Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи художественного развития учащихся в 5 классе




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету изобразительному искусству в 5 классе

 

 

на 2011 – 2012 учебный год

 

Составитель:

Хохлова Юлия Николаевна,

учителя изобразительного искусства

I квалификационной категории

 

Пояснительная записка

к тематическому плану уроков по учебной программе

«Изобразительное искусство»

Данная рабочая программа курса изобразительного искусства адресована учащимся 5 класса основной общеобразовательной школы, разработанная на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству. Программы курса для 5-7 классов общеобразовательных учреждений (автор Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 2004.) и государственного образовательного стандарта. Данная программа является составной частью учебного плана МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна» и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

цель преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Задачи художественного развития учащихся в 5 классе

· формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает:

· формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

· формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на ее красоту;

· формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

· формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

· формирование художественно-творческой активности личности.

· Дети должны:

учиться анализировать произведения декоративно-прикладного искусства проявляя самостоятельность мыш­ления;

творчески включаться в индивидуальную и коллективную рабо­ту, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 2004.

В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 34 часа. Рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатекуи т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Тематический план ориентирован на использование:

учебника:

– Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - Москва «Просвещение» 2006 г.

дополнительных пособий для учителя:

– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1998;

– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1998;

– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;

– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агар, 1998;

– Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,

– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

– Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

 

Учебно – тематический план

 

(34 часа, 1 час в неделю)

 

Тематический блок Кол-во часов в год
  Тема «Древние корни народного искусства»  
  Тема «Связь времен в народ ном искусстве»  
  Тема «Декор, человек, общество, время»  
Итого:  

 

Календарно – тематический план

 

  № п/п   Название темы раздела Кол-во часов   № урока     Тема и тип урока   Домашнее задание дата
  план   факт
  Тема «Древние корни народного искусства»            
    Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы подбор иллюстративного материала по теме «Народное жи­лище. Изба»    
2-3 Декор русской избы. «Внутренний мир русской избы»   набор репродукций по теме «Интерьер на­родного жи­лища», интерьеры в русских сказках    
4-5 Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу» Сбор иллюстративного материала    
6-7 Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце подбор материала по теме «Народные вышивки»    
8-9 Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки   сбор иллюстративного материала о русском народном костюме.    
  Народный праздничный костюм   Подобрать материалы для изготовления кукол-берегинь.    
11-12 Изготовление кукл-берегинь в русском народном костюме (урок-практикум) подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)    
  Тема «Связь времен в народ ном искусстве»            
  1-3 Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки современным народным промыслам, подбор иллюстрации по темам: Гжель, Го­родец, Жос­тово    
  4-10 Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец, Хохлома Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме, На родные вышивки    
  Тема «Декор, человек, общество, время»            
    История возникновения матрёшки. Различные виды матрёшек их отличительные черты. Рисование матрёшки. подбор материала о современной моде    
2-3 Зачем людям украшения. Русский костюм и современная мода История создания Павловских платков, вологодских кружев и др. видов народного промысла сбор иллюстративного материала по народ­ным празд­никам    
4-5 Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок-практикум) Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края»    
  Народные промыслы родного края (урок-конференция) подбор ил­люстра- тивного мате­риала по ДПИ Древ­него Египта    
  Декор и положения человека в обществе подбор иллюстративного материала о ДПИ Древней Греции    
  Одежда говори о человеке Поисковая работа «Де­кор, человек, обще­ство, чте­ние»    
  0 чем рассказывают гербы и эмблемы      
10-11 «Красота земли род­ной» (обощающий урок-праздник, урок-практикум      
  Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок-викторина)        
Итого: 34 часа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...