Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования для вступительного испытания

Программа вступительного экзамена по истории и теории художественного образования

По направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Магистерская программа «Музыкально-компьютерные технологии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на подготовку к вступительному экзамену по истории и теории художественного образования для поступающих в магистратуру по направлению 44.04.01 - Педагогическое образование магистерская программа «Музыкально-компьютерные технологии»

Программа включает в себя два раздела:

I. История художественного образования.

II. Теория музыкального образования.

Экзамен в магистратуру письменный, экзаменационный тест-билет включает в себя задания по истории художественного образования и основам теории музыкального образования, позволяющие выявить степень владения историко-художественным и теоретическим материалом в сфере музыкального образования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

I. История художественного образования

По истории художественного образования от абитуриента требуются знания следующих вопросов:

1. Методологические и мировоззренческие основы изучения музыкальной педагогики. Значение музыкальной педагогики, взаимосвязь ее компонентов в свете методологии.

2. Педагогические воззрения и музыкальная мысль в Древнем и Античном мире. Синкретичность всех видов искусства в древности, связь с религиозными обрядами и ритуалами. Зависимость развития культуры и искусства от роста производительных сил, появления государственных образований. Формы художественной деятельности. Античная эстетическая теория и музыка. Древняя Греция: жанры музыки, музыкальные инструменты. Появление обобщенных педагогических теорий. Воспитательное и образовательное воздействие музыки. Учение Платона и Аристотеля. Концепция античной теории гармоничного развития личности. Роль искусств в Древнем Риме, Древнем Китае, мусульманских странах.

3. Музыкальное искусство и педагогические взгляды в Средние века, эпохи Возрождения и Просвещения. Византия – центр и хранительница культурного наследия Средневековья. Преломление античных традиций в искусстве. Традиции тривиума и квадриума. Место музыки в византийской цивилизации. Включение христианством музыки в культурный ритуал, развитие музыкально-педагогической мысли. Реформа системы нотации. Содержание и формы музыкального обучения. Теснейшая связь музыкально-эстетической мысли и богословских теорий. Труды Амвросия, Боэция, Кассиодора, Иоанна Златоуста, Августина, мусульманского философа Аль-Фараби. Первые музыкально-педагогические руководства (Иоанн Кантоний). Гуманизм эпохи Ренессанса. Философские взгляды эпохи Возрождения. Расцвет любительского музицирования. Зависимость стилей и жанров музыки от социума. Популярность инструментального музицирования. Борьба за «царство разума» выдающихся деятелей эпохи Просвещения. Оформление музыкальной педагогики в самостоятельную отрасль знания. Трактовка художественного образования в учебно-воспитательном аспекте.

4. Основные направления и особенности развития зарубежной музыкальной педагогики. Трансформация идей музыкального воспитания XVI-XVIII вв. в современной музыкальной практике. Педагогические концепции И.С. Баха, Л.в. Бетховена, педагогические идеи Р.Шумана. Педагогические установки Э.Ж. Далькроза, З. Кодая, К. Орфа. Деятельность Пьера Ван Хауве. Японская музыкальная педагогика Ш. Сузуки. «Столбица» - система сознательного пения (Болгария); музыкальное образование США, Канады. Музыка в общеобразовательных школах Австрии – принципы и практика. Художественное образование в новой Европе: Венгрии, Польше, Германии, Италии, Бельгии, Англии, Австрии, Нидерландах, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании. Педагогика и музыкальное воспитание в Китае, Южной Корее.

5. Русская музыкальная педагогика: история и современность. Особенности развития музыкальной педагогики на Руси. Истоки русской музыки. Языческие обряды славян – пение, музыкальные инструменты. Церковная музыка, ее национальные черты. Знаменный распев. Подъем русской певческой культуры в XVI-XVII вв. Хоры государственных певчих дьяков и патриарших певчих дьяков. Придворная певческая капелла (Петербург) и Синодальный хор (Москва). Педагогическая практика на Руси: училищная, профессионально-ремесленная, приходская, монастырская. Партесное пение - причина раскрепощенности, своды творчества, развитие теоретических основ обучения, развитие на этой основе светского музицирования. Формирование русской композиторской школы: Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич, И.Е. Хандошкин, Д.С. Бортнянский. Развитие домашнего музицирования, художественное салоны и кружки. Частное преподавание. Фигура домашнего учителя. Система художественного воспитания в России. Музыкальное обучение в учебных заведениях разного типа. Создание и деятельность Императорского русского музыкального общества.

II. Теория музыкального образования

По теории музыкального образования от абитуриента требуются знания следующих вопросов:

1. Российская музыкальная педагогика ХХ-XXI вв. Музыкально-просветительская деятельность В.Г. Каратыгина, Н.В. Ковина, В.Н. Щацкой, Б.Л.Яворского на рубеже XIX-XX вв. Теоретическое обоснование новой концепции в музыкальной педагогике Б.В. Асафьева. Педагогическая теория музыкального творчества Н.А.Ветлугиной. Деятельность Научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. Музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского. Цель, задачи, содержание, принципы, методы программы по музыке Д.Б. Кабалевского. Альтернативные программы музыкального образования Ю.Б.Алиева, Н.А.Терентьевой, Н. Кошминой, Г.С.Ригиной и др.

2. Инновационные технологии в музыкальном образовании. Современный школьник в мире медиакультуры. Экранное искусство для детей. Основные виды работы по медиаобразованию с детьми младшего школьного возраста (работа с фильмом, творческая деятельность на занятиях, работа с ТВ–передачей, звукозапись). Музыкальный компьютер – новый инструмент музыканта. Возможности использования музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании.

Основная литература:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2004.

2. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. — Дубна: Феникс+, 2007.

3. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь, конец X - середина XVII столетия: Учебник для вузов / Е. В. Николаева. – М., Владос, 2006.

Дополнительная литература:

 

1.Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М.: Музыка, 2006.

2.Хрестоматия по музыкальной педагогике / Сост. Немыкина И.Н., Беляев С.Е. – Каменск-Уральский педагогический университет, 2006.

3.Чередниченко Т.В.Музыка в истории культуры. – Долгопрудный, 2004.

Требования для вступительного испытания

Абитуриент демонстрирует уровень и качество предшествующего образования через вступительное испытание в форме теста.

Испытуемый должен дать ответ на все предлагаемые вопросы. Вопросы могут содержать как один, так и несколько правильных вариантов ответов. В последнем случае частично верный ответ снижает итоговое количество набранных баллов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...