Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль практики в условиях многоуровневого образования




Организация практики в начальной школе

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов по направлению 050100.62 Педагогическое образование

профиль подготовки Начальное образование

 

Череповец 2011

 

Рассмотрено на заседании кафедры начального образования, протокол № 1 от 30 августа 2011г.

Одобрено редакционной комиссией Института педагогики и психологии ЧГУ, протокол № от 2011

 

 

Организация практики в начальной школе: Учебно-методическое пособие для студентов по направлению 050100.62 Педагогическое образование. Профиль подготовки Начальное образование.

 

Составители: Ильичева В.А. - к.п.н., доцент каф. начального образования, Ильинская И.В. - к.п.н., доцент каф. начального образования, Савичева Т.Е. - доцент каф. начального образования, Чистякова Н.Н. - к.п.н., доцент каф. начального образования, Яковлева Е.В. - д.п.н., профессор каф. начального образования.

 

Рецензенты:

К.п.н., доцент кафедры педагогики Першина Т.В.,

д. п. н., профессор кафедры начального образования Бурова Л.И.

 

Научный редактор: д. п. н., профессор кафедры начального образования Яковлева Е.В.


 

Оглавление

Введение

1. Роль практики в условиях многоуровневого образования

2. Основные требования к организации практики в университете

2.1. Место учебной и производственной практик в структуре общеобразовательной программы университета

2.2 Цели и задачи учебной и производственной (педагогической) практик

2.3. Формы и место проведения практики

2.4. Основные требования к организации практики по направлению подготовки

2.5. Функции руководителя практики, групповых руководителей и методистов.

3. Учебная практика на 2 курсе.

3.1 Содержание учебной практики

3.2 Отчетная документация

4. Производственная (педагогическая) практика на 3 и 4 курсах

4.1. Содержание производственной практики на 3 курсе

4.2. Отчетная документация

4.3. Содержание производственной практики на 4 курсе

4.4. Отчетная документация

5. Методика переаттестации практики (для студентов заочной и заочной (сокращенной) форм обучения)

6. Требования к критериям оценки студентов-практикантов.

7. Приложения. В помощь студенту-практиканту

7.1. Приложение 1. Требования к ведению педагогического дневника

7.2. Приложение 2. Требования к заполнению индивидуального плана

7.3 Приложение 3. Структура конспекта зачетного воспитательного мероприятия.

7.4. Приложение 4. Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия

7.5. Приложение 5. Методические рекомендации к анализу воспитательного мероприятия

7.6. Приложение 6. Критерии оценки письменных работ младших школьников

7.7. Приложение 7. Подготовка студента-практиканта к уроку и структура конспекта зачетного урока.

7.8. Приложение 8. Методические рекомендации к анализу уроков

7.9. Приложение 9. Критерии оценки за зачетный урок студента-практиканта

7.10. Приложение 10. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики личности ребенка

7.11. Приложение 11. Методические рекомендации по составлению характеристики классного коллектива.

7.12. Приложение 12. Примерная схема отчета студента по итогам педагогической практики

7.13. Приложение 13. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

7. 14. Приложение 14. Список литературы

 

 


Введение

Выявление эффективных путей практического овладения бакалаврами опытом профессиональной педагогической деятельности является одной из основных задач в условиях многоуровнего образования в университете. Важным звеном в профессиональном становлении будущего учителя начальных клас­сов является практика. Именно в процессе практики появляется уникальная возможность соединить теоретическую подготовку студентов с их практической деятельностью.

Разработанное авторским коллективом учебно-методическое пособие включает основные требования по организации и проведению учебной и производственной (педагогической) практик студентами по направлению 50100.62 Педагогическое образование (профиль подготовки Начальное образование) и методические рекомендации к осуществлению учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.

Содержание разных видов практик строится с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: изучение специфики организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками; моделирование и проведение внеклассной работы; анализ нормативной документации; выполнение методической и исследовательской работы; изучение личности школьника и коллектива. Разработанное содержание практик отвечает требованиям ФГОС ВПО, общеобразовательной программе университета, Положению о практике в ЧГУ и позволяет сформировать у будущих педагогов комплекс психолого-педагогических компетенций: коммуникативных, организаторских, исследовательских.

Представленный материал поможет студентам создать целостное представление о прохождении практики с усложнением задач и содержания практики от курса к курсу. В функциональном отношении пособие выполняет роль связующего звена между теоретическим обучением в вузе и будущей самостоятельной работой студентов в школе.

Роль практики в условиях многоуровневого образования

Переход на многоуровневую модель подготовки бакалавр – магистр в современных условиях потребовал модернизации системы образования в ВУЗе в целом и в обучении будущих педагогов в частности. В новой концепции высшего образования акценты переносятся с узкопрофессионального подхода в подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности. Поскольку профессиональное формирование бакалавра становится неотделимо от личностного развития, то основными факторами его становления в процессе обучения в ВУЗе становятся творческая индивидуальность и профессиональная компетентность на основе теоретической и практической подготовки. Данный подход предполагает изменение содержания процесса обучения бакалавров в целом и содержания практики в частности.

Практика является важной составляющей процесса подготовки будущих педагогов и осуществляется на всех ступенях обучения в ВУЗе. Охарактеризовать ее можно как поэтапный процесс восхождения от выбора профессии до овладения ею в системе высшего педагогического образования. В период практики студент не просто углубляет или закрепляет знания, он их открывает и присваивает, убеждаясь в том, что теоретические знания делают педагога способным грамотно строить учебно-воспитательный процесс, анализировать и оценивать реальную педагогическую жизнедеятельность. В этих условиях проверяется правильность профессионального выбора, определяется наличие личностных данных, необходимых для работы с детьми.

В профессиональной подготовке будущих педагогов практика выполняет ряд функций:

- адаптационную, проявляющуюся в том, что студент не только знакомится с разными видами учебных заведений и организацией работы в них, но и привыкает к детям, к ритму педагогического процесса и начинает ориентироваться в системе внутришкольных отношений;

- обучающую, когда полученные знания проверяются практической деятельностью, происходит процесс выработки педагогических компетентностей, формируется педагогическое мышление, система убеждений и др.;

- воспитывающую, проявляющуюся в формировании мотивации, профессиональной «Я-концепции», в выработке необходимых для работы качеств (педагогический такт, выдержка, ответственность и др.), коммуникативных умений;

- развивающую, когда у студентов в практической деятельности проявляются педагогические способности, становятся актуальными и развиваются творческие задатки и способности. Студент учится мыслить и действовать как педагог;

- рефлексивную, являющуюся одной из важнейших функций. Только на практике студент может оценить свое эмоциональное состояние в процессе общения со всеми субъектами педагогической деятельности, проанализировать и оценить свои личностные и профессиональные качества как будущего педагога;

- диагностическую функцию, которая в равной мере направлена на ребенка, коллектив и самого себя.

Решающим и необходимым условием в содержании практики в условиях многоуровнего образования становится разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы деятельности: учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, духовное развитие и воспитание школьников.

Одним из важных направлений в содержании практики является ее исследовательский характер. Занимаясь педагогической деятельностью как исследовательской, будущий учитель субъективно переживает смысл использования научных знаний не только для повышения эффективности результатов учебно-воспитательной работы с детьми, но и для себя лично. В таком случае совершенствуются следующие новообразования - педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая рефлексия.

В условиях внедрения в образовательный процесс требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования подготовка будущих педагогов в процессе прохождения практики должна включать в себя как процесс (педагогическую деятельность, педагогическое общение, личность ребенка и личность педагога) так и результат (способность к саморазвитию, самообучению и самовоспитанию). Педагогическая практика при этом должна содержать в себе на каждом этапе элементы закрепления формирующегося опыта работы с детьми и вместе с тем постоянно усложняться. Усложнение должно быть предусмотрено по всем компонентам деятельности - от постановки целей до конечного результата.

Важной особенностью педагогической практики будущих педагогов в условиях начальной школы является ее комплексность, так как практика интегрирует в профессиональной подготовке студентов не только знания по психологии, педагогике, базовым дисциплинам (математике, русскому языку и др.), но и знания, усваиваемые по методикам - предметам, которые будут осваивать младшие школьники. При условии комплексного подхода к практике открывается возможность понимания связей между фундаментальными и прикладными знаниями и овладения приемами перехода от знания закономерностей педагогического процесса к их проявлениям в реальной жизнедеятельности, в конкретных педагогических ситуациях. Комплексный подход стимулирует активность студентов, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, дает возможность осознавать целостность процесса формирования личности школьника. Отсюда повышается значимость целенаправленной организации деятельности студентов на практике, обеспечивающей закрепление профессиональных знаний, умений и навыков.

В этом процессе значительную роль выполняют групповые руководители и методисты практики. Сила влияния их на процесс и результаты прохождения студентами практики неисчерпаемы, а профессионально-обучающие функции чрезвычайно многообразны. Они создают все необходимые предпосылки для движения от обыденного осознания педагогической практики к подлинно научному, теоретико-синтезированному, обеспечивая всю полноту проявления педагогических способностей личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...