Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Финансирование социального обеспечения




Общие положения

 

Конституция Российской Федерации не содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как не содержит указаний на конкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения. Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, а также добровольное социальное страхование. Однако в настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательной социального страхования. Это подтверждается действующим Законодательством, а также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в ряде его решений.

В России в начале 90-х годов прошлого века при переходе к рыночной модели хозяйствования была практически сформирована правовая и институциональная основа системы социального страхования. В частности, были созданы независимые специализированные институты социального страхования - так называемые внебюджетные социальные фонды. Созданные структуры - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - обладали главными характеристиками институтов социального страхования, зафиксированными в системе международных трудовых норм. Их средства не (были консолидированы в составе федерального бюджета, обеспечивая тем самым большую степень прозрачности для их использования исключительно на нужды застрахованных. Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от определенной группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельных отраслей социальной защиты:

старость, инвалидность, потеря кормильца;

медицинская помощь;

временная нетрудоспособность, включая беременность, роды и уход за малолетними детьми;

безработица.

Каждый из фондов осуществлял сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае обязательного пенсионного страхования), что определяло "ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования. Порядок уплаты и размеры взносов устанавливались законом.

Словом, созданная институциональная структура и ее правовое обеспечение, как никогда до и после того, соответствует принципам социального страхования, таким как субсидиарность со стороны государства, социальная демократия для участников системы, страховой механизм возмещения утраченного заработка и др.

В июле 1999 г. был принят Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования". Этот Закон занимает особое место в правовом массиве, относящемся к регулированию прав граждан на социальное обеспечение, так как имеет рамочный характер. В Законе заложены правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования. Подразумевается, что все другие законы, касающиеся отдельных видов обязательного социального страхования, должны соответствовать общим принципам, зафиксированным в данном Законе. В частности, в тексте Закона дано определение правового статуса объектов социального страхования, изложены их права и обязанности.

Впервые в этом Законе закреплены основные принципы обязательного социального страхования:

устойчивость его финансовой системы за счет эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий и обязательный характер;

доступность для застрахованных лиц;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;

исполнение страховщиком обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия субъектов в органах управления;

общественный контроль.

Также предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие защищенность финансовых средств государственного социального  страхования. Устанавливается автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; включены положения о разделении полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обязательного социального страхования, определен круг вопросов, относимых к ведению федеральных властей.

В ст.24 этого Закона предусмотрены государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования в виде предоставления дотаций, а также в виде возможности вложения временно свободных денежных средств только по обязательствам Правительства Российской Федерации, обеспечивающим их доходность. Профсоюзные организации имеют право контроля за использованием этих средств.

Для ведения финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюджетах фондов на очередной финансовый год и утверждается исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовый год.

Тем не менее изменения последних лет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности его порядок финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества.

Федеральным законом Российской Федерации с 1 января 2001 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование были консолидированы в составе единого социального налога (взноса). Таким образом законодательно был усилен процесс нивелирования различий между обязательными страховыми взносами и налогами. Специалисты в области международного трудового права и управления социальной защитой, а также профсоюзные лидеры предупреждают об опасности смешения правового статуса этих обязательных платежей. Особый статус обязательных взносов на социальное страхование признается одним из эффективных инструментов достижения финансовой устойчивости и прозрачности систем социального страхования, а также основным условием реализации страхового принципа организации этой системы.

Также начиная с 2001 г; перестал действовать Государственный фонд занятости, другими словами, была ликвидирована система социального страхования от безработицы. Обеспечение безработных происходит теперь на основе бюджетного финансирования, что в корне меняет сложившуюся систему.


Единый социальный налог

 

Единый социальный налог (ЕСН) был введен Законом от 5 августа 2000 г. № 118 "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Он зачисляется в Пенсионный фонд, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в Фонд социального страхования (за исключением взносов на обязательное социальное страхование от профессиональных рисков и платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения). Уплачивать его должны все работодатели, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты, частные нотариусы и др.

Объект налогообложения почти не различается более в зависимости от вида социального страхования - единым социальным налогом облагаются все доходы, начисленные работодателем в пользу работника. Исчисление дохода с целью уплаты части ЕСН в ПФР ведется нарастающим итогом с начала года по каждому работнику.

Ответственность за сбор обязательных страховых взносов, его своевременность и полноту возложена на налоговые органы.

Принятие нового пенсионного законодательства с 1 января 2002 г. повлияло на порядок сбора ЕСН. В течение всего 2001 г. в Пенсионный фонд зачислялась вся часть единого социального налога, предназначенного для выплаты трудовых пенсий. А с 2002 г. в связи с принятием новых пенсионных законов и дополнительными изменениями налогового законодательства при той же налоговой нагрузке на фонд оплаты труда платеж, зачисляемый в Пенсионный фонд, делится на две части. Одна часть в размере до 14% от Выплат в пользу работника зачисляется в федеральный бюджет и идет на выплату базовой части пенсии. Данная часть платежей в пенсионную систему носит налоговый характер, т.е. является безвозмездной и индивидуально обезличенной. Вторая часть (оставшиеся около 14% от максимально возможного 28-прбцентного тарифа) зачисляется в бюджет Пенсионного фонда и предназначена для выплаты страховой и накопительной частей пенсии. Эта часть, таким образом, имеет другую правовую природу и именуется пенсионными страховыми взносами, а в российском Налоговом кодексе - "сборами (взносами)".

В целом следует отметить, что в терминологии пенсионного и налогового законодательства отсутствует единообразие. Иногда формулировки Налогового кодекса приводят к неоднозначному  прочтению фундаментальных для системы обязательного социального страхования положений. Нивелирование различий между страховыми и налоговыми платежами на концептуальном уровне способствует нестрогому подходу к целевому предназначению средств социального страхования.

Например, ст.234 Налогового кодекса РФ предусматривает, что единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Из этой нормы вытекает, что ЕСН может служить источником финансирования как страховых, так и нестраховых социальных выплат. А это подрывает основы социального страхования.

При введении ЕСН были также приняты важнейшие решения в отношении социального страхования как экономической системы - в частности, были снижены тарифы на обязательное социальное страхование, введена регрессивная шкала по взиманию взносов с заработной платы. Декларируемые при этом цели в целом совпадали с целями либерализации экономики и облегчения налоговой нагрузки на работодателя и на социальные группы, имеющие более высокий доход:

упрощение для работодателя перечисления взносов;

повышение собираемости налогов;

снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

стимулирование работодателя не уходить от уплаты налогов и т.д.

О результативности такой политики за прошедшие два года поступают самые разноречивые сведения.

Будучи отстранены от функции сбора страховых средств и их аккумуляции, внебюджетные фонды стали неполноценными распорядителями страховых средств. Средства собираются на счетах казначейства, создавая возможность их нецелевого использования в связи с хроническими сложностями пополнения бюджета. Такая опасность традиционно существует и более или менее успешно преодолевается при таком же распределении функций в странах, где уже сложилась более эффективная межведомственная координация при управлении государственными финансами, где существуют традиции в повышении открытости и прозрачности управления.

Специального регулирования, безусловно, потребовало обязательное социальное страхование в отношении ненаемных работников в ходе изменения порядка уплаты страховых взносов. Изменения были внесены и в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Ряд организаций и индивидуальных предпринимателей не платили единый социальный налог (взнос), а платили единый налог на вмененный доход. Сумма этого налога рассчитывалась в различных регионах в зависимости от неодинаковых экономических факторов и совершенно не зависела от вклада конкретного работника в производственный процесс. Эти лица освобождены от уплаты ЕСН за себя и платят фиксированный платеж в бюджет Пенсионного фонда. Этот платеж является обязательным для уплаты и закреплен в Налоговом кодексе. Такое же положение распространено и на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, частных детективов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и др.


Заключение

 

Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; Принятые федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" стали основой правового регулирования деятельности социальных служб, которое распространяется на все субъекты РФ и вносит новые компоненты в правовые отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Российской Федерации создают правовое поле для формирования в регионах единых комплексов социальных служб и их кадрового обеспечения.


Список использованной литературы и нормативные акты

 

Законы Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Юридическая литература", 1998..

2. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Правовая система "Гарант".

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".

6. Долженкова ГД. Правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных // Журнал российского права. 2002. №7.

7. Захаров М. Ж, Севастьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М. 2002.

8. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2001.

9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Практический и научный комментарий к закону Российской Федерации: "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М., 2003.

10. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право).М. 2000.

11. Мачульская Е.Е. Круг лиц, подлежащих государственному (обязательному) социальному страхованию // Вестник Московского университета. Серия П. Право. 1998. № 6.

12. Мачульская Е.Е. Право на социальное обеспечение - естественное и неотъемлемое право человека // Вестник Московского университета. Серия 11. Право.

13. 1998. №5.

14. Мачульская Е.Е. Реформа социального обеспечения и необходимость кодификации законодательства // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. № 6.

15. Мачульская К Е. Социальный риск как объективная. основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2004. № 1.

16. Мачулыкая Е.Е., Горбачева ЖЛ. Право социального обеспечения. М. 2004.

17. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Тучковой. М. 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...