Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Методы химического образования.




Связь методов обучения с целями и содержанием химического образования. Понятия «методы химического образования» и «методы обучения химии». Классификация методов химического образования по уровню их функционирования (общелогические, общепедагогические, специфические химические) и по характеру выполняемых ими образовательных функций (методы обучения, развития и воспитания). Классификация методов обучения на основе их дидактического назначения (организационно-управленческие, мотивационно-стимулирующие, контрольно- оценочные). Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские). Обобщённая классификация методов обучения химии Р.Г. Ивановой, В.П. Гаркунова. Общелогические методы в химическом образовании. Общепедагогические методы в химическом образовании. Специфические методы в химическом образовании: наблюдение химических объектов и их изображений; моделирование химических объектов; описание химических объектов; объяснение химических фактов и явлений; предсказание химических фактов и явлений; химический эксперимент; решение химических задач.

Химический эксперимент как специфический метод и средство обучения химии. Различные подходы к классификации химического эксперимента. Типы школьного химического эксперимента и их дидактические особенности.

Решение химических задач как специфический метод обучения химии. Классификация химических задач. Типы расчётных и экспериментальных задач. Место задач в школьном курсе химии. Единый методический подход к решению задач в средней школе. Использование количественных понятий для решения расчётных задач. Методика изучения основных стехиометрических законов химии. Методика изучения закона постоянства состава и его значение для усвоения первоначальных химических понятий. Закон сохранения массы веществ и его экспериментальное обоснование.

Проблемное обучение химии как средство развития учащихся. Способы выявления учебных проблем в химии. Этапы осуществления проблемного обучения. Методы проблемного обучения химии. Условия и способы создания проблемных ситуаций. Психологическая структура проблемной ситуации. Уровни проблемности обучения химии. Особенности использования проблемного обучения на уроке. Метод проблемных учебных задач. Понятие о проблемно-интегративном обучении химии (Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов). Общая характеристика и классификация интегративных проблемных ситуаций. Химический эксперимент как средство создания проблемных ситуаций. Формы взаимодействия и характер общения учителя и ученика в процессе учебной деятельности. Функции учителя в режиме развивающего обучения химии. Особенности развивающего урока химии по сравнению с традиционным уроком.

 

Тема 5. Средства химического образования.

Понятие о системе средств обучения химии и учебном оборудовании. Сущность, классификация средств химического образования. Наглядные средства обучения и их классификация. Сочетание слова и наглядности. Требования к использованию наглядности.

Химический кабинет средней школы как необходимое условие для полноценного обучения химии. Современные требования к школьному кабинету. Система учебного оборудования кабинета химии. Оборудование рабочих мест учителя, учеников, лаборанта химического кабинета. Типовые перечни оборудования для химического кабинета. Приобретение и ведение учета оборудования, реактивов и посуды в школьном кабинете химии. Картотека оборудования и инвентарная книга. Должностные обязанности заведующего школьным кабинетом химии и лаборанта. Работы А.А. Грабецкого, Л.С.Зазнобиной, Т.С. Назаровой в области оборудования школьного кабинета химии.

Наглядные средства обучения химии. Таблицы, модели, рисунки и фото графии как средства обучения.

Особенности использования опорных сигналов и опорных конспектов по химии. Требования к их составлению. Технические средства, особенности их применения в обучении химии. Формы познавательных заданий по химии как образовательных средств.

Учебник химии как обучающая система. Роль и место учебника в учебном процессе. Краткая история школьных учебников химии. Требования к учебнику химии. Сравнительная характеристика современных учебников химии. Отражение в учебнике содержания предмета и организации учебной деятельности учащихся. Методика обучения учащихся работе с учебником. Рабочие тетради по химии с печатной основой как интерактивные учебные пособия. процесса.

Технические средства обучения, их виды и разновидности: меловая доска, кодоскоп (графопроектор), диапроектор, кинопроектор, эпидиаскоп, компьютер, интерактивная доска видео- и звуковоспроизводящая аппаратура.

Пути использования технических средств обучения для повышения познавательной активности обучаемых и повышения эффективности усвоения знаний. Дидактические возможности технических средств обучения и оценка эффективности их применения.

Компьютер как прибор для научного исследования и как средство обучения. Использование компьютера при проведении семинарского и лабораторного занятий. Роль компьютера в самообучении и самообразовании. Обучение химии при помощи телевидения и сети “Интернет”, недостатки и преимущества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...