Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Муниципально-правовая ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.




Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это совокупность закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых по­следствий, которые могут наступать за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий (прав) по решению вопросов местного значения и реализацию отдельных государственных полномочий. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местно­го самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими про­тивоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности служат обеспечению функционирования местного самоуправления в ин­тересах населения, граждан, общества в целом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответст­венность органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправле­ния, а также основные формы этой ответственности. В соответствии со статьей 47 Закона, органы местного самоуправления и должно­стные лица местного самоуправления несут ответственность: а) перед населением муни­ципального образования; б) перед государством; в) перед физическими и юридическими лицами. Формы государственного и общественного контроля деятельности местного са­моуправления, закрепляемые Законом и обеспечивающие защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций, являются в то же время не­обходимым условием реализации норм муниципального права, устанавливающих ответст­венность органов и должностных лиц местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовой ответственности (ст. 70,72 и 76 Закона об общих принципах орга­низации местного самоуправления) являются: 1) органы местного самоуправления; 2) депутаты, члены выборных органов местного самоуправ­ления, выборные и иные должностные лица местного само­управления. Не­сут ответственность: а) Назначаемые - Органы и должностные лица местного самоуправления перед: = государством (ст. 70), = физическими и юридическими лицами (ст. 76), б) Выборные - Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления — перед населением (ст. 72). Конституционно-пра­вовая и муниципально-правовая ответственность имеет единую природу, что прояв­ляется в тождественности и взаимосвязанности: а) ле­жащих в их основе положений Конституции РФ и действую­щего законодательства, б) субъектов, в) санкций, г) оснований и порядке наступления этих видов юридической ответствен­ности. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности: 1. Относится к пуб­лично-правовой ответственности, в которой сочетаются поли­тические и правовые меры ответственности. 2. Основания их наступления - конкретные противоправные решения или действия (бездействие) субъекта этой ответственности в случае их подтверждения в судебном порядке. Такие формулировки названного Закона соответствуют прин­ципам и нормам правового государства. 3. Определенный в законодательстве порядок ее наступления - по инициативе населения. Например, в Законе г. Москвы «О референдумах в городе Москве» выделяются следующие стадии процесса от­зыва депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования: - назначение голосования об отзыве; - формирование комиссий по проведению такого голосо­вания; - регистрация и составление списков участников голосо­вания; - образование участков голосования; - информирование участников голосования и проведение агитации; - голосование и определение его результатов. Муниципально-правовые санкции можно разделить на группы: 1) правовосстановительные (факты признания судом муници­пального правового акта не соответствующим Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уставам) и законам субъектов РФ и прекращения действия такого акта); 2) предупредительные (направлены на предостере­жение субъекта муниципально-правовой ответственности от наступления в его отношении мер взыскания в случае неис­полнения им правовых предписаний суда); 3) меры взыскания (досрочное пре­кращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления: - досрочное отрешение от должности главы муниципального образо­вания высшим должностным лицом субъекта РФ, руководителем высшего ис­полнительного органа государственной власти субъекта РФ; - отзыв депутата и выборного должностного лица местного самоуправления и члена выборного органа местно­го самоуправления). Муниципальные служащие, осуществляющие свою трудовую деятельность в органе местного самоуправления на основе трудового контракта (договора), такой ответственности не не­сут, а могут привлекаться на общих основаниях к дисципли­нарной ответственности в соответствии с трудовым законода­тельством. В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа ме­стного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В дан­ном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы. В уставе муниципального образования могут быть закреплены различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц ме­стного самоуправления. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Феде­ральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» предусматривает, что подотчетность органов и должностных лиц мест­ного самоуправления определяется уставами муниципальных образований. Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля их деятельности очень важна инициатива жите­лей муниципального образования, их самоорганизация, осознание ими своих прав и инте­ресов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения. Ответственность органов и должностных лиц местного са­моуправления — это самостоятельное правовое явление, харак­теризующее процесс осуществления местного самоуправления и тем самым находящееся в сфере правового регулирования муниципального права. Такая ответственность проявляется в единстве позитивного и негативного аспектов. В общем виде ее позитивный смысл возникает из обязанности субъектов юридической ответствен­ности осуществлять положительные действия, точно следуя требованиям текущего законодательства и муниципальных пра­вовых актов. Негативный аспект связан с наступлением для ответственных субъектов неблагоприятных последствий в слу­чаях нарушения ими правовых норм, ненадлежащего осущест­вления своих задач и функций. Позитивная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предусматривается за решение соот­ветствующих вопросов местного значения, а негативная — на­ступает в результате утраты доверия населения, а также в слу­чае нарушения действующего законодательства (ответствен­ность перед государством, физическими и юридическими лицами). Особенностью отношений, регулируемых институтом муниципально-правовой ответственности, является то, что они воз­никают в области местного самоуправления, которое согласно Конституции РФ определяется как: - область граждан­ской инициативы и общественной активности населения, - самостоятельный уровень организации муниципальной власти, создаваемой для решения вопросов местного зна­чения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...