в логопедической группе. Главная задача-выполнение социального заказа общества: всестороннее развитие ребёнка в дошкольном возрасте и подготовка его к школьному обучению путём использования адекватных коррекционных приёмов и методов работы с детьми с отклонениями в речевом развитии. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, так как недоразвитие речи на этапе школьного старта распространяется на успешность в усвоении программ не только родного языка и чтения, но и остальных предметов. Данное явление закономерно, поскольку мысли не могут быть сложнее языка, с помощью которого они выражаются.

Совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов.

Целью артикуляционной гимнастикиявляется выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

 

 

Список использованных источников:

 

1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособие. - М.: Астрель, 2007.

2. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. - М., 1992.

3. Генинг Г.М., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1980.

4. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.

6. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. - 1994. - № 2.

7. Филичева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.,1989.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.

9. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...