Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последняя воля николая второго




«… В эти решительные дни в жизни России, почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы, и в согласии с Государственной думой, признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть.

Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем на вступление его на престол государства Российского».

Г. Псков 2 марта 15 час. 1917г. Подписал: Николай»

Отказ Великого князя Михаила

«… Одушевленный единой со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, через представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые основные законы Государства Российского.

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облегчённому всей полнотой власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением образе правления выразит волю народа».

Петроград 3/III – 1917г. Подписал: «Михаил».

 

Если Николай II принял решение только в отношении брата и передал власть Михаилу, то Михаил принял решение в отношении всех претендентов на престолонаследие. Все претенденты, совершили клятвопреступление против Николая Второго, а значит, потеряли право престолонаследия. По воле Бога и Великого Князя Михаила самодержавная власть принадлежит русскому народу.

 

По воле царя Николая Второго вся власть в России принадлежит русскому народу.

«Всякая власть от Бога», – говорил апостол Павел и это библейская аксиома.

Волей Святого Великомученника Николая Второго русский народ получил самодержавную власть.

Отказ принять на себя эту власть является преступлением против народа, царя, Отечества и Бога.

Отказ подчиниться власти народа – есть вероотступничество и преступление против воли царя и Бога, изменой Отчизне и клятве Царю.

 

21 глава от Луки 25 стих: "И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

ПОЗИЦИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

И ПОДДЕРЖКА ГЕОРГА V

 

Изложена Михаилом Бабкиным в его труде «РОССИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И СВЕРЖЕНИЕ МОНАРХИИ В 1917 ГОДУ»:

№ 23. Из проповеди к пастве викария Ярославской епархии епископа Рыбинского Корнилия (Попова)

Марта 1917 г.

...Мы с вами словно грозой встревожены печальным известием о страшной междоусобной брани в Петрограде. Причиной всему царское правительство. Оно уже свергнуто волей народа, как не удовлетворявшее своему назначению и допустившее страну до голода и беспорядков. Государственная Дума по требованию народа избрала новое правительство из представителей народа, чтобы это новое правительство вывело русский народ и русскую армию на путь победы и славы.

Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. № 9-10. Часть неофиц. С. 109.

№ 24. Распоряжение епископа Вятского и Слободского Никандра (Феноменова) викарному епископу Сарапульскому и Елабужскому Амвросию (Гудко) и благочинным епархии

Марта 1917 г.

№ 27. Из речи архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стад-ницкого)1 на первом заседании Св. синода при Временном правительстве2

Марта 1917 г.

В настоящую историческую минуту не могу не высказать несколько слов, быть может и нескладных, но идущих от сердца. Господин обер-прокурор говорит о свободе Церкви. Какой прекрасный дар! Свобода принесена с неба Спасителем нашим и Господом: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» [Ин. 8, 36]; она выстрадана апостолами, куплена кровью мучеников. И великий дар свободы стоит испытаний и страданий. Двести лет Православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор! Но вот птица, долго томившаяся в клетке, когда ее откроют, со страхом смотрит на необъятное пространство; она неуверенна в своих силах и в раздумье садится около порога дверец. Так чувствуем себя в настоящий момент и мы, когда революция дала нам свободу от цезарепапизма... Великий дар свободы куплен и приобретается всегда ценой испытаний. Утверди, Господи, Церковь Твою!

Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 7. Часть неофщ. С. 324-325.

1 Архиепископ Арсений до 14 апреля 1917г. являлся постоянным членом Св. синода РПЦ.

2 Речь была произнесена в ответ на объявление обер-прокурором В.Н. Львовым о предоставлении Временным правительством Российской церкви «свободы от цезарепапизма». Речь воспроизведена архиепископом Арсением 26 марта на собрании духовенства г. Новгорода.

№ 28. Высказывание архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения(Стадницкого) на первом заседании Св. синода при Временном правительстве в момент выноса царского кресла1

Марта 1917 г.

Вот, выносят символ цезарепапизма!2

Богословские труды. М., 1998. Вып. 34. Юбилейный выпуск. С. 81.

1 В «Богословских трудах» сказано, что на этом заседании было вынесено кресло обер-прокурора Св. синода и нижеприводимое высказывание архиепископ Арсений произнес в качестве реакции на это событие. Однако многочисленные очевидцы (в том числе сам Арсений) свидетельствуют, что было вынесено именно царское кресло. Причем при выносе трона принимали участие иерархи, члены Св. синода, в числе которых - митрополит Владимир (Богоявленский) (см.: Жевахов Н.Д. Указ. соч. Т. 2.

С 191; ВЦОВ. 1917. № 1. С. 2-3; Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 11. Часть неофиц. С 451; Русское слово. М., 1917. № 51. С. 2; Биржевые ведомости. Пп, 1917. № 55. С. 4).

- По мнению архиепископа Арсения, царское кресло (трон), стоявшее во главе стола заседаний членов Св. синода, являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской» (Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 11. Часть неофиц. С. 451). Оно находилось рядом с креслом председательствующего в синоде иерарха и предназначалось исключительно для царя.

Повествуя о том же (4 марта) заседании Св. синода, на Новгородском епархиальном съезде, 31 мая, архиепископ Арсений по-другому воспроизвел свои слова в момент выноса царского кресла. Арсений сказал: «...я не смог сдержать себя и обратился с приветствием [к членам Св. синода и обер-прокурору], что Церковь свободна» (Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 11. Часть неофиц. С. 451; Новгородская жизнь. Новгород, 1917. № 21. С. 3).

1 В мемуарной литературе приводится эта же проповедь архиепископа Антония, но в иной, более краткой редакции: «Когда мы получили известие об отречении от Престола Благочестивейшего Императора Николая Александровича, мы приготовились, согласно его распоряжения, поминать Благочестивейшего Императора Михаила Александровича. Но ныне и он отрекся и повелел повиноваться Временному правительству, а посему, и только посему, мы Доминаем Временное правительство. Иначе бы никакие силы нас не заставили прекратить поминовение Царя и Царствующего Дома» (Антоний (Храповщкий), митрополит. Письма блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкаго). Джорданвилль, N.Y., Свято-Троицкий монастырь. 1988. С. 57).

№ 44. «Архипастырское послание пастве калужской» епископа Калужского и Боровского Феофана (Туликова) 6 марта 1917 г.

Велики испытания, переносимые нашим отечеством в войне с сильным и жестоким врагом, и велики они в различных нестроениях во внутренней жизни России.

Государь Император Николай Александрович сам, добровольно, в согласии с Государственной Думой, для блага России признал полезным и необходимым отречься от Престола Государства Российского и передать таковой Своему Брату, Великому Князю Михаилу Александровичу. Но и Великий Князь Михаил Александрович не принял на себя бремя царского служения без выражения на то воли великого русского народа. Таким образом, возврата к прежнему нет. Явилась настоятельная необходимость для спасения нашей дорогой Родины установить Временное правительство. И вот Временный [Исполнительный] Комитет Государственной Думы назначил министрами достойных всеобщего доверия лиц, которые временно и приняли на себя бразды правления над Российским Государством и все дело приготовления к созыву народного [Учредительного] Собрания, чтобы услышать волю народа об установлении впредь Высшей власти.

Богохранимая паства Калужская! Жизнь народов и царств управляется всемогущим Божиим изволением и всех путей Промысла Божия не обнять человеческим разумом. Преклонитесь пред неисповедимыми судьбами Промысла Божия. Сохраните твердой и ненарушимой преданность святой, православной вере Христовой, ибо в ней и утешение, и спасение, и залог будущей жизни. Сохраните твердо возвещенную Господом Иисусом Христом заповедь о любви к ближним. Любовь к ближним созидает общее благо, устро-яет порядок, и да будут вами охраняемы и ценимы, как ваши собственные, и жизнь, и личность, и права, и собственность ближнего. Оказывайте повиновение предержащей, указанной Государственной Думой, как общей, так и местной власти, чтобы своим внутренним нестроением не дать жестокому врагу повода надеяться, что над нами можно одержать победу. Внутренний мир и порядок дадут бодрость и силу воинам нашим для победы над внешним врагом. Все с удвоенной силой исполняйте свои обязанности. Усиленно работайте для обеспечения армии и населения. Имеющие запасы хлеба - продавайте уполномоченным и нуждающимся. Имеющие деньги - стремитесь обращать их в военный заем и тем способствовать победе над врагом. Усугубьте ваши молитвы пред Господом, Царем царствующих, да ниспошлет Он Духа Премудрости и разума настоящим правителям Державы Российской водворить порядок и правду в земле нашей, а нас всех да умудрит Святый Дух в единодушном избрании и признании той Высшей Власти, которая нужна будет для блага и славы Великой России.

Непрестанно молитесь, и Бог мира да наставит вас на всякое дело благое.

Благословение Божие да будет над вами.

РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917. Illотдел. У стол. Д. 21. Л. 54. Машинопись. Копия; Калужский церк.-обществ, вестник. Калуга, 1917. № 8-9. С. 2-3.

№ 48. Из речи викария Ярославской епархии епископа Рыбинского Корнилия (Попова) после прочтения «Актов» от 2 и 3 марта 1917 г.

Не позднее 6 марта 1917 г.

...Сейчас мы слышали об отречении государя Николая II. Тяжелым крестом для России, для русского народа было его царствование: сколько крови пролито во время [Русско-]Японской и настоящей войны! И недаром же русский народ почитается всегда народом-страстотерпцем: он всегда безропотно нес на себе все невзгоды, он всегда нес неисчислимые жертвы за благо Отечества; русский народ отдавал всех своих сыновей и все свое достояние на защиту веры и отечества. Но особенно тяжело было русскому народу переносить унижение от врагов во время Японской и настоящей войны. Зная неподготовленность России они и нападали на нее: бессильному плохо живется, на него больше нападают. А до бессилия русский народ доведен был старыми правительствами. И не стерпел этих унижений русский народ и сознавши, что под правлением старого правительства он все равно не мог бы выйти победителем из настоящей великой битвы народов, несмотря на все свои жертвы на отечество, он взял теперь власть в свои руки под водительством нового Богом данного правительства, ибо «нестг ·;;,:· ль аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть» [Рим. 13, 1]. Теперь (народу будет защищать свои права и мощно будет отражать врага....Для ускорения желанной победы мы должны все от мала до велика искренно и нелицемерно соединиться под властью нового правительства и помогать ему всеми своими силами в достижении вожделенной победы и счастья, и славы России. Призовем Божие благословение на нашу Богохранимую Державу Российскую и правителей ее!

Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. № 9-10.

Часть неофщ. С. 109-110. 7 марта 1917 г.

№ 55. Из проповеди экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона (Рождественского) 8 марта 1917 г.

Ныне мы переживаем великий исторический момент, равного которому по его тяжести и значению наша история, пожалуй, не знает. Тяжесть его - борьба с внешним врагом и внутренняя разруха. Значение - в замене формы государственного правления, в переустройстве жизни русского народа.

Триста лет назад русский народ вручил свое самодержавие Михаилу Федоровичу Романову, под сенью одной из костромских обителей1. Теперь он, почувствовав и сознав свою политическую и гражданскую зрелость, выразил желание взять самодержавие назад, а Царь исполнил это желание.

Великий труд предстоит в проведении в жизнь народную новых начал, но труд этот будет осуществлен; потухавший очаг государственной жизни, Бог даст, разгорится и засияет тем пламенем, у которого будет и светло, и тепло всем народам, населяющим Россию....

Вестник Грузинского экзархата. Тифлис, 1917. № 5-6. Неофиц. отдел. С. 165-166;

Тифлисский листок. Тифлис, 1917. № 54. С. 3.

№ 80. Речь епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) на собрании представителей епархиальных учреждений и духовно-учебных заведений

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...