Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Эффективность процессов организационного

Проектирования

 

Эффективность проектирования организационных систем, отражающаяся в процессах построения организационной структуры, не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижение организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько ее внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариан­тов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей, поставленных в области производства, экономики, технического прогресса и социального развития. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, связать каждое конкретное организационное решение с его конечными результатами, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных управленческих и организационных характеристик качественного и количественного содержания. Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на взаимосвязанные группы (рис. 7.5).

К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.

Производительность аппарата управления определяется как коли­чество произведенной организацией конечной продукции или объемы выработанной в процессе управления информации, приходящейся на одного ра­ботника, занятого в аппарате управления.

Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование, соизмеряемые с объемами или результа­тами производственной деятельности. Для оценки экономичности могут ис­пользоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппа­рата управления в стоимости реализованной продукции, удельный вес управ­ленческих работников в численности промышленно-производственного пер­сонала, стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ.

Рис. 7.5. Показатели эффективности проектирования

организационных систем

Адаптивность системы управления определяется ее способностью вы­полнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся усло­вий. Чем шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

Гибкость характеризует свойство органов управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядо­ченности отношений. В принципе, гибкость структуры управления может оцениваться по многообразию форм взаимодействия управленческих органов, по номенклатуре решаемых подразделениями задач, по уровню централиза­ции, ответственности.

Оперативность принятия управленческих решений означает свое­временность выявления управленческих проблем и такую скорость их реше­ния, которая гарантирует максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обес­печи­вающих процессов.

Надежность аппарата управления в целом обеспечивается его безотказ­ным (соответствующим поставленным целям) функционированием. Если счи­тать качество определения целей и постановки проблем достаточным, то на­дежность аппарата управления может относительно полно характеризоваться его исполнительностью, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установ-ленных сроков и выделенных ресурсов.

Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем могут использоваться такие показатели, как уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний, нарушений административно-правового и технологического регламента.

Наделение организационной структуры такими качествами не может не дать экономического эффекта при реализации проекта. Большая ответственность за эффективность использования новой организационной структуры возлагается на руководство, которое должно проявить свои организационные способности при распределении функций между работниками и контролировать их выполнение.

Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы показателей для оценки эффективности организационной структуры, являются:

- обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей сис­теме целей организации;

- способность адекватного отражения динамичности управляемых про­цессов;

- сбалансированность и непротиворечивость показателей.

При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления и ее организационной структуры допускается использование не связанных в единую систему частных показателей. Основное требование к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

Какими бы критериями ни измерялась эффективность, принцип эффективности лежит в основе оценки любой организационной структуры и ее изменений. Выбор же подходящего критерия эффективности зависит от условий функционирования, миссии и стратегии организации, причин осуществляемых изменений.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Айвазян, К.З. Теория организации / К.З. Айвазян. – СПб.: Мир, 1999. – 480 с.

2. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.

3. Беляев, А.А. Системология организаций: учебник /А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 182 с.

4. Бовыкин, В. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления / В. Бовыкин. – М.: Экономика, 1997. – 368 с.

5. Виссема, Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): [пер. с англ.] / Х. Виссема. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 288 с.

6. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: ГАРДАРИКА, 1996. – 527 с.

7. Волкова, В.Н. Основы теории систем и системного анализа: учебное пособие / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. – СПб.: Издательство СПбГТУ, 1997. – 510 с.

8. Гальперин, С.Б. Экономическое обоснование и оценка эффективности проекта создания корпоративных структур / С.Б. Гальперин. – М.: Издательский дом НОВЫЙ ВЕК, 2001. – 56 с.

9. Гибсон, Дж.Л. Организация: поведение, структуры, процессы / Дж.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннели. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 662 с.

10. Глущенко, В.В. Исследование систем управления / В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. – М.: НПЦ «Крылья», 2000. – 416 с.

11. Голубков, Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России / Д.Ю. Голубков. – М.: Издательский Дом Альпина, 1999. –
272 с.

12. Горшкова, Л.А. Основы управления организацией. Практикум: учебное пособие / Л.А. Горшкова, М.В. Горбунова. – М.: КНОРУС, 2005. – 240 с.

13. Доблаев, В.Л. Теория организаций / В.Л. Доблаев. – М.: Институт молодежи, 1995. – 174 с.

14. Дженстер, П. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей: [пер. с англ.] / П. Дженстер, Д. Хасси. – М.: Издательский дом Вильямс, 2003. – 368 с.

15. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль. – СПб.: Питер, 1999. – 560 с.

16. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер; пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: РАИР-ПРЕСС, 1998. – 288 с.

17. Дэниелс, Дж. Д. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: [пер. с англ.] / Дж.Д. Дэниелс, Ли.Х. Фадеба. – М.: Дело ЛТД, 1994. – 784 с.

18. Ефремов, В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах / В.С. Ефремов. – М.: Финпресс, 2001. – 240 с.

19. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 126 с.

20. Корицкий, Э.Б. Научный менеджмент: российская история / Э.Б. Корицкий, Г.В. Нинцева, В.Х. Шетов. – СПб.: Питер, 1999. –
384 с.

21. Ларичев, О.И. Качественные методы принятия решений: Вербальный анализ решений / О.И. Ларичев, Е.М. Мошкович. – М.: Наука: Физматлит, 1996. – 207 с.

22. Мазур, И.И. Корпоративный менеджмент. Справочник для профессионалов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2003. – 1077 с.

23. Мильнер, Б.З. Теория организаций / Б.З. Мильнер. – М.:
ИНФРА-М, 1999. – 336 с.

24. Минцберг, Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации / Г. Минцберг. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

25. Питерс, Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): [пер. с англ.] / Т. Питерс, Р. Уотерман. – М.: Прогресс, 1986. – 429 с.

26. Пригожин, А.И. Методы развития организаций /А.И. Пригожин. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.

27. Рогожин, С.В. Теория организации: учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Экзамен, 2004. – 320 с.

28. Румянцева, З.П. Общее управление организацией: принципы и процессы. Модульная программа для менеджеров № 3/ З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 312 с.

29. Смирнов, Э.А. Теория организации: учебное пособие / Э.А. Смирнов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 248 с.

30. Смирнова, В.Г. Организация и ее деловая среда. Модульная программа для менеджеров № 2 / В.Г. Смирнова. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 214 с.

31. Уткин, Н. Эволюция менеджмента / Н. Уткин. – М.: Экономика и финансы, 1997. – 215 с.

33. Хайниш, С.В. Эффективность организационных систем. Из опыта управленческого консультирования / С.В. Хайниш. – М.: МНИИПУ, 1997. – 121 с.

 

Учебное издание

 

 

Князева Вероника Адольфовна

Татенко Галина Ивановна

Тронина Ирина Алексеевна

Журман Наталия Владимировна

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.