Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретико-методологический аспект изучения особенностей личности старших дошкольников




Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический аспект изучения особенностей личности старших дошкольников

1.1 Историко-психологический анализ графической деятельности

1.2 Возникновение и развитие изобразительной функции рисования

1.3 Природа детского рисунка

1.4 Содержание детского рисунка

Глава 2. Исследование особенностей развития личности старших дошкольников

2.1 Изобразительная деятельность - средство диагностики личностных особенностей

2.2 Методические рекомендации по совершенствованию развития личности дошкольников

2.3 Индивидуальная работа

2.4 Этап вербализации

2.5 Коллективная работа

2.6 Заключительный

Заключение

Библиография


Введение

 

Актуальность данной темы состоит в том, что в системе дошкольного воспитания большое место занимает изобразительная деятельность. Она позволяет осуществить такие важнейшие требования современности, как единство обучения и воспитания, комплексный подход к трудовому, идейно-нравственному, эстетическому воспитанию и физическому развитию.

Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение, знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.

Изобразительная деятельность дает возможность раскрыть психологическое содержание индивидуальности, её связь с миром, особенности поведения, эмоциональное состояние, личностное развитие.

Объект исследования:

Изобразительная деятельность старших дошкольников.

Предмет исследования:

Личность.

Цель исследования:

Изучить особенности личности старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучению особенностей личности старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.

дошкольник рисунок изобразительный диагностика

2. Вскрыть источники и механизмы образования и развития изобразительной деятельности, а также понять какие психические свойства и способности в ней формируются и как они влияют на развитие личности.

. Статистическая обработка полученных результатов.

4. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей, исходя из полученных результатов тестирования.

Гипотеза исследования:

Изобразительная деятельность детей является показателем их личностного развития.

Почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей, искусствоведов, биологов, психологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон.

Искусствоведы стремятся через детские рисунки заглянуть в истоки творчества, при помощи анализа этих рисунков подтвердить правильность тех или иных эстетических концепций.

Биологи, проводя сравнительные исследования детских рисунков и зачатков графической деятельности высших обезьян предполагают, что эти исследования могут служить одним из каналов информации биологическом родстве и различии животных и человека.

Педагоги обсуждают проблемы руководства детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей.

Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.

Чрезвычайно интересно проследить стадии приобщения ребенка к изобразительной культуре, т.е. стадии развития изобразительной деятельности растущего индивида. Понятно, что знание возрастных этапов и специфики детского рисунка в целом и его изобразительной деятельности в частности. И поэтому при индивидуальной диагностики важно уметь видеть отсчетную точку - ею в данном случае становятся возрастные закономерности развития изобразительной деятельности детей, позволяющие сделать заключение относительно общих и индивидуальных особенностей личности.

Проблема заключается в том, чтобы определить, какие именно общие и специальные психические способности, какие аспекты человеческой культуры присваиваются ребенком на каждом этапе развития изобразительной деятельностии в каких особенностях этой деятельности и ее продуктах проявляется такое присвоение.

Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний.

В 1887г. вышла книга итальянского исследователя Корадо Ричи "Дети - художники" (Болонья, 1887), которая в 1918г. была переведена на русский язык. В 1913г. выходит работа Жоржа Рума (Франция)"Графический язык ребенка".

В Германии изучение детского рисунка обобщается в работах К. Лампрехта. Ф. Флейдер в книге "Рождение образа". Авторы дают анализ зарождения и формирования образа в детском рисунке и переводят его в анализ возникновения и развития художественного творчества ребенка, идущего по определенной аналогии с развитием мирового искусства. Такое изучение детского рисунка в русле биогенетической теории дало возможность ученым расширить понятие о "развитии примитивной человеческой жизни вообще".

Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка имеет важное значение. Оно получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. Большую роль в развитии исследований детского рисунка сыграли работы А.В. Кларка, М. Линдстрома, Г. Кершенштейна, Е.Х. Кнудсена. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина.Е.И. Игнатьев, И.П. Сакулина, Г.В. Лабунская, З.В. Денисова, Д.Н. Бочерникова, В.С. Мухина.

Мощный толчок развитию этих исследований и вместе с тем оригинальный подход к анализу детских рисунков дали работы Х. Пиаже. Детский рисунок рассматривается в них как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов складывающихся у ребенка.

Согласно Ж. Пиаже, в процессе развития рисования у ребенка взамен смутно похожего символа возникает адекватный предмету образ, который представляет собой частный случай этого символа. Символическая игра постепенно переходит в конструирование макета, как можно более точно соответствующего предмету. В развитии символа автор усматривает двоякую тенденцию; с одной стороны. в своем развитии символ все более приближается к адекватному отражении., с другой - символ есть ступень развития "знакового сознания", которая подготавливает высшие формы знаков - условные знаки.

Выготский считает, что детский рисунок - это своеобразная "графическая речь", и раннюю мнемотехническую стадию этой "речи" можно считать предвестницей будущего письма.

Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок является своего рода рассказом о том, что в нем изображается и, по - существу, не отличаются от словесного рассказа. Собственно это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.

Таким образом, можно сказать, что изобразительная деятельность детей к настоящему времени изучена достаточно широко.

При исследовании личности старших дошкольников средствами изобразительной деятельности, я использовала графические методы психодиагностики:

Тесты: "Автопортрет", "Рисунок семьи", "Самый счастливый день".


Глава 1. Теоретико-методологический аспект изучения особенностей личности старших дошкольников

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...