Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Коммуникации в процессе управления




ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

п рограмма дисциплины и методические указания к выполнению

курсовых работ для студентов направления бакалавриата 080200.62«Менеджмент» 2-го и 3-го курсов заочной формы обучения

 

Редактор Г.С. Одинцова

 

 

Подписано к печати ________. Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Офсетная печать. Усл.п.л. ____. Уч.-изд.л. ____. Тираж ____ экз.

Заказ №______

 

 

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….…….4

1. Содержание теоретического курса “Теория менеджмента: теория организации”…………………………………………………………………..……5

2. Оформление и порядок выполнения курсовой работы…………………………..15

3. Тематика курсовых работ…………………………………………………………..15

4. Библиографический список………………………………………………………..17

4.1. Основная литература…………………………………………………………..17

4.2. Дополнительная литература…………………………………………….……..18

5. Приложения………………………………………………………………………

Введение

Непростая экономическая ситуация, в которой находятся многие российские предприятия, требует от руководителей всех уровней глубокого понимания сути современного управления, своей роли в этом процессе. Это не менее важно и для руководителей тех организаций, которые не испытывают названных сложностей, но также столкнулись с проблемами разработки новых, более эффективных стратегий деятельности, организации управления их практической реализацией, повышения интеллектуального, творческого потенциала предприятия и т.д.

Учитывая сказанное выше, курс «Теория менеджмента: теория организации» строится как дисциплина межотраслевого характера, которая отражает общие закономерности, подходы в управлении организациями различных сфер деятельности.

Настоящие методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления бакалавриата 080200.62 «Менеджмент». В первом разделе методических указаний изложено содержание теоретического курса. Во втором разделе сформулированы цели, даны структура и содержание курсовой работы.

В третьем разделе описан порядок выполнения курсовой работы. В четвёртом разделе сформулированы правила оформления курсовой работы.

Курсовая работа по дисциплине «Теория менеджмента: теория организации» является самостоятельной учебно-исследовательской работой. При достаточно высоком уровне её выполнения она может стать частью дипломного проекта, выполняемого студентом на 5-м курсе. Целью написания курсовой работы является закрепление теоретических занятий, полученных в ходе изучения дисциплин управленческого цикла, а также формирование навыков практического исследования проблем управления.

 

 

1. Содержание теоретического курса «Теория менеджмента:

Теория организации»

 

Тема 1. Сущность менеджмента и деятельности менеджера

Понятие «менеджмент», «менеджер». Взаимосвязь менеджмента и управления. Методические основы менеджмента. Роль эффективного ме­неджмента в становлении рыночных отношений в России.

Объект науки менеджмент. Определение «организации». Общие характеристики организаций: цели, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, зависи­мость от внешней среды. Формальные и неформальные организации. Предмет менеджмента. Управленческие отношения, их классификация. Развитие отношений управления в современных условиях. Содержание науки менеджмент и ее место в системе смежных наук. Управление как наука и искусство.

Исторические роли менеджера. Роли менеджера по классификации Г. Минцберга. Эффективность менеджера: психологические и непсихологи­ческие критерии эффективности. Основные виды менеджерской деятель­ности и их связь с эффективностью и преуспеванием менеджера. Социально-психологический портрет современного менеджера: биографические ха­рактеристики, способности, черты личности.

 

 

Тема 2. Процесс управления

Понятие процесса управления и его связи с системой управления; характе­ристики процесса управления; элементы процесса управления; взаимодей­ствия в процессе управления, функции управления, специфика функционального разделения труда в сфере управления.

Цели управления, их роль в осуществлении управлении. Требования, предъявленные к целям управления, структура и содержа­ние целей управления.

Методологические основы определения и постановки целей управле­ния. Роль прогнозирования в разработке целей управления.

Функциональное разделение труда в процессе управления. Классификация функций управления.

 

Тема 3. Коммуникации в процессе управления

Коммуникация как процесс, связывающий в единое целое и пронизы­вающий выполнение всех управленческих функций. Сущность коммуни­каций в процессе управления. Виды коммуникаций: между управляющей и управляемой подсистемами в системе управления, внутри управляющей подсистемы (между отдельными структурными подразделениями, между руководителем и подчиненным и т. д.), между организацией и внешней средой. Формальные и неформальные коммуникации. Использование ка­налов распространения слухов в управлении. Элементы коммуникацион­ного процесса: отправитель, сообщение, канал, получатель. Этапы комму­никационного процесса: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование; их характеристика. Обратная связь в процессе коммуникации. Источники шума в процессе коммуникации.

Межличностные коммуникации. Основные преграды на пути их осуще­ствления: восприятие информации, семантические барьеры, невербальные преграды, некачественная обратная связь, неумение слушать. Рекоменда­ции по преодолению препятствий в эффективном межличностном обмене информацией в процессе управления. Особенности делового общения.

Организационные коммуникации. Система информационного обеспе­чения управления, ее состав и характеристика. Эволюция информацион­ных систем управления в процессе усиления нестабильности внешней сре­ды организации. Документооборот в системе информационного обеспече­ния в управлении. Цель организационных коммуникаций. Симптомы не­эффективности организационных коммуникаций, причины, рекоменда­ции по их устранению.

 

Тема 4. Принятие управленческих решений

Сущность, роль и свойства решений в процессе управления. Требова­ния, предъявленные к качеству управленческих решений. Классификация решений по функциональному содержанию, сфере действия, продолжи­тельности осуществления, причинам возникновения и другим признакам.

Технология подготовки и принятия управленческого решения: выявле­ние и постановка проблемы; выработка вариантов решений, оценка вариантов, выбор опти­мального решения, реализация решения.

Методы оптимизации управленческих решений. Оптимизация решений по формализуемым проблемам с помощью методов исследования опера­ций и моделирования. Неформальные методы оптимизации управленче­ских решений: метод «Дельфи», мозговой атаки и т.п.

 

 

Тема 5. Планирование как функция управления

Взаимосвязь планирования с функциями: организации, моти­вация, контроль. Виды планирования. Стратегическое планирование и основные этапы его осуществления, их характеристика. Определение миссии и целей организации. Понятие мис­сии, ее взаимосвязь с целями. Множественность, непротиворечивость це­лей. Влияние на миссию и цели организационных ценностей и целей руко­водителей высшего уровня.

Прогнозирование условий деятельности органи­зации. Методы прогнозирования. Виды прогнозов, их использование. Оценка и анализ внешней среды организации. Факторы внешней среды: СТЭП-факторы (социальные, технологические, экономические, политические) и факторы конкурентного окружения. Характеристики внешней среды: сложность, подвижность, неопреде­ленность, взаимосвязанность факторов. Определение наиболее значимых для организации факторов. Составле­ние перечня внешних опасностей и возможностей со стороны внешней среды.

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сто­рон организации по следующим направлениям: производство, менеджмент, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы, организационная культура (обычаи, ценности, нравы) и имидж организации.

Анализ, выбор, реализация и оценка стратегии. Понятие «стратегия». Внешняя стратегия: рыночная, ресурсная, в отношении с обществом. Методы выбора рыночной стратегии (матрица Бостонской консалтинговой группы). Виды рыночной стратегии: ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание. Виды стратегии в отношении с обществом: сво­бодного предпринимательства, бережливая, филантропическая, популист­ская, социалистическая. Оценка эффективности стратегии. Внутренняя (организационная) стра­тегия.

 

Тема 6. Организация как функция управления

Взаимосвязь функции «организация» с другими функциями управления. Два аспекта «организации» применительно к управляющей подсистеме: построение организационной структуры управления и распределение пол­номочий и ответственности между звеньями управления.

Сущность делегирования и его роль в управлении. Ответственность и полномочия. Преимущества делегирования. Причины нежелания руково­дителей делегировать. Причины нежелания подчиненных участвовать в процессе делегирования. Обязанности руководителя и подчиненных в про­цессе делегирования. Правила (техника) делегирования: что, когда, кому и как можно делегировать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...