Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальная динамика уровня сформированности показателей




ТМПО 1-й экспериментальной группы

Показатели   Студенты П1 П2 П3 П4 П5 П6 П7 П8 П9 П10
1. Антон А   До С С В С В В С С С С
После В В В В В В В В В В
2. Елена Б.   До С С Н Н Н С С С С С
После В В В В С В В В В В
3. Юля Б.   До С С Н Н Н Н С С С С
После В В В В С С В В В В
4. Маша В.   До С С С С С С С Н С С
После В В В В В В В В В В
5. Вика Б.   До Н Н Н Н С С Н Н С Н
После С С С С С В С С С С
6. Юля Ивп.   До Н Н Н Н Н С С Н С Н
После С С С С С В В С В С
7. Юля Ив.   До Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н
После С С С С Н С С С С С
8. Саша К.   До С С С С С В С С С С
После В В В В В В В В В В
9. Вероника К.   До Н Н Н Н Н Н Н С Н Н
После С С С С С С С С С С
10. Надя К.   До Н С С Н Н С Н Н Н Н
После С С В С С В С С С С
11. Оля О.   До Н Н Н Н Н Н Н С Н С
После С С С В С С С С С С
12. Катя Р.   До Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н
После Н С Н Н Н С С С Н С
13. Лиля С.   До С С Н С Н Н С С Н Н
После В С С В С С С В С С
14. Ксения Ц.   До С С Н Н В С С С С С
После В В В С В В В В В В

 

коммуникативных способностей, личностными особенностями, наличием стойких барьеров и трудностей общения, преодоление которых требует более продолжительного времени и саморазвития. При анализе результатов обучения была выявлена наиболее высокая динамика ТМПО у студентов первой экспериментальной группы, отличившихся «скачкообразным» характером перехода отдельных показателей коммуникативной техники от одного уровня на другой. Так, слабым звеном Елены Б., Юли Б. на начальном этапе обучения были показатели критерия «Степень развития речемыслительной деятельности,

у Маши В. значительно отставала сформированность коммуникативной рефлексии. К концу эксперимента, благодаря психолого-педагогическим условиям, созданным на занятиях спецкурса, а также исключительной степени проявления целеустремленности, настойчивости, названным студентам удалось подняться с низкого на существенно качественный высокий уровень.

Таблица 7

Индивидуальная динамика уровня сформированности показателей ТМПО

Ой экспериментальной группы

Показатели Студенты П1 П2 П3 П4 П5 П6 П7 П8 П9 П10
1. Катя А. До Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н
После С С С Н Н С С С С С
2. Юля Г. До С С С С С С С С С С
После В В В В В В В В В В
3. Света Д. До С С С С Н С С С С С
После В В В В С В В В В В
4. Валя Д. До С С В С С С С С С В
После В В В В В В В В В В
5. Митя Е. До Н Н Н Н С С Н Н Н С
После С С С С В В С С С С
6. Ксения К. До С С С С С С Н Н С С
После В В В С В В С С С В
7. Юля М. До С С С С Н Н Н С Н Н
После В В В В С С С В С С
8. Кузьма Р. До С С С С Н С С С С С
После В В В В С В В В В В
9. Альбина С. До Н Н Н Н Н Н Н С Н Н
После С С С С Н С С С С С
10. Алла Ш. До Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н
После С С С С С С С С С С
11.Юля У. До С С Н Н В С С С С С
После В В С С В В В В В В

 

Таким образом, результаты эмпирического анализа групповой и индивидуальной динамики, статистическая обработка результатов исследования доказывают эффективность технологии обучения, в которой получили реализацию выявленные и обоснованные психолого-педагогические условия обучения студентов ТМПО, а, следовательно, подтверждают гипотезу настоящего исследования.

Выводы по второй главе

Проведенное исследование показало, что реализация выявленных и обоснованных психолого-педагогических условий обеспечивает эффективность обучения студентов технике музыкально-педагогического общения.

Нами обосновано, что актуализация развития техники музыкально-педагогического общения на диагностической основе позволяет успешно формировать ценностное отношение к профессиональной коммуникации, устойчивый интерес к развитию профессионально значимых коммуникативных умений, стимулирует процесс самопознания студентов в ходе развивающей личностно-ориентированной диагностики.

Реализация психолого-педагогического условия, связанного с активизацией развития профессионально-речевых умений, приводит к более высокому уровню сформированности навыков исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений, эмоционально-речевых умений, способствует развитию художественного мышления, экспрессии невербальной музыкально-педагогической коммуникации.

Использование интерактивных форм и методов обучения в условиях осуществления контекстной направленности и преобразования дидактической среды обеспечивает динамику приращения эмпатийно-рефлексивных и диалоговых умений, значительно расширяет опыт профессионального общения, вырабатывает гибкость и вариативность художественно-педагогического воздействия.

Экспериментально апробированная технология обучения студентов технике музыкально-педагогического общения, состоящая из пропедевтически-диагностического, художественно-творческого, контекстно-интерактивного и оценочно-обобщающего этапов, позволяет успешно развивать предметные коммуникативные умения и динамизирует развитие личностных параметров техники музыкально-педагогического общения.

 

 

Заключение

 

Качественные изменения в современном профессиональном образовании, обусловленные процессами гуманизации и демократизации, обнаружили несоответствие требований, предъявляемых к профессиональной коммуникативной деятельности педагогов-музыкантов, и реальной системой подготовки, направленной преимущественно на решение узкопрофильных задач. Одним из показателей готовности студентов музыкальных колледжей к предстоящей профессиональной деятельности является освоение ими личностно-ориентированных технологий педагогического взаимодействия, предполагающего совершенное владение техникой музыкально-педагогического общения.

Техника музыкально-педагогического общения рассматривается нами как совокупность профессионально значимых коммуникативных умений, интегративно отражающих внешние поведенческие и внутренние личностные параметры, обусловленные ценностным отношением к музыкально-педагогической деятельности и общению. Техника музыкально-педагогического общения образована операциональными (вербальным, невербальным, перцептивным, интерактивным) и личностными (ценностно-мотивационным, интеллектуально-художественным, эмоционально-эстетическим) компонентами, ядром которых выступают профессионально значимые коммуникативные умения.

В содержание понятия «техника музыкально-педагогического общения» мы включили: художественно-педагогические средства, механизмы и способы общения; комплекс коммуникативных, эмоционально-эстетических свойств и качеств личности, характеризующий ее музыкально-педагогическую направленность и творческое художественно-педагогическое мышление.

Согласно такому пониманию ТМПО, мы определяем обучение студентов технике музыкально-педагогического общения, как целенаправленный процесс формирования не только знаний, практических умений для овладения приемами, средствами и механизмами общения, но и как процесс развития личности.

На основе аксиологического и операционального подходов к оценке педагогических явлений, а также, исходя из понимания ТМПО, как совокупности профессионально значимых коммуникативных умений, интегративно отражающих внешние поведенческие и внутренние личностные параметры, обусловленные ценностным отношением к музыкально-педагогической деятельности и общению, нами выделено 5 критериев эффективности обучения общению, раскрывающихся через совокупность показателей и уровней их проявления. Критериями эффективности обучения студентов ТМПО являются: ценностное отношение к музыкально-педагогическому общению и деятельности, степень развития речемыслительной деятельности, проявление невербальной музыкально-педагогической коммуникации, уровень сформированности эмпатийно-рефлексивных умений, степень владения технологией диалогового обучения.

В ходе исследования разработана и теоретически обоснована модель процесса обучения студентов технике музыкально-педагогического общения, дающая комплексное представление о предмете исследования, позволяющая представить главные его элементы, их структурные связи.

На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, учебно-нормативных документов, результатов анкетирования, изучения и обобщения опыта работы педагогов-музыкантов была выявлена совокупность психолого-педагогических условий обучения студентов технике музыкально-педагогического общения, обеспечившая формирование нового педагогического мышления, личностно-профессиональный рост студента – музыканта. К числу основных психолого-педагогических условий нами отнесены: актуализация развития техники музыкально-педагогического общения на диагностической основе, активизация развития профессионально-речевых умений, осуществление контекстной направленности обучения, преобразование дидактической среды.

Нами обосновано, что актуализация развития техники музыкально-педагогического общения на диагностической основе позволяет успешно формировать ценностное отношение к профессиональной коммуникации, устойчивый интерес к развитию профессионально значимых коммуникативных умений, стимулирует процесс самопознания студентов в ходе развивающей личностно-ориентированной диагностики.

Доказано, что реализация психолого-педагогического условия, связанного с активизацией развития профессионально-речевых умений, приводит к более высокому уровню сформированности навыков исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений, эмоционально-речевых умений, способствует развитию художественного мышления, экспрессии невербальной музыкально-педагогической коммуникации.

Экспериментально проверено, что использование интерактивных форм и методов обучения в условиях осуществления контекстной направленности и преобразования дидактической среды обеспечивает динамику приращения эмпатийно-рефлексивных и диалоговых умений, значительно расширяет опыт профессионального общения, вырабатывает гибкость и вариативность художественно-педагогического воздействия.

Две повторяющиеся серии педагогического эксперимента установили, что апробированная технология обучения студентов технике музыкально-педагогического общения, состоящая из пропедевтически-диагностического, художественно-творческого, контекстно-интерактивного и оценочно-обобщающего этапов, позволяет успешно развивать предметные коммуникативные умения и динамизирует развитие личностных параметров техники музыкально-педагогического общения.

Технология осуществлялась на основе ведущего личностно-деятельностного, а также дополняющих его контекстного, интерактивного и средового подходов. Продуктивное сочетание указанных подходов, их комплексное использование позволили создать оптимальную технологию, учитывающую многоаспектность коммуникативного обучения, способствующую развитию операциональной и личностной составляющих ТМПО.

Таким образом, поэтапный характер реализации условий обучения позволил последовательно переходить от осознания ценности музыкально-педагогического общения, становления субъектности (1 этап), к активному развитию профессионально-речевых умений, невербальной музыкально-педагогической коммуникации (2 этап), и далее, к освоению технологий контекстно-интерактивного взаимодействия на основе формирования эмпатийно-рефлексивных и диалоговых умений (3 этап).

Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что целенаправленное, специально организованное обучение профессиональному общению эффективнее, чем процесс развития коммуникативных умений в традиционной системе. Представленные данные экспериментально зафиксировали и подтвердили эффективность психолого-педагогических условий и технологии обучения студентов технике музыкально-педагогического общения.

Данная работа не претендует на исчерпывающее освещение проблемы обучения студентов ТМПО. Среди перспективных направлений ее исследования считаем важным разработку и апробацию вариативных технологий, расширение диапазона дидактических условий, способствующих повышению уровня профессиональных коммуникативных умений, личностного роста будущего педагога музыканта.

 

Библиография

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

2. Абрамова, Т. В. Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы: дис. … канд. пед. наук / Т. В. Абрамова; Белгородский гос. ун-т. – Белгород, 2000, - 242 с.

3. Абульханова- Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения / К. А. Абульханова- Славская // Проблема общения в психологии: сб. статей под ред. Б. Ф. Ломова. - М.: Наука, 1981. - С. 218-241.

4. Адоевцева, И. В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки: дис. … канд. пед. наук / И. В. Адоевцева; – Кострома, 2001. – 174 с.

5. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – СПб.: «Златоуст», 1999. – 472 с.

6. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1971. – 278 с.

7. Ананьев, Б. Г. Человек - как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1968. – 221 с.

8. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Наука, 1994. – 324 с.

9. Аристотель. Риторика / Аристотель (Перевод с древнегреческого и примечания О. П. Цыбенко под ред. О. А. Сычева и И. В. Пешкова). ПОЭТИКА (Перевод В. Г. Аппельрота под ред. Ф. А. Петровского). – М.: Лабиринт, 2000. – 224 с.

10. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель; пер. с древнегреч.; общ. ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1984. – Т. 4. - 830 с.

11. Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки / Л. Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. – 111 с.

12. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. – 272 с.

13. Афонченко, Л. Ф. Подготовка студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. Ф. Афонченко. – Елец, 2004. – 24 с.

14. Базиков, А. С. Из истории отечественного музыкального образования (Тридцатые годы ХХ столетия) / А. С. Базиков // Исторические и дидактические аспекты обучения музыкальному искусству. Межвузовский сборник научных трудов / МГИМ. – М., 2000.- С. 39 – 47.

15. Байбикова, Г. В. Музыкально-педагогический диалог как условие духовного развития личности / Г. В. Байбикова // Духовность и искусство в системе образовании: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / Белгород: ИПЦ. Политерра, 2004. – С. 198-202.

16. Байбикова, Г. В. Музыкально-педагогическое общение в индивидуальном обучении / Г. В. Байбикова // Сборник методических работ преподавателей учебных заведений культуры и искусства / Белгород, 2004. – С.76-84.

17. Байбикова, Г. В. Система невербальных средств профессиональной коммуникации педагога-музыканта / Г. В. Байбикова // Социокультурная динамика региона: сб. науч. тр. участников IV межрегиональной науч.-практ. конф. / БелГИК. – Белгород, 2004. – С. 283-289.

18. Баренбойм, Л. А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы / Л. А. Баренбойм. – Л.: Сов. композитор, 1989. – 368 с.

19. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.

20. Белозерцев, Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования / Е. П. Белозерцев. - Волгоград: Перемена, 2000. - 461с.

21. Белозерцев, Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. - СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. – 704 с.

22. Белозерцев, Е. П. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» / Е. П. Белозерцев, А. Усачев // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). - 2003. - №9. - С. 30-37.

23. Березина, Т. В. Многомерная психика. Внутренний мир личности / Т. В. Березина. – М.: ПЕРСЕ, 2001. – 319 с.

24. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн; пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 480 с.

25. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. - Воронеж: Издательство Воронежского ун-та, 1977. – 304 с.

26. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

27. Блонский, П. П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. - М.: Просвещение, 1964. – 547 с.

28. Блинов, В. М. Эффективность обучения. Методологический анализ определений этой категории в дидактике / В. М. Блинов. - М.: Педагогика, 1976. – 192 с.

29. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М.: МГУ, 1982. – 199 с.

30. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.

31. Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. – 3-е изд., перераб. и допол. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. – 320 с.

32. Борисова, Н. В. Игра в обучении лекторов / Н. В. Борисова, А. А. Соловьева. - М.: Знание, 1989. – 64 с.

33. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с.

34. Бочкарева, О. В. Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге [Электронный ресурс] / О. В. Бочкарева // Педагогический Вестник / ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и др. – 1997. – Вып. 4. – Режим доступа:http:// www.yspu/ yar.ru/vestnik/pedagogika_i_psichologiy/4_5/

35. Букаева, Н. Б. Методическое сопровождение становления педагогической культуры преподавателя вуза искусств: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. Б. Букаева. – Волгоград, 2006. – 24 с.

36. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240 с.

37. Бурцева, А. В. Развитие художественно-речевых способностей пятиклассников на основе интегративного подхода к изучению русского языка и дисциплин эстетического цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук / А. В. Бурцева. – СПб, 2006. – 25 с.

38. Буянов, В. Н. Дидактические условия формирования умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений: дис. … канд. пед. наук / В. Н. Буянов; – Ульяновск, 2004. – 189 с.

39. Введенская, Л. А. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов - на - Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – 512 с.

40. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М.: Высш. школа, 1991. – 207 с.

41. Вербицкий, А. А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения / А. А. Вербицкий. – М.: Знание, 1990. – 64 с.

42. Вердербер, Р. Психология общения. / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с.

43. Вершинина, Г. Б. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работы над коммуникативными умениями: дис. … д-ра пед. наук / Г. Б. Вершинина; - М., 1996. – 507с.

44. Вопросы педагогики, исполнительства и применения информационных технологий в музыкальном образовании: труды МГИМ им. А. Г. Шнитке. - М., 2005. – Вып. 10. -123 с.

45. Восприятие и деятельность / под ред. проф. А. Н. Леонтьева. – М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 320 с.

46. Восприятие музыки: сб. статей / ред.-сост. В. Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – 256 с.

47. Вуколова, Т. С. Общение в образовательном процессе (философско-социологический анализ): дис. … канд. философ. наук / Т. С. Вуколова; - М., 1997. – 233 с.

48. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 т / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – 504 с.

49. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

50. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. … д-ра пед. наук / Л. К. Гейхман; – Пермь, 2002. – 382 с.

51. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.

52. Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Секреты развития психики / С. В. Гиппиус. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 352 с.

53. Гиро, П. Частная и общественная жизнь римлян / П. Гиро. - СПб.: Алетейя, 1995. – 592 с.

54. Глен, В. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / В. Глен; пер. с анг. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 384 с.

55. Глозман, Ж. М. Общение и здоровье личности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. М. Глозман. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

56. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я.Гозман. – М.: Издательство Московского университета, 1987. – 169 с.

57. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина; под ред. проф. О. Я. Гойхман. – М.: ИНФРА – М., 2001. – 272с.

58. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин, - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Харвест, 2001. – 976 с.

59. Головко, Е. А. Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. А. Головко. - Ставрополь, 2004. – 27 с.

60. Гольденвейзер, А. Б. Статьи, материалы, воспоминания / под ред. Д. Д. Благого. - М.: Сов. композитор, 1969. – 448 с.

61. Горлинский, В. И. О некоторых аспектах развития профессионально-значимых качеств у учащегося-музыканта / В. И. Горлинский // Исторические и дидактические аспекты обучения музыкальному искусству: межвузовский сб. науч. тр. МГИМ им. А. Г. Шнитке. – М.: МГИМ, 2000. – С. 59-72.

62. Горский, В. А Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании / В. А. Горский, Л. Н. Ходунова //Дополнительное образование. - 2003. - №3. - С. 20 -29.

63. Государственный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0501 Инструментальное исполнительство (по видам инструмента) повышенный уровень среднего профессионального образования. – М., 2002. – 24 с.

64. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - М.: Музгиз, 1961. - 224 с.

65. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. - М.: «Педагогика», 1977. – 136 с.

66. Гретри, А. Мемуары и очерки о музыке / А. Гретри. - М.: Музгиз, 1939. – 183 с.

67. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения: Книга для учителя/ В. С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.

68. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2005. – 160 с.: ил.

69. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум / Т. Г. Григорьева. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116 с.

70. Громкова, М. Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: учеб. пособие для преподавателей учебных заведений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования / М. Т. Громкова. – М: НПИ «Профессионал – Ф», 2002. – 115 с.

71. Гузеев, В. В. Организация урока в форме проблемного семинара // В. В. Гузеев // Народное образование. – 2002. - № 8. - С. 85-90.

72. Гузеев, В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. – 128 с.

73. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование. 2000. – 240 с.

74. Гузеев, В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. – 224 с.

75. Гульянц, Е. Вступительная статья / Е. Гульянц // А. Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»: учеб. пособ. - М.: Сов. композитор, 1987. – С. 3-6.

76. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Проект, 2004. – 352 с.

77. Гуревич, П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 320 с.

78. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.

79. Данакин, Н. С. Деятельность и общение / Н. С. Данакин, Т. В. Кузьмина. – Белгород: Центр социальных технологий, 1997. – 102 с.

80. Дискуссия в научно-технической пропаганде и активном обучении: методическое пособие / сост. Н. В. Борисова, А. А. Соловьева. - М., Знание. –

39 с.

81. Дмитриенко, Н. А. Обучение общению как фактор личностно-профессионального роста студентов при изучении иностранного языка: дис. …канд. пед. наук / Н. А. Дмитриенко; Ростовсктй гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2002, - 167 с.

82. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

83. Дороганова, Л. М. Становление коммуникативности как профессионально-значимого качества личности учителя (в условиях учебно-воспитательного комплекса «Народное пение»): дис. … канд. пед. наук / Л. М. Дороганова; - Таганрог, 1999. – 271 с.

84. Евстафьев, В. Опыт моделирования учебного процесса / В.Евстафьев, Ф. Мельниченко / Высшее образование в России. -2002. - №2. - С.110-112.

85. Емельянов, С. А. Становление и развитие философии техники в России: дис. … канд. философ. наук / С. А. Емельянов; - СПб, 2001. - 151с.

86. Еникеев, М. И. Общая социальная и юридическая психология: краткий энциклопедический словарь / М. И. Еникеев, О. Л. Кочетков. - М.: Юрид. лит., 1997. – 448 с.

87. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. - М.: Изд-во «Флинта», 2003. – 323 с.

88. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинсктй. - М.: Педагогика, 1997. – 160 с.

89. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216с.

90. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов по пед. и психол. направлениям и специальностям. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. – 382 с.

91. Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании / В. П. Зинченко. - М.: Тривола, 1995. – 210 с.

92. Игнатова, И. Б. Коммуникативная культура языковой личности студентов-филологов: Монография / И. Б. Игнатова, С. М. Андреева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. – 200 с.

93. Игры - обучение, тренинг, досуг… / под ред. В. В. Петрусинского: в 4 кн. - М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

94. Ильяева, И. А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа / И. А. Ильяева. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. – 157 с.

95. Инновации в среднем профессиональном образовании. / Федеральное агентство по образованию. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. – 353 с.

96. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учеб. пособие / И. Ф. Исаев. - Москва-Белгород: Везелица, 1992. – 102 с.

97. Исаев, И. Ф. Функционально-дидактическая музыка: учеб. пособие / И. Ф. Исаев, Л. И. Глазунова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 96 с.

98. Исаев, И. Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность: учеб. пособие / И. Ф. Исаев, Л. Н. Макарова. - Москва; Белгород; Изд-во БелГУ, 2002. – 196 с.

99. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. - Москва-Белгород, 1993. -219 с.

100. Исторические и дидактические аспекты обучения музыкальному искусству: межвузовский сборник науч. тр. / ред.-сост. П. А. Хазанов. - М., МГИМ, 2000. – 126 с.

101. Каган, М. С. Мир общения / М. С. Каган. - М.: Политиздат - 1988. – 240 с.

102. Кан-Калик, В. А. Техника педагогического общения / В. А. Кан-Калик // Учителю о педагогической технике; под ред. Рувинского Л. И. - М.: Педагогика, 1987. - С. 14-48.

103. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

104. Карпова, Н. Л. Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» / Н. Л. Карпова // Психологический журнал. – 2001. -Т. - №4 (т. 22). - 2001. - С. 115-119.

105. Касаткин, С. Ф. Техника обратной связи. Мастер общения / С. Ф. Касаткин. - СПб.: Питер, 2002. – 192 с.

106. Каузова, А. Г. Исполнительская деятельность учителя музыки / А. И. Каузова //Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений; приложение. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 261-270.

107. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. – Рига: НТЦ «Эксперимент», 1998. – 180 с.

108. Князева, В. В. Методологический аппарат диссертационного исследования: творчество или формализм / В. В. Князева // Педагогика. - 2005. - №1. - С.100-108.

109. Кобина, Л. И. Личностно ориентированное обучение в педагогической системе профессиональной подготовки / Л. И. Кобина // Вопросы педагогики, исполнительства и применения информационных технологий в музыкальном образовании / МГИМ им. А. Г. Шнитке. – М., 2004. вып. 10. С. 86-93.

110. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

111. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах/ Я. Л. Коломинский. – Минск, 1976. – 350 с.

112. Конев, Ю. А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении: дис. … канд. пед. наук / Ю. А. Конев. – Хабаровск. - 1998. – 260 с.

113. Коновальчук, В. Н. Педагогический практикум по обучению творческому общению с учащимися / В. Н. Коновальчук, Т. В. Бабушкина. - Волгоград: Перемена, 1994. – 28 с.

114. Костюк, А. Г. О теории музыкального восприятия / А. Г. Костюк // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. - Киев: Музична Украiна, 1986. - С.7-48.

115. Котикова, Л. Н. Развитие культуры педагогического общения у будущего учителя иностранного языка в практике специальной предметной подготовки: дис. … канд. пед. наук / Л. Н. Котикова; - Комсомольск-на-Амуре, 2001. – 236 с.

116. Котомин, Е. В. Деятельность музыканта-педагога как творческий процесс / Е. В. Котомин // Психолого-педагогические проблемы фортепианного исполнительства; традиции и современность. - М.: МГУКИ, 2001. - С. 31-39.

117. Коцубинский, В. И. Особенности формирования педагогического мастерства преподавателя среднего специального учебного заведения: дис. … канд. пед. наук / В. И. Коцубинский; - Краснодар, 2000. – 167 с.

118. Кошарный, А. В. Формирование интерактивной самостоятельности подростков: дис… канд пед. наук / А. В. Кошарный; Белгородский гос. ун-т. - Белгород, 1997. – 200 с.

119. Кравчук, О. П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дис.. канд. пед. наук / О. П. Кравчук; Белгородский гос. ун-т. - Белгород, 2002. – 205 с.

120. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.

121. Краткий справочник по педагогической технологии / под. ред. Н. Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1997. – 64 с.

122. Кременштейн, Б. Л. Педагогические аспекты воспитания музыкального мышления в исполнительском классе / Б. Л. Кременштейн // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: Сб. тр. Вып.68. - М.: Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1983. - С.63-88.

123. Крутова, Н. В. Невербальное общение учителя / Н. В. Крутова // Школьные технологии. - 2002. - №6. - С.199-202.

124. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. - Ростов на-Дону: «Феникс», 2002. – 288 с.

125. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Народное образование, 2002. - С.7-53.

126. Кузьмина, Н. В. Профессирна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...