Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период – систематизации (1856 – 1960 гг.)




В конце XIX – начале XX века возникли очень крупные и громоздкие организации (тресты, синдикаты), неэффективные в управлении, что нередко приводило к кризисным ситуациям в экономике целых стран.

Данный период характерен формированием теоретических школ управления, упорядочиванием различных концепций и взглядов ведущих теоретиков того периода.

Классическая школа сформировалась к 1916 г. Её называют по-разному: «школа научного менеджмента», «традиционная школа» или «классическая». Представители этого направления рассматривали вопросы повышения эффективности производства, через:

– разработку дизайна рабочих мест,

– адаптацию рабочих;

– оптимизацию затрат времени на отдельные производственные операции.

Основателем данной школы является Фредерик Уинслоу Тейлор. Он открыл научное направление менеджмента, разработав методы НОТ, основанные на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Фредерик У. Тейлор (1856-1917) – американский инженер, автор работы «Основы научного менеджмента» (1911) и организатор движения «научного менеджмента». Под наукой Тейлор подразумевал систематические наблюдения и измерения, которые позволяют усовершенствовать работу за счет устранения ее лишних элементов, что могло резко повысить производительность и культуру труда, увеличить заработки и прибыль.

Его четыре принципа: разделения и кооперации труда, подбора персонала, разделения ответственности и оплаты труда за конечные результаты работы, развитые в других научных школах управления, – до сих пор остаются основными источниками эффективного управления любой организацией. Благодаря его исследованиям в дальнейшем развился кадровый менеджмент, усовершенствовались системы оплаты труда, оформилась научная организация труда и проектирование работы для рабочих и различных специалистов.

Супруги Ф. И Л. Джилберты продолжили дело Ф. Тейлора, разрабатывая новые методы НОТ. Интересен научный принцип организации рабочего места, который используется до сих пор.

Разновидностью этой школы является Административная школа, представители которой видели повышение эффективности производства в повышении эффективности администрирования (управления). Поэтому их деятельность была связана с изучением роли и функций менеджера на производстве.

Основателем данной школы был Анри Файоль (1841 – 1925 гг). – французский горный инженер, управляющий синдиката. Впервые выделил деятельность по управлению (1916) и описал 6 групп производственной деятельности любого предприятия и 5 функций любого менеджера.

Производственная деятельность состоит из 6 групп:

  • технологическая;
  • финансовая;
  • бухгалтерская;
  • снабжение;
  • сбыт;
  • администрирование.

Администрирование (управленческий труд) он видел в 5 функциях:

  • планирование и предвидение;
  • организация;
  • координация (подбор и расстановка кадров);
  • руководство (мотивация);
  • контроль.

Он же разработал 14 принципов менеджмента, которые актуальны и в настоящее время:

· разделение труда;

· авторитет и ответственность власти;

· дисциплина;

· единство руководства;

· единство распорядительства;

· подчинение частного интереса общему;

· вознаграждение труда;

· баланс между централизацией и децентрализацией;

· координация менеджеров одного уровня;

· порядок;

· справедливость;

· доброта и порядочность;

· уступчивость персонала;

· инициатива.

М. Блюмфилд разработал концепцию «менеджмент персонала» в 1917 г. Революционная идея о необходимости знаний о человеке, прежде чем им управлять.

Бюрократическая школа (1921 г). Бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами.

Немецкий социолог Макс Вебер обобщил опыт работы бюрократических организаций, показал источник их эффективности в виде жесточайшей регламентации деятельности всех служб и специалистов и тем самым обнаружил слабую сторону в их механистичности, жесткости, которая не позволяла им адаптироваться к изменениям.

Наступало время гибких, органических, приспосабливающихся организаций, более эффективно использующих человеческий фактор производства.

Главная убежденность представителей классической школы (научной и административной) в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому своей целью они видели обнаружение этого способа. Предельный рационализм классических школ менеджмента сковывал творческие силы трудовых коллективов, профессиональных менеджеров и опытных специалистов, что уменьшало прибыльность бизнеса и не позволяло организациям своевременно перестроиться при изменении условий производства или рынка.

Школа человеческих отношений (1927 г.).

Менеджмент все в большей степени опирался на профессиональные и личные качества персонала предприятий.

Основатель школы Элтон Мэйо. Он проводил социологические исследования на Хоторнской фабрике для изучения влияния внутригрупповых отношений на производительность труда. В результате выяснилась, что рабочая группа – это социальная система, в которой существует собственная система контроля. Воздействуя на такую систему, можно улучшить результат труда.

В данной школе получила развитие философия менеджмента Мэри Фоллет, основанная на индивидуальной мотивации. Она же развила концепцию группового подхода к решению проблем менеджмента, проанализировала стили руководства и разработала теорию лидерства. Она утверждала, что менеджмент – это управление организацией через людей.

На теоретиков данной школы большое влияние оказало бихивиористическое направление в психологии (40–60-х гг).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...