Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

412 Раздел 111. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса




412   Раздел 111. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей [98, 120].

Для повышения степени адекватности и эффективности использования музыки в целях психотерапии предпринима­лись неоднократные попытки составления каталогов музыки с выделением в них музыкальных произведений, обладающих различной направленностью: активирующей, седативной и т. д. Однако отношение к подобным «каталогам» достаточно скептическое и осторожное, поскольку существует множество переменных психологического, клинического, социально-психологического порядка, которые опосредуют степень и на­правленность психотерапевтического влияния музыки [40].

С развитием групповой психотерапии широкое распро­странение получает использование рецептивного варианта воздействия музыки, при котором после прослушивания музыкальных произведений пациенты обсуждают эмоции, чувства, переживания, воспоминания и мысли, которые у них при этом возникали.

Музыкотерапия обычно является одним из самостоятель­ных (в большей или меньшей степени) методов, включаемых в комплексную психотерапию. Она широко используется в виде «невербальной суггестии» с гипнозом, аутогенной тре­нировкой, другими методами релаксации и в таких случаях правильнее говорить о музыкальном сопровождении того или иного метода психотерапии.

Систематизация и описание основных форм музыкальной психотерапии представлены в обстоятельном исследовании О. А. Блиновой [22].

15. 3. 2. Библиотерапия

Под библиотерапией понимают чтение книг. Прочитанная книга, ее сюжет, образы в состоянии вызвать самые разно­образные эмоции: счастье и горе, радость и печаль. На психику читателя действуют также эстетические, этические и другие особенности художественного произведения. Практика пока­зывает, что после прочтения соответствующей литературы ис-


I


 

. 412

Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса

чезали апатия, безразличие, депрессивные состояния, быстрее носстанавливалось хорошее настроение, появлялись чувство бодрости, активности, желание трудиться, уверенность в своих силах и т. д.

Воздействие книг связано со многими факторами: общим развитием индивида, его интеллектуальным уровнем, кругом его интересов, характером психического состояния, социаль­ным происхождением, полом и возрастом.

Книги нашли широкое применение как одно из средств психотерапии в лечебной практике. Специально отобранный для чтения материал используется как терапевтическое сред­ство в общей медицине, психиатрии, а в последнее время и в психологии (например, в космической психологии) с целью решения пациентом личных проблем при помощи направ­ленного чтения.

Разработка проблем библиотерапии проходит в трех основных направлениях: 1) библиоведческое, приверженцы которого считают, что библиотека должна играть роль фак­тора, только отвлекающего от мыслей о болезни, жизненных трудностях, неприятностях и т. д., но не ставить перед собой цель руководить чтением конкретного читателя или однород­ных читательских групп; 2) по мнению сторонников второй точки зрения, библиотерапия является компонентом психоте­рапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психически больных; 3) представители третьего направления, наиболее перспективного, считают, что библиотерапия явля­ется вспомогательной, а в ряде случаев и равноправной частью лечебного, корректирующего процесса при неврозах, сомати­ческих заболеваниях, функциональных нарушениях [98].

Поскольку библиотерапия использует обычно художе­ственные произведения, она относится к методам эстетоте-рапии. При подборе книг для чтения предлагались различные принципы: подбор книг в соответствии с характером психо-травмирующей ситуации и сюжетом на ее преодоление, произ­ведения преимущественно успокаивающего, расслабляющего, отвлекающего или стимулирующего характера и т. д. В основе рекомендации книг в библиотерапевтических целях должны быть положены следующие принципы: 1) степень доступности изложения; 2) герой книги должен быть понятен пациенту,


414  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

а его поведение, облик и другие качества должны вызывать симпатию и чувство сопереживания; 3) максимальное сход­ство жизненной ситуации пациента, в которой он находится, и ситуации в книге.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...