Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство древних христиан I – III веков




Христианство – своим направлением, своими небесными истинами, своим великими событиями – с момента своего появления должно было оказать благодатное влияние на все искусства. Божественная личность Господа Иисуса, озарившего Своим пришествием весь мир, учение веры с ее символикою, разнообразие Священной Истории, как Ветхого, так и Нового Завета, создали благодатный запас художественных идей, много превышающий языческие образы.

Евангелие святого Иоанна Богослова можно назвать евангелием для живописцев, ибо в нем представлены прекрасные, действительно, живописные образы доброго Пастыря, виноградника Господня, Тайной вечери, страданий, смерти и Воскресения Господа. Много подобного мы находим и у Святого евангелиста Луки. Церковное предание говорит о том, что евангелист Лука был мастером живописного дела и написал несколько образов Пресвятой Богородицы.(Церковное предание указывает на существование иконы Спасителя еще при Его жизни. Об этом повествует прп. Иоанн Дамаскин (Точное изложение Православной Веры, гл. 16)

Уже с самых первых времен появления христианства порой раздавался голос, укоряющий в том, что христианство уничтожает или стесняет искусства. Это высказывали Цельс, Лукиан, Юлиан, Ливаний и др. Однако Церковь никогда не допускала никакого пренебрежения или стеснения человеческого искусства. Подобные обвинения, главным образом, должны относиться к еретикам первых веков. Секты назореев, евионитов, монтанистов считали искусство живописи и скульптуры изобретением лукавого с целью ослеплять и увлекать людей.

Христова Церковь с самого начала своего бытия была покровительницей и защитительницей искусств. Если в первое время Церковь достаточно осторожно относилась к различным священным изображениям – то происходило это, в основном, от предосторожности, весьма уместной по отношению к новообращенным из язычества: чтобы творение не затмило Творца, святое не обесчестили прикосновением нечистых рук, и образ не приняли за одно с Образуемым. Но это столь же мало свидетельствует о нерасположении христианства к искусству, как и случай изложенный в Деяниях Апостольских (16, 23), когда в Эфесе все серебряники поднялись против Павла и проповедуемого им учения, потому что для них стало очевидным, что с падением культа поклонения Диане, они потерпят большой финансовый убыток. Несправедливо было бы вменить в вину Христианской Церкви и случаи, когда, по достижении торжества христианства и окончательном падении язычества, некоторые ревнители разрушали или позволяли разрушать храмы и произведения языческого искусства. Как правило, происходило это по воле императоров, стремившихся как можно скорее покончить с языческим прошлым - но никак не являло собою голос и волю Церкви.

В первое время своего существования Христианская Церковь мало занималась художествами. Причина здесь, прежде всего, кроется в особом, гонимом положении Церкви. Как могли развиваться художества, когда Церковь подвергалась жестокому преследованию, и малейший видимый знак мог выдать христианина и целую общину в руки врагов? (В Истории Церкви Евсевия епископа Кесарийского мы находим, например, следующую фразу: «Я видел множество портретов Спасителя, Петра и Павла, которые таким образом сохранились до нашего времени». Перед этим Евсевий подробно останавливается на описании статуи Спасителя, виденной им в городе Панеаде (Кесарии Филиповой в Палестине), воздвигнутой кровоточивой женой, исцеленной Спасителем)

Неблагоприятные обстоятельства, сопровождавшие появление Христианской Церкви, в первое время не позволяли думать даже о весьма скромных памятниках зодчества. В век апостольский и много времени спустя дома верующих служили местами христианских богослужебных собраний. Часто для этой цели отводили самую лучшую, в богатых домах – верхнюю комнату (горницу) (Деян. 1, 13; 20, 8). С наступлением гонений местами молитвенных собраний стали пещеры, подземные катакомбы и даже темницы.

Наиболее полную картину древних христианских общественных собраний (храмов) представляют собой подземные катакомбы – кладбища (Iocus religiosus). Большей известностью из сохранившихся до нашего времени пользуются Римские катакомбы (общая протяженность составляет более 700 км.). Известны катакомбы в Палестине, Африке, Центральной Азии, Кипре, Сирии. В Риме известно 42 катакомбы; из них: 26 больших, 11 малых, 5 возникших после торжества христианства.

В целом, искусство первохристианское есть, прежде всего, искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, как правило, соответствует священным текстам: ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

 

ПЕРИОД I-III ВВ

Христианское искусство зарождалось в определенное время на определенном фоне, который не мог не влиять на христианских живописцев. Христиане не копировали, не следовали прямо, но определенные черты раннего искусства родились именно вследствие общения с языческими образцами.

Предание – Нерукотворный Образ. Спас на чрепице (на черепице). В 10 в Образ был перенесен в Константинополь. Это предание сохранилось с 3 в. В 6 в это уже авторитетное повествование (доиконо-борческий период).

Плат Вероники. Вероника – кровоточивая жена, края подала Христу, идущему на крестную смерть, плат. На плате изобразился образ в терновом венце.

Есть мнение (еп.Василий Родзянко), что Нерукотворный Образ – Туринская Плащаница. Есть пре-дание о древних изображениях Христа (рукотворных) – скульптура Христа в г.Панеане, М.А., изобра-жение Христа и преклонившейся Вероники, о ней пишет в 4 в Евсевий Кесарийский - “язычникам было свойственно так благодарить благодетелей”. Евсевий признает факты чудотворения – народ рвал траву вокруг статуи и исцелялся. Были иконы Христа 4, 5 в, но они не сохранились..

Предания об иконах Пресвятой Богородицы. Повествование есть о написании только одной ико-ны. В Русской Церкви предание говорит о 3, 10, на западе – 21 иконах, написанных ев.Лукой. Уже в 6 в об этой иконе есть свидетельства. Сейчас мы не можем показать эту икону. Владимирская икона по кра-сочному слою – 12 в. возможно, это список с иконы ев.Луки, м.б.она написана на той же доске.

Предание о нерукотворной иконе Б.М. - [Лиддской] (Римской). О ней свидетельствует св.Германа Конст., 8 в.

Собственно древнейшее церковное искусство не сохранилось. Это было вызвано гонением на Церковь, многое было утрачено или вообще изображений в храмах не делалось.

Эльвирский собор 302-304 гг, правило 34 - “да не будет в церквах живописных изображений”. Имеется в виду живопись на стенах. Храм м.б.разрушен при гонении. Чтобы не подвергнуть поруганию святыни, собор постановил не делать изображений на стенах. В периоды мекжду гонениями строились отдельные храмы, руины дошли до нас.

Искусство скульптуры, бывшее в употреблении в античности, теперь перестает быть актуальным. В этот период создается очень мало скульптур. Например, скульптура Христа в Панаде – 1-3 вв, но в целом отношение к скульптуре неготивное, количество их у ранних христиан незначительное.

 

Римские катакомбы представляют собой совершенно поразительные коридоры подземные, достигающие пяти этажей вглубь. Протяжённость их чрезвычайна велика: если римские катакомбы вытянуть в линию, то их протяжённость будет около 1000 километров. Кроме Рима катакомбы существуют в Неаполе, в Египте, в Палестине, но именно в римских катакомбах избежало уничтожения и сохранилось наибольшее количество первохристианских памятников. Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, свидетельствующие, что библейский символизм находил выражение в живописном и графическом исполнении. Рыба, якорь, кораблик, птицы с оливковыми ветвями в клюве, виноградная лоза, монограмма Христа и т.д. - эти знаки несли в себе основные понятия христианства. Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы. Постепенно христианская культура осваивала язык античной культуры, по мере разложения последней христианские апологеты все меньше опасались ассимиляции христианства античным миром. Язык античной философии хорошо подошел для изложения догматов христианской веры, для богословия. Язык позднеантичного искусства на первых порах оказался приемлемым для христианского изобразительного искусства.

 

Все изображения (живопись) катакомб обычно разделяют на: 1) символическую (якорь, голубь, феникс, павлин, агнец), 2) аллегорическую («Притча о 10 девах», «Добрый Пастырь»), 3) историческую («Ноев ковчег», «Даниил во рве львином», «Поклонение волхвов»), 4) литургическую (плавающие рыбы, на спинах которых находятся корзины с хлебами), 5) изображения Христа (условное изображение в виде юноши) и Богородицы. (Образ Богоматери достаточно устойчив с самых первых времен христианства. Богородица часто изображалась с Младенцем на руках в образе смиренной и кроткой женщины. Древнейшим фресковым образцом изображающим Богоматерь является роспись в катакомбах Прискиллы (I-II вв.), фреска в катакомбах Маркеллина и Петра (начало III в.), фреска в катакомбах Агнии (IV-V вв.). Отличительная черта всех этих изображений состоит в том, что они находятся, в большей или меньшей степени, под влиянием античной школы и, потому, являются свободными произведениями художественного творчества – отсюда их яркая индивидуальность) Большинство изображений катакомб носит символический характер. При выборе символических изображений, христиане опирались отчасти на творения свт. Климента Александрийского, который первым из отцов указал на удобство египетских иероглифов для изображения христианских образов (голубь, рыба, корабль, лира, якорь, птица). Но самым древним символом доныне остается крест. В катакомбах он часто скрывался под видом буквы «Х» или еврейской буквы «Т». Только в памятниках искусства, начиная со времени Феодосия Великого (379-395 гг.), появляется прямое изображение знамения креста.

 

Искусство катакомб прежде всего искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, в большинстве соответствует священным текстам, ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

Первые христиане употребляли прежде всего библейские символы, как агнец, Ноев ковчег и т.д. но когда в Церковь стали входить язычники, эти символы оказались им чуждыми и часто малопонятными. Тогда, чтобы приблизить их к постижению истины, Церковь приняла некоторые языческие символы, способные передать её учение. Но, принимая эти символы, Церковь очищала их от языческого содержания, восстанавливая их первоначальный глубокий смысл, который к этому времени был в значительной степени утерян, и использовала их для выражения совершившегося дела спасения.

Наряду с редкими непосредственными изображениями Христа мы находим множество изображений и символических, как написанных красками в катакомбах, так и барельефных на саркофагах. Из тех, которые прибегают к человеческому образу, на первом месте стоит изображение Доброго Пастыря, которое появляется уже в первом веке. Например, на саркофагах знатных людей появляется сюжет "Добрый Пастырь" - это аллегорическое изображение Христа является знаком принадлежности этих людей к новой вере. Образ тесно связан с символом агнца и основан на библейских текстах. Так пророки Иезекииль (гл.34) и Давид (пс.22) представляют Израиль как стадо овец, Пастырем которого является Бог. И Христос применяет этот образ к Самому Себе: "Я есмь пастырь добрый; " (Ин. 10.14) или "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. " (Мф. 15.24). восприняв этот иконографический тип, христианство вложило в него определённое догматическое содержание: Добрый Пастырь - воплощённый Бог - несёт на Себе заблудшую овцу - падшую человеческую природу и сочетает её со Своей Божественной славой. Здесь поясняется действие Христа, а не показывается Его исторический облик. Облик этот ни в коем случае нельзя смешивать с образом Христа Отрока - Эммануила.

Из античной мифологии взят другой, сравнительно редкий символический образ Христа в виде Орфея, игрой на лире чарующего диких зверей. Символ этот часто встречается в писаниях древних авторов, начиная с Климента Александрийского: как Орфей укрощал своей лирой диких зверей, очаровывал горы и деревья, так Христос привлекает людей через Своё Божественное слово и покоряет стихии.

Даже сюжеты, которые могут с первого взгляда показаться декоративными, имеют скрытый смысл, как, например, виноградная лоза, очень часто встречающаяся в первохристианских росписях. Это образная форма, соответствующая словам Спасителя: " Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. " (Ин.15. 4-5). И слова эти, и соответствующее им изображение имеют двойной смысл. Изображение лозы и её ветвей указывает на Христа и Его Церковь: "Я есмь лоза, а вы ветви".но чаще всего встречается изображение лозы с гроздьями винограда: или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви - Евхаристию. "Виноград даёт вино, как Слово дало Свою кровь", - пишет Климент Александрийский. Люди или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба (у примитивных народов рыба символ плодовитости, у римлян начала эры она превратилась в эротический символ). Принятию христианами этого символа способствовало то, что рыба играет большую роль в евангельском повествовании. Сам Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Обращаясь к рыбакам, Он, естественно, употреблял образы им близкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению называл их "ловцами человеков" (Мф. 4.19; Мк. 1.17). Но широкое распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба - Ichthus (Ichthus - "рыба" греч., Iesous Christos Theou Uios Soter - Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель). Образ этот встречается повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях, и на отдельных предметах. Маленьких рыбок из металла, стекла, перламутра или камня христиане носили на шее, как мы носим нательный крестик, с надписью "спаси" или "да спасёшь". Итак первое и основное значение рыбы - это Сам Христос. Некоторые древние авторы называют Его "небесной рыбой". Чтобы показать, что церковь основывается на Христе, изображают корабль, покоящийся на спине рыбы. Христос посреди христиан изображался в виде большой рыбы, окружённой маленькими. Более того в изображениях и письменных источниках, употребляющих символ, рыбы, подчёркивается евхаристическое значение этого символа. Когда изображается таинство Евхаристии, в виде трапезы, совершения самого таинства или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображалась рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывала на значение хлеба и вина.

Другим распространённым символическим изображением Спасителя был Его ветхозаветный прообраз - агнец, изображение которого появляется в христианском искусстве с I века. Этот символ распространялся как и рыбы распространялся прежде всего на Самого Христа, на христиан вообще, и в первую очередь на Апостолов. Агнцы, пьющие воду из горных источников, указывают на утоление жажды душ человеческих живой водой евангельского учения. Если агнца было два, то это указывало на Церковь из израильтян и Церковь из язычников.

Изображения Богоматери в катакомбах почти так же многочисленны, как изображения Спасителя. Но в то время, как Христос часто изображается символически, Богоматерь всегда изображается прямо и непосредственно. Наиболее древнее дошедшее до нас Её изображение относится ко II в. Часто изображается Она и одна в виде Оранты, то есть с воздетыми в молитве руками. Такое изображение подчёркивает Её роль Предстательницы пред Богом за Церковь и за мир, и в таком именно виде и изображается Она на многочисленных найденных в катакомбах донышках богослужебных сосудов. Иногда рядом с Ней изображаются Апостолы Петр и Павел, иногда Её мать, святая Анна. Роль Её особенно подчёркивается в сцене поклонения волхвов. В римских катакомбах до сих пор открыто не менее 12 изображений поклонения волхвов, восходящих ко II- IV векам. Богоматерь всегда сидит, держа Младенца на коленях и вместе с Ним принимая поклонение, что особенно подчёркивает Её достоинство Матери Божией. Этими изображениями христиане подчеркивали место в Церкви христиан из язычников и законность их служения наряду с христианами из народа израильского.

Наряду с изображениями, прямыми или символическими, Спасителя и Божией Матери, мы видим в катакомбах и изображения Апостолов, пророков, мучеников, а также образы Ангелов, т.е. всё разнообразие христианской иконографии.

В искусстве катакомб мы находим основной принцип церковного искусства. В катакомбах уже с первых веков появляется новый стиль искусства, свойственный христианству. Искусство это передаёт учение Церкви и соответствует священным текстам. В соответствии с этим и цель его в том чтобы на проблематику повседневной жизни дать евангельский ответ. Нигде в катакомбах мы не встречаем изображений бытового или психологического характера, в катакомбах до сих пор не найдено ни одной сцены мучений. Ещё одна черта, характерная для христианского искусства: образ сводится к минимуму деталей при максимуме выразительности. Этот лаконизм, эта скупость в средствах выражения также соответствует лаконичному и сдержанному повествованию Евангелия. Символика этого времени представляет собой стройную систему, проникнутую благовестием о тайне спасения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...