Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема учета навыка чтения во 2-ом классах.




Фамилия ученика Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста Чтение без ошибок Ответы по содержанию текста Выразительное чтение (подготовка заранее) Общая оценка

IV. Этапы работы над художественным произведением.

1) Подготовка к восприятию нового произведения. При подготовке к восприятию произведения Л.Н.Толстого «Лебеди» учитель задал в ходе беседы следующие вопросы:

a. Об отлете каких птиц сказано в стихотворении А.Фета «Осень»?

b. Какие еще птицы улетают от нас на зиму?

c. Кто из вас видел лебедей, где, какие они?

d. Почему птицы летят в далекий путь стаями?

e. Какие трудности ждут их в пути?

Задание.

Определите типологию данных вопросов:

(a) Вопросы, выявляющие читательский опыт детей;_______________________

(b) Вопросы, выявляющие жизненные впечатления детей;___________________

(c) Вопросы, активизирующие работу мысли и воображения детей;___________

 

2) Словарная работа на уроках чтения.

Прочитайте произведение из учебника___________________________________

(программа _______________________________________________),выделите слова для словарной работы на уроке, опишите приемы их объяснения.

_____________________________

_____________________________

 

3) Анализ художественных образов читаемого произведения.

 

При создании художественных образов автор использует разнообразные приёмы:

(a) Описание внешности;

(b) Прямые авторские характеристики;

(c) Самохарактеристика;

(d) Отношение других персонажей к герою;

(e) Поступки и поведение героя;

(f) Другие приёмы.

Задание:

Приведите примеры из произведений, включённых учебники по чтению для начальной школы, по каждому из приёмов.

4) Анализ изобразительно-выразительных средств. Используя словарь Литературоведческих терминов, охарактеризуйте виды тронов, использованных И. Буниным в произведении «Листопад».

5) Методика работы над планом.

Задание: Составьте разные варианты плана к произведению ____________________________________________________________________

 

(a) В форме вопросительных предложений;

(b) Цитатный план;

(c) Повествовательные предложения;

(d) Картинный план.

 

V. Специфика изучения произведений разных жанров.

1) Составить библиографический список статей из журнала ''Начальная школа'' по изучению произведений разных жанров (рассказ, сказка, басня и стихотворение) по схеме: автор, название статьи, год и номер журнала, краткое содержание (аннотация) статьи.

2) Познакомьтесь с памятками по анализу произведений разных жанров.

Задание:

Сформулируйте цели для урока чтения в соответствии с жанром и особенностями авторского курса литературного чтения.

 

ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ РАССКАЗА.

Примерный план:

1) Прочитайте рассказ.

2) Подумайте, на какую тему он написан, о каких событиях и героях рассказывает.

3) Определите идею произведения.

4) Определите сюжет рассказа, развитие действия, его композицию.

5) Проследите, как показаны главные персонажи, их характерные черты, причины их поступков, развитие действия, отношение автора к героям.

6) Охарактеризуйте особенности языка произведения.

7) Определите его познавательную и воспитательную ценность.

Система умений

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

1) Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

2) Умение устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать ''закон сцепления'' эпизодов.

3) Умение воспринимать образ персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий наряду с другими для раскрытия идеи.

4) Умение видеть позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения.

5) Умение осознавать художественную ценность произведения через:

-образ персонаж;

-композицию;

-сюжет;

-пейзаж;

-авторскую позицию.

ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ СКАЗКИ.

1) Причитай, определи тип сказки (волшебная, социально-бытовая, о животных), народная или авторская.

2) Охарактеризуйте персонажей: реалистичные и волшебные, положительные и отрицательные и т.д.

3) Отметь особенности сюжета и композиции сказки, наличие основных элементов (присказка, зачин, траекторное повторение событий, концовка и др.).

4) Определите сказочное место и время действия, функции добра и зла.

5) Определите тему и идею сказки.

 

Объём умений при ознакомлении со сказками:

1) Умение видеть специфическое начало сказки – зачин, благополучный конец для героев.

2) Умение определить сказочное место и время действия.

3) Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей, выделять их противопоставленность.

4) Умение находить и называть волшебные (чудесные) предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета.

5) Находить повторяющиеся эпизоды и соотносить их с характеристикой персонажей.

6) Умение определять специфические особенности волшебной, бытовой и сказки о животных.

ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ БАСНИ.

1) Вспомни определение басни.

2) Как характеризуют себя персонажам поступками и речевой манерой?

3) Каково отношение автора к персонажам басни?

4) Выдели простонародные слова и выражения, архаизмы, меткие изречения. 11.

5) Обрати внимание на композицию и сюжетостроение басни.

 

 

6) Какова идея басни, выраженная с помощью аллегории (иносказания) и морали?

7) Подготовься к выразительному чтению басни.

 

Основные представления, знания и умения по работе с басней.

1) Знание биографических сведений об авторе.

2) Понимание специфики басни:

-мораль;

-аллегория (иносказание);

-герои, мотивы их поведения.

3) Умение устанавливать последовательность действий в произведении (находить завязку, кульминацию, развязку).

4) Определение авторского отношения и собственной позиции к событиям и персонажам.

5) Умение подтверждать ответ выборочным чтением.

6) Умение пользоваться терминами: басня, мораль, аллегория (иносказание).

 

ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ.

1) Определи характер лирического стихотворения: живописная, пейзажная, размышления.

2) Определи настроение автора или лирического героя.

3) Выдели образные выражения, слова, создающие соответствующий настрой.

4) Нарисуй словесные иллюстрации к тексту стихотворения.

5) Поработай над выразительным чтением, передавая разнообразные эмоции, настроения, своеобразие стихотворного ритма.

Представления и знания при ознакомлении со стихотворением.

1) Знание специфики стихотворной речи: рифма, ритм, строфа и т.д.

2) Представление о средствах выразительности:

-зрительные и звуковые образы;

-олицетворения;

-сравнения (прямые и скрытые);

-элементы звуком

3) Представление о способах выражения авторского отношения к изображаемому им: непосредственное высказывание, опосредованное выражение через систему образов.

4) Умение соотнести биографические сведения о поэте и содержание стихов.

 

VI. Урок чтения в начальной школе.

Познакомьтесь с типовой структурой урока чтения и схемой анализа.

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА УРОКА ЧТЕНИЯ

1) Организация внимания учащихся.

2) Актуализация ранее изученного и проверка домашнего занятия:

(a) Индивидуальный опрос (чтение, пересказ, чтение наизусть, инсценирование, проверка творческих работ и др.);

(b) Фронтальный опрос (беседа по прочитанному: работа над языком произведения, сюжетов и т.д.);

(c) Микро итог и оценка ответов детей.

3) Изучение нового материала;

(a) Сообщение темы и цели урока;

(b) Подготовка к восприятию нового (вступительная беседа, рассказ, свободные высказывания, использования наглядности и ТСО);

(c) Первичное чтение (чтение учителем, подготовленными учащимися, совместное чтение про себя, прослушивание грамзаписи, просмотр диафильма);

(d) Проверка первичного восприятия (обмен впечатлениями, беседа);

(e) Повторное чтение произведения учащимися и анализ содержания, его композиции и изобразительно-выразительных средств языка;

(f) Работа в связи с чтением (деление произведения на части, составление плана, пересказ, словесное рисование, работа с иллюстрациями и т.д.);

(g) Обобщающая беседа.

4) Домашнее задание.

5) Итог урока. Мотивированное выставление отметок.

 

Примечание:

(a) Словарная работа может быть проведена на всех этапах урока.

(b) Работа над выразительным чтением ведётся на протяжении всего урока.

(c) Физ. минутка проводится по мере необходимости.

 

 

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ЧТЕНИЯ:

1) Содержание урока:

-тема урока;

-отбор материала, его литературоведческая характеристика;

-межпредметные и внутрипредметные связи.

2) Методическая сторона урока:

-цели и задачи урока, образовательные результаты;

-формы, методы и приёмы работы на уроке в соответствии с поставленными целями и спецификой читаемого произведения;

-оборудование урока;

-стимулирование и активизации деятельности учащихся;

-формирование навыков самостоятельного учебного труда.

3) Психолого-педагогические характеристики:

-активность учащихся;

-развитие мышления;

-работа над речью;

-индивидуальный подход;

-эмоциональность урока.

4) Общие выводы по уроку.

 

 

КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

ТЕТРАДЬ – ХРЕСТОМАТИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...