Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Младший школьный возраст (6-10 лет)




 

Это наиболее сложный и противоречивый период развития личности. Переступая порог школы, ребенок б-ти лет по своим физическим и психическим качествам по существу является старшим дошкольником, а к 10-ти годам у него появляются черты младшего подро­стка со свойственными этому возрасту противоречия­ми и сложностями. Будет ли подросток хорошо учить­ся, будут ли конфликтные ситуации в его воспитании, зависит не от физиологических особенностей возрас­та, а от его жизненного пути, который он пройдет в на­чальных классах, от тех качеств личности, которые будут у него сформированы.

Учитель, воздействуя на младшего школьника, руководствуется специальной системой обучения и воспитания, выдержанной в содержании программ­ных знаний, умений и навыков, в планах и меропри­ятиях по воспитательной работе. Эти воздействия носят объективный характер, здесь ребенок выступа­ет в роли объекта воспитания. Программы обучения и воспитания предусматривают определенный уро­вень интеллектуального, нравственного, эстетическо­го, трудового, физического развития младшего школь­ника.

Однако известно, что младшие школьники, не­смотря на одинаковые программы и условия обуче­ния и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным заняти­ям, т. е. фактически получают неодинаковый уровень развития.

Младший школьник действует не только по ука­заниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности. У каждого ребенка есть черты, соотношение которых определя­ет его индивидуальность. В этом отношении ребенок проявляет себя как субъект воспитания.

Особенно интересен мир в представлении шести­летнего ребенка. Именно понимание этого мира позво­лило Ш.А. Амонашвили создать оригинальный опыт обучения и воспитания шестилеток.

Приступая к обучению и воспитанию шестилеток в школе, учитель добьется успеха, если ребенок будет для него не только объектом воздействия, но и индиви­дуально развивающейся личностью, тонко реагирую­щей на все ситуации жизни.

При поступлении в школу все дети хотят учиться, все смотрят на школу, как на школу радости. Однако многих ждет разочарование, трудности, которые ребе­нок не всегда может самостоятельно преодолеть. Ока­зывается некоторым неинтересно писать палочки, произносить звуки, слоги, сидеть смирно в течение урока. Если вовремя не заметить этого субъективного отношения ребенка к учению, то может сформировать­ся труднопреодолимая негативная реакция.

Шестилетний ребенок, переступая порог школы, несет с собой представления о ярком мире. Этот понят­ный, интересный, доступный для ребенка мир в про­цессе формирования абстракций исчезает. Переход от чувственного этапа познания мира к абстрактному сло­жен и труден для младшего школьника, особенно пер­воклассника. Знание особенностей возрастного разви­тия шестилетних детей помогает учителю разрешить возникающие противоречия.

У шестилетнего ребенка интенсивно развиваются такие свойства нервной деятельности, как сила, подвиж­ность, уравновешенность процессов.

Ребенку трудно сдерживать себя. Поэтому опытный учитель внимате­лен и терпелив по отношению к ребенку, он знает, что непослушание может быть следствием большой реак­тивности и подвижности ребенка. У детей шестилетне­го возраста малая устойчивость внимания, неумение управлять своим поведением наступает часто в силу истощаемости нервных клеток больших полушарий. При больших учебных нагрузках наступает «охранительное торможение». Оно проявляется в двигательном беспо­койстве, отвлечении внимания.

У детей в этом возрасте сформированы рефлексы подражания, копирования. Поэтому в учебной деятель­ности с шестилетними детьми важны форма, стиль, манера общения с детьми. Ребенок становится дисцип­линированным, отражая в своей деятельности систему предъявляемых к нему требований, в этом случае у него формируется опыт управления своим поведением. Но первоклассники не выдерживают длительного напря­жения, поэтому необходима смена видов деятельнос­ти, способов учения, использование игры при изуче­нии учебного материала.

Очень важно отношение детей к школе, к учению. Если ребенок желает учиться, с радостью идет в школу, тогда ему легче сосредоточиться, легче преодолеть труд­ности, учебная книга становится доступнее и понятнее.

Если учебная деятельность шестилетних детей про­водится без учета возрастных особенностей детей этого возраста, то уже ко второму и особенно к третьему клас­су – наблюдается падение интереса к учению. Опыт­ный учитель видит нарастающие противоречия и пыта­ется их разрешить занимательностью, творчеством, связью обучения с местной природой, прогулками, эк­скурсиями, вовлечением детей в активную работу.

С первых дней пребывания ребенка в школе учи­тель выявляет межличностные отношения детей, лиде­ров и зависимых в классе, что позволяет ему управ­лять отношениями детей, их общением в классе.

Благодаря различным видам деятельности и уме­лому распределению между детьми обязанностей и поручений, можно сформировать коллектив, принося­щий радость общения детям, способствующий преодо­лению недостатков в поведении детей и развитию положительных качеств личности.

В младшем школьном возрасте ребенок формирует­ся всесторонне. Нельзя считать, что главное для него – учебная деятельность, показатели успеваемости, а все остальное прилагается. Главное в формировании лич­ности ученика начальных классов – взаимосвязь ум­ственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Участие детей в доступных видах трудовой деятель­ности, знакомство с профессиями оказывают существен­ное влияние на формирование трудолюбия, интереса к труду взрослых, особенно родителей, приобщение их к культурным и духовным ценностям, формируют само­стоятельную творческую деятельность, доставляют ра­дость труда и отдыха.

Недостатки в усвоении знаний младшим школьни­ком преодолеть можно, если у него воспитаны нрав­ственные и волевые качества личности: трудолюбие, старание, упорство, усидчивость, настойчивость, жела­ние учиться, ответственность. Если же ребенок не обла­дает такими качествами, если в начальной школе они не сформированы, то повысить качество знаний, достичь высоких показателей в обучении чрезвычайно сложно, особенно в более старших классах. Одна из причин конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в том, что в начальной школе у ребенка сформированы каче­ства, личности, которые необходимо перевоспитывать.

В возрастной периодизации выделяются – подро­стковый возраст и юношеский возраст. Воспитателю дошкольного образовательного учреждения важно знать о детях младшего дошкольного возраста, так как он в условиях детского сада готовит детей к систематичес­кому школьному обучению, воспитывает готовность ребенка к школе. Воспитатель уже в своих выпускниках видит будущего первоклассника, сформированность качеств личности необходимых для адаптации к новым условиям в школе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...